Особенности адаптации ребенка к школе

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Консультация (1 класс) на тему:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, и т. д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением внутренней позиции школьника.

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребёнком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушёнными в учебных занятиях ещё до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребёнка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

К настоящему времени начальная школа перешла на четырёхлетнее обучение. Переход к четырёхлетнему начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников.

80-90 % детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность. Всё это резко снижает адаптационные возможности организма.

Четырёхлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребёнка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребёнка.

Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату класса.

Психофизические особенности ребёнка седьмого года жизни.

Дети седьмого года жизни способны осознавать своё положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться.

Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого, с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой).

Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка.

На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям шести лет координировать свои движения. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость ещё не велика и во многом зависит от условной организации обучения и индивидуальных способностей детей. Ребёнок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т.д.) не более 10-12 минут. Учитывая это, необходимо разнообразить деятельность в течение одного урока. Дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой ( за урок ребёнок может переключаться на разные виды деятельности не более трёх раз).

Особенности памяти таковы: ребёнок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания.

Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально ( иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и одобрения.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребёнок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространённого противоречия: с порога школы от ребёнка требуют того, что только ещё должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

В первый класс принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей. Обязательным условием для приёма в школу детей является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать их психохофизиологические особенности и особенности адаптации.

Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей(50-60%) адаптируются в течение первых двух-трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут).

У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до 1-го года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряжёнными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Учитель строит свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчёркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей.

Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребёнка и нарушению его психического здоровья.

Бывает, что учитель не учитывает существенное отличие ребёнка седьмого и восьмого года жизни и организует обучение в четырёхлетней начальной школе так же, как в трёхлетней, что отрицательно отражается на здоровье детей, развитии их интереса к учебной деятельности.

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение первоклассников должно строиться с учётом особенности организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные способности ученика. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п. Объём работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной

характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости»

Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребёнка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребёнка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания.

Особого внимания требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя — поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Нельзя спешить вызывать ребёнка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребёнка.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая, что и как делать.

При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия.

Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причём формулировку требования лучше высказывать не в категоричной форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет ли у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», т. е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Как уже было подчёркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например: все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в школьном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр — ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные). На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету — Планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.

Чтобы ребёнку было комфортно познавать азы знаний, необходима грамотная педагогическая помощь и поддержка детей в начальной школе.

Оказывая ученику ту или иную помощь, педагог тем самым поддерживает его; и, наоборот, поддерживая начинания, первые робкие, неуверенные действия ученика, если надо, вставая на его сторону, защищая его права, формируя общественное мнение, учитель помогает ему обрести уверенность в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений.

Признаки успешной адаптации.

Первый — удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.

Второй — насколько легко ребёнок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребёнок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми.

Если программа сложная, да ещё и предполагает изучение иностранного языка, то учителю начальных классов, учителю иностранного языка и родителям необходимо внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребёнка чрезмерной. Лучше её вовремя откорректировать, иначе последует множество проблем, в частности, проблема со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребёнок почувствует себя комфортнее?

Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью « У меня ничего не получается », иначе бороться с апатией придётся очень долго.

Третий признак успешной адаптации — степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребёнку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным признаком того, что ребёнок освоился в школьной среде, является его удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей ребёнка и его первого учителя. Для успешной работы учителю поможет анкета и памятки для родителей первоклассника.

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, и т. д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением внутренней позиции школьника.

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребёнком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушёнными в учебных занятиях ещё до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребёнка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

К настоящему времени начальная школа перешла на четырёхлетнее обучение. Переход к четырёхлетнему начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников.

80-90 % детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность. Всё это резко снижает адаптационные возможности организма.

Четырёхлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребёнка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребёнка.

Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату класса.

Психофизические особенности ребёнка седьмого года жизни.

Дети седьмого года жизни способны осознавать своё положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться.

Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого, с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой).

Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка.

На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям шести лет координировать свои движения. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость ещё не велика и во многом зависит от условной организации обучения и индивидуальных способностей детей. Ребёнок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т.д.) не более 10-12 минут. Учитывая это, необходимо разнообразить деятельность в течение одного урока. Дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой ( за урок ребёнок может переключаться на разные виды деятельности не более трёх раз).

Особенности памяти таковы: ребёнок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания.

Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально ( иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и одобрения.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребёнок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространённого противоречия: с порога школы от ребёнка требуют того, что только ещё должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

В первый класс принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей. Обязательным условием для приёма в школу детей является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать их психохофизиологические особенности и особенности адаптации.

Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей(50-60%) адаптируются в течение первых двух-трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут).

У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до 1-го года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряжёнными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Учитель строит свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчёркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей.

Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребёнка и нарушению его психического здоровья.

Бывает, что учитель не учитывает существенное отличие ребёнка седьмого и восьмого года жизни и организует обучение в четырёхлетней начальной школе так же, как в трёхлетней, что отрицательно отражается на здоровье детей, развитии их интереса к учебной деятельности.

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение первоклассников должно строиться с учётом особенности организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные способности ученика. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п. Объём работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной

характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости»

Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребёнка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребёнка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания.

Особого внимания требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя — поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Нельзя спешить вызывать ребёнка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребёнка.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая, что и как делать.

При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия.

Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причём формулировку требования лучше высказывать не в категоричной форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет ли у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», т. е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Как уже было подчёркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например: все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в школьном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр — ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные). На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету — Планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.

Чтобы ребёнку было комфортно познавать азы знаний, необходима грамотная педагогическая помощь и поддержка детей в начальной школе.

Оказывая ученику ту или иную помощь, педагог тем самым поддерживает его; и, наоборот, поддерживая начинания, первые робкие, неуверенные действия ученика, если надо, вставая на его сторону, защищая его права, формируя общественное мнение, учитель помогает ему обрести уверенность в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений.

Признаки успешной адаптации.

Первый — удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.

Второй — насколько легко ребёнок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребёнок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми.

Если программа сложная, да ещё и предполагает изучение иностранного языка, то учителю начальных классов, учителю иностранного языка и родителям необходимо внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребёнка чрезмерной. Лучше её вовремя откорректировать, иначе последует множество проблем, в частности, проблема со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребёнок почувствует себя комфортнее?

Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью « У меня ничего не получается », иначе бороться с апатией придётся очень долго.

Третий признак успешной адаптации — степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребёнку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным признаком того, что ребёнок освоился в школьной среде, является его удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей ребёнка и его первого учителя. Для успешной работы учителю поможет анкета и памятки для родителей первоклассника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы.

Учителю важно знать, какие нарушения есть у ребенка, чтобы помочь ему в обучении.

В целях увеличения объема и расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов (УИРС, НИРС)Академия Естествознания проводит V Общероссийскую сту.

Сохранение психологического здоровья воспитанников на современном этапе развития российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в .

Очень лёгкий и удобный в использовании.Рекомендую.

В статье говорится о том, с какими трудностями встречается первоклассник и его родители и как их преодолеть.

Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/10/osobennosti-adaptatsii-detey-k-shkole

Особенность периода адаптации ребенка к школе

Адаптация — процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Первый период адаптации — это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца — это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учиться говорить. Третий период — вхождение ребенка в коллектив (детский сад). Четвертый период — обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз — в детском саду, 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи и т.д.

В самом распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д. Человек, который вписывается в эту систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая.

Физиологическая адаптация.Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак переутомления). Многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. Дети, имеющие постоянные трудности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

Если наблюдаются такие признаки у ребенка к концу первой четверти, это повод обратиться за помощью к профессионалам – педагогам, врачам и психологам.

Психологическая адаптацияпредставляет собой процесс мотивации адаптивного поведения человека, формирование цели и программы ее реализации в ситуациях, отличаются значительной новизной и значимости. Это процесс взаимодействия личности ребенка и со средой, при котором ребенок должен учитывать особенности среды и активно влиять на него, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых связей. Процесс заключается в поиске и использовании адекватных средств и способов удовлетворения основных ее нужд, к которым относятся потребность в безопасности, физиологические потребности (в пище, сне, отдыхе в др.), потребность в принятии и любви, в признании и уважении, в самовыражении, самоутверждении и в развитии.

Социальная адаптация —это процесс, с помощью которого ребенок или детская группа достигают состояния социального равновесия при отсутствии переживания конфликта с окружающими людьми. Социальную адаптацию рассматривают как заключительный, итоговый этап адаптации в целом, что обеспечивает как физиологическое и психологическое, так и социальное благополучие личности.

Социальная адаптация проходит четыре основных стадии:

уравновешивания — установление равновесия между группой и личностью, которые проявляют взаимную терпимость к системе предпочтений и стереотипов поведения друг друга;

псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к социальной группе с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;

приспособления — признание и принятие систем предпочтений новой социальной общности, взаимные уступки;

уподобление — психологическая переориентация личности, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок согласно новой ситуации

Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит не только к ряду затруднений во взаимодействии с окружающим миром и в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов. В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса и связано это именно с трудностями адаптационного периода.

Признаки успешной адаптации первоклассников к школе. К концу первой четверти ребенок полностью адаптируется к школе. Признаками успешного завершения этого процесса служат:

· установление неформальных контактов с одноклассниками;

· положительный контакт с учителем;

· адекватное поведение в стенах учебного учреждения;

· овладение навыками самостоятельной учебной деятельности.

Задание 50. Подберите психолого-педагогические ситуации по проблеме адаптации первоклассников в школе для решения в группе. Рекомендуемая литература: Волков Б.С. Возрастная психология (Часть1, Раздел 7).

Источник: http://studopedia.ru/17_29740_osobennost-perioda-adaptatsii-rebenka-k-shkole.html

Особенность периода адаптации ребенка к школе

Адаптация — процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Первый период адаптации — это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца — это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учиться говорить. Третий период — вхождение ребенка в коллектив (детский сад). Четвертый период — обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз — в детском саду, 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи и т.д.

В самом распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д. Человек, который вписывается в эту систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая.

Физиологическая адаптация.Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак переутомления). Многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. Дети, имеющие постоянные трудности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

Если наблюдаются такие признаки у ребенка к концу первой четверти, это повод обратиться за помощью к профессионалам – педагогам, врачам и психологам.

Психологическая адаптацияпредставляет собой процесс мотивации адаптивного поведения человека, формирование цели и программы ее реализации в ситуациях, отличаются значительной новизной и значимости. Это процесс взаимодействия личности ребенка и со средой, при котором ребенок должен учитывать особенности среды и активно влиять на него, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых связей. Процесс заключается в поиске и использовании адекватных средств и способов удовлетворения основных ее нужд, к которым относятся потребность в безопасности, физиологические потребности (в пище, сне, отдыхе в др.), потребность в принятии и любви, в признании и уважении, в самовыражении, самоутверждении и в развитии.

Социальная адаптация —это процесс, с помощью которого ребенок или детская группа достигают состояния социального равновесия при отсутствии переживания конфликта с окружающими людьми. Социальную адаптацию рассматривают как заключительный, итоговый этап адаптации в целом, что обеспечивает как физиологическое и психологическое, так и социальное благополучие личности.

Социальная адаптация проходит четыре основных стадии:

уравновешивания — установление равновесия между группой и личностью, которые проявляют взаимную терпимость к системе предпочтений и стереотипов поведения друг друга;

псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к социальной группе с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;

приспособления — признание и принятие систем предпочтений новой социальной общности, взаимные уступки;

уподобление — психологическая переориентация личности, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок согласно новой ситуации

Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит не только к ряду затруднений во взаимодействии с окружающим миром и в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов. В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса и связано это именно с трудностями адаптационного периода.

Признаки успешной адаптации первоклассников к школе. К концу первой четверти ребенок полностью адаптируется к школе. Признаками успешного завершения этого процесса служат:

· установление неформальных контактов с одноклассниками;

· положительный контакт с учителем;

· адекватное поведение в стенах учебного учреждения;

· овладение навыками самостоятельной учебной деятельности.

Задание 50. Подберите психолого-педагогические ситуации по проблеме адаптации первоклассников в школе для решения в группе. Рекомендуемая литература: Волков Б.С. Возрастная психология (Часть1, Раздел 7).

Источник: http://studopedia.ru/17_29740_osobennost-perioda-adaptatsii-rebenka-k-shkole.html

Ссылка на основную публикацию