Социально трудовая адаптация детей воспитании

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Социально трудовая адаптация детей воспитании

Социально-трудовая адаптация детей с проблемами в развитии

Социально-трудовая адаптация детей с проблемами в развитии

Вязовик Юлия Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Санкт-Петербургского государственного бюджетного

стационарногое учреждения социального обслуживания

«Центр для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей №23»

Петроградского района Санкт-Петербурга

Из всех живых существ на земле дети, безусловно, самые ранимые. С самого рождения ребенок полностью зависит от окружающих взрослых, которые стараются помочь малышу освоиться в окружающем мире, но он все равно чувствует себя подавленным огромностью этого незнакомого и непонятного мира. Должно пройти два года, прежде чем ребенок будет осознанно двигаться, произносить первые фразы, его станут понимать окружающие.

Но очень много неожиданностей и неприятностей могут обрушиться на совсем еще маленькое существо: болезни, бытовые травмы, стрессы, что наносит непоправимый вред его психике и затормаживает его физический и интеллектуальный рост. А если еще присутствуют такие дефекты, как дефект внутриутробного развития и родовая травма и если несвоевременно обратить на них внимания и не принять необходимых мер, то тяжелые нежелательные явления станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности, как биологические, так и социальные.

Поэтому важнейшей задачей педагогов детских домов является обеспечение максимально- высокого уровня умственного, нравственного и физического развития, подготовка к самостоятельной трудовой жизни в обществе.

Социально- трудовая адаптация детей с проблемами в развитии.

Наряду со всесторонним развитием личности детские дома должны решать проблему их адаптации к окружающей среде. Под адаптацией принимается процесс приспособления живых существ к условиям среды. Адаптационные механизмы достаточно сложные, поскольку в человеке сохраняются приспособительные функции, присущие биологическим органам и появляются новые социальные. Личность не только приспосабливается к данным природным и социальным условиям, но изменяет и приспосабливает их на себя.

Социология рассматривает социальную адаптацию как двусторонний процесс, где человек подвергается воздействию среды и сам приспосабливает ее к себе. Процесс адаптации представляет собой объективные моменты человеческой деятельности, направленные на достижение определенных целей.

Поскольку основным компонентом человеческой жизни является труд, то и самым важным звеном в социальной адаптации является, профессиональная адаптация, представляющая собой сложный процесс приобщения к труду, к особенностям избранной специальности. В связи с тем, что профессиональная адаптация начинается с приобщением к труду еще на ранних стадиях на ранних этапах развития ребенка, в его дошкольном возрасте, затем продолжается в школе и в профессионально- техническом училище, а заканчивается началом трудовой деятельности на производстве, профессиональную адаптацию подразделяют на подвиды: учебную и трудовую.

Учебная адаптация- процесс приобщения детей к учебному труду, направленному на приобретение знаний, умений, навыков для дальнейшей трудовой деятельности.

Трудовая адаптация включает в себя две взаимосвязанных стороны: профессиональную и социально- психологическую.

Если профессиональная сторона процесса трудовой адаптации достаточно разработана и по окончании срока обучения в профессионально-техническом училище наши воспитанники имеют достаточно устойчивые навыки профессиональной деятельности, то социально- психологическая сторона представляет собой значительные затруднения адаптации воспитанника детского дома к условиям производства:

-адаптация к психологическому климату коллектива,

— к стилю и требованию руководителя,

— к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе,

— к условиям труда данного производства.

Придавая большое значение трудовой деятельности в жизни детских домов, как основного и единственного способа достижения материального обеспечения, необходимо создать развивающую среду, которая будет «работать» на развитие личности ребенка, на формирование у него разумных потребностей, духовных запросов, развитие самостоятельности, активности, способности преодолевать трудности в тех типичных ситуациях, которые могут возникнуть в реальной жизни за стенами детского дома.

Специфика контингента воспитанников детских домов состоит в негативном результате их неблагополучного детства- задержке психического развития, умственном отставании, трудностях в учебном процессе, в общении. Находясь в детском доме, такой ребенок нуждается в ускоренном развитии, социальной реабилитации, расширении его «зоны ближайшего развития». Значит, особое значение приобретает индивидуализация учебно- воспитательного процесса.

Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. Для самого ребенка окружающая среда как бы поделена на 2 формы: мир вещей и мир людей. В этих двух системах происходит процесс развития личности. Полноценное освоение мира вещей ребенком может быть обеспечено только при взаимодействии со взрослыми, когда дети усваивают задачи, мотивы и нормы отношений в деятельности. Таким образом, взрослый человек выступает перед ребенком как носитель способов действий с предметами и общественно выработанных норм для ориентации в окружающей действительности.

Окружающая среда ускоряет или подавляет наши действия, является источником информации для человека. Самая неблагоприятная – пустая, бессодержательная среда. Перенасыщенная среда также неблагоприятна, так как ослабляет межличностные связи.

Оптимальная среда та, которую каждый человек может в определенной степени изменить в соответствии со своими потребностями. Среде должна быть присуща как стабильность, устойчивость, так и изменение. Среда, созданная человеком, неизбежно влияет на его психику, восприятие, поведение, движение, понимание окружающего пространства.

Среда в детском доме должна быть развивающей, стимулирующей активность, побуждающей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Для этого целесообразно воспитателю преодолевать психологическую разницу в позициях, когда взрослый только управляет, а ребенок только подчиняется. Контакт при этом невозможен. Следует помнить, что самые доверительные беседы ведутся «глаза в глаза». Планировка помещения должна обеспечивать возможность уединения с ребенком для беседы, общения с ним на контактной основе. Ребенок должен иметь возможность побыть наедине, пообщаться с другом. Средством для этого может быть формирование системы зон с разной степенью изоляции. Важны так же звуковой дизайн, освещение.

Необходимо иметь кухонный блок для обучения детей разного возраста по приготовлению пищи. Важно иметь зону творчества для свободного самовыражения детей в рисунке, лепке. Важнейшая сфера активности, особенно детей дошкольного возраста- игра. Создание игровой зоны способствует пробуждению творческой активности детей, развитию организаторских способностей.

Детский дом по своему обустройству должен быть уютным, компенсирующим теплоту родного дома. Как в обычном доме нужны условия и спортивный инвентарь: лыжи, коньки, велосипеды и помещение для хранения инвентаря. Очень нужны в детском доме мастерские: для девочек- швейные машины, для мальчиков- верстаки, где каждый воспитанник найдет себе дело по душе.

В понятие «мой дом» должен входить набор любимых вещей, предметов, игрушек, которые не могут быть списаны, выброшены. В жилой зоне у каждого ребенка должно быть индивидуальное пространство, тумбочка. Окружение ребенка должно давать разнообразие впечатлений, побуждать активность детей , гасить вспышки агрессии, раздражительности. Нужно всячески развивать чувство причастности, привязанности ребенка к своему дому, что создает чувство надежного тыла и эмоционального равновесия.

В плане трудового становления необходимо обратить внимание на огромную роль и социальную ответственность детских домов за трудовую подготовку детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Начиная с раннего возраста необходимо обратить внимание на огромную роль и социальную ответственность детских домов за трудовую подготовку детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Начиная с раннего возраста необходимо привлекать детей к труду по самообслуживанию: соблюдение личной гигиены и внешнего вида, формировать культурно- гигиенические навыки во время еды. Формирование умений и навыков обеспечение жизни и деятельности: умение приготовить пищу, ухаживать за одеждой и обувью, оформить место своей деятельности, формирование культуры взаимоотношений со средой проживания.

Начиная со второго полугодия второго года обучения, проводится работа с детьми по обучению ручному труду, где происходит совершенствование моторной сферы, системы зрительно- двигательных координаций, мелкой моторики рук, сочетаемости движений. В то же время необходимо привлекать детей к выполнению элементарных трудовых поручений, что подготавливает ребят к хозяйственно- бытовому труду.

На третьем году обучения вводятся обязательные дежурства детей, которые приучают детей к большей самостоятельности, формирует у них чувство ответственности, ловкости, развивают память.

В трудовом воспитании большое значение уделяется хозяйственно- бытовому труду, особенно совместному со взрослыми, где формируется навык ухода за жильем, осуществляется закрепление знаний о гигиене жилища, развиваются навыки труда в домашнем хозяйстве. Привлекая детей к совместному труду, необходимо учитывать их индивидуальные склонности, помнить о различной направленности интересов мальчиков и девочек. Возросшие возможности детей позволяют их привлекать к разнообразному труду в природе, что приобщает к сельскохозяйственным работам, формируется уважительное отношение к людям труда, к результатам их деятельности. При знакомстве ребят с трудом людей разных профессий делать акции на общественно- полезной значимости труда.

Вся работа должна быть направлена на разумное развитие трудовых навыков, эмоций и чувств ребенка согласно возрастным и индивидуальным особенностям.

Детская трудовая деятельность анализируется, оценивается в конце недели, лучшие поощряются. Вся работа воспитателей и помощников воспитателей направлена на то, чтобы ребенок сам умел и имел желание создать уют в доме, стремился к комфорту, созданию приемлемой жизненной среды, ибо человек с детства приученный к труду вырастает собранным, ответственным, так как каждое даже маленькое трудовое усилие вносит свою лепту в укрепление привычки, воли, характера, недаром Ф. Вольтер писал: «Работа избавит нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды».

1. Необходимо знать, что коррекционная работа не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к приобретению отдельных умений и навыков. Она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

2. Необходимо помнить, что главный принцип, которым надо руководствоваться- принцип гуманности, уважения человеческого достоинства ребенка. Он заключается в том, чтобы создать каждому ребенку необходимые условия, при которых он может развивать свои способности.

3. Никогда не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, это должно стать правилом для каждого, кто занимается воспитанием детей.

4. Воспитателю необходимо помнить: у ребенка всегда должны быть заняты руки и голова, тогда создается ситуация, которая толкает ребенка на путь компенсации.

5. Следует уважать право ребят на свою индивидуальность.

6. Нельзя предъявлять слишком высокие требования, необходимо учитывать психофизические возможности ребенка. Перегрузка может привести к резкому снижению работоспособности, к срывам в поведении, к появлению нежелательных черт характера.

7. Четкая и конкретная постановка задачи и предъявление соответствующих требований к ребятам, спокойная, доброжелательная обстановка, единство требований со стороны всех взрослых- вот залог успеха выработки прочных навыков и организации поведения детей.

8. Освобождение ребенка от каких- либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять, как форму поощрения, это тормозит формированию трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувства ответственности. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как наказание.

9. Лучшее лекарство при работе с неуравновешенными, импульсивными детьми- активная целеустремленная деятельность, повседневное участие в трудовой деятельности.

Источник: http://aneks.spb.ru/raznoe/sotcialno-trudovaia-adaptatciia-detei-s-problemami-v-razvitii.html

Социально трудовая адаптация детей воспитании

Социально-трудовая адаптация детей с проблемами в развитии

Социально-трудовая адаптация детей с проблемами в развитии

Вязовик Юлия Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Санкт-Петербургского государственного бюджетного

стационарногое учреждения социального обслуживания

«Центр для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей №23»

Петроградского района Санкт-Петербурга

Из всех живых существ на земле дети, безусловно, самые ранимые. С самого рождения ребенок полностью зависит от окружающих взрослых, которые стараются помочь малышу освоиться в окружающем мире, но он все равно чувствует себя подавленным огромностью этого незнакомого и непонятного мира. Должно пройти два года, прежде чем ребенок будет осознанно двигаться, произносить первые фразы, его станут понимать окружающие.

Но очень много неожиданностей и неприятностей могут обрушиться на совсем еще маленькое существо: болезни, бытовые травмы, стрессы, что наносит непоправимый вред его психике и затормаживает его физический и интеллектуальный рост. А если еще присутствуют такие дефекты, как дефект внутриутробного развития и родовая травма и если несвоевременно обратить на них внимания и не принять необходимых мер, то тяжелые нежелательные явления станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности, как биологические, так и социальные.

Поэтому важнейшей задачей педагогов детских домов является обеспечение максимально- высокого уровня умственного, нравственного и физического развития, подготовка к самостоятельной трудовой жизни в обществе.

Социально- трудовая адаптация детей с проблемами в развитии.

Наряду со всесторонним развитием личности детские дома должны решать проблему их адаптации к окружающей среде. Под адаптацией принимается процесс приспособления живых существ к условиям среды. Адаптационные механизмы достаточно сложные, поскольку в человеке сохраняются приспособительные функции, присущие биологическим органам и появляются новые социальные. Личность не только приспосабливается к данным природным и социальным условиям, но изменяет и приспосабливает их на себя.

Социология рассматривает социальную адаптацию как двусторонний процесс, где человек подвергается воздействию среды и сам приспосабливает ее к себе. Процесс адаптации представляет собой объективные моменты человеческой деятельности, направленные на достижение определенных целей.

Поскольку основным компонентом человеческой жизни является труд, то и самым важным звеном в социальной адаптации является, профессиональная адаптация, представляющая собой сложный процесс приобщения к труду, к особенностям избранной специальности. В связи с тем, что профессиональная адаптация начинается с приобщением к труду еще на ранних стадиях на ранних этапах развития ребенка, в его дошкольном возрасте, затем продолжается в школе и в профессионально- техническом училище, а заканчивается началом трудовой деятельности на производстве, профессиональную адаптацию подразделяют на подвиды: учебную и трудовую.

Учебная адаптация- процесс приобщения детей к учебному труду, направленному на приобретение знаний, умений, навыков для дальнейшей трудовой деятельности.

Трудовая адаптация включает в себя две взаимосвязанных стороны: профессиональную и социально- психологическую.

Если профессиональная сторона процесса трудовой адаптации достаточно разработана и по окончании срока обучения в профессионально-техническом училище наши воспитанники имеют достаточно устойчивые навыки профессиональной деятельности, то социально- психологическая сторона представляет собой значительные затруднения адаптации воспитанника детского дома к условиям производства:

-адаптация к психологическому климату коллектива,

— к стилю и требованию руководителя,

— к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе,

— к условиям труда данного производства.

Придавая большое значение трудовой деятельности в жизни детских домов, как основного и единственного способа достижения материального обеспечения, необходимо создать развивающую среду, которая будет «работать» на развитие личности ребенка, на формирование у него разумных потребностей, духовных запросов, развитие самостоятельности, активности, способности преодолевать трудности в тех типичных ситуациях, которые могут возникнуть в реальной жизни за стенами детского дома.

Специфика контингента воспитанников детских домов состоит в негативном результате их неблагополучного детства- задержке психического развития, умственном отставании, трудностях в учебном процессе, в общении. Находясь в детском доме, такой ребенок нуждается в ускоренном развитии, социальной реабилитации, расширении его «зоны ближайшего развития». Значит, особое значение приобретает индивидуализация учебно- воспитательного процесса.

Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. Для самого ребенка окружающая среда как бы поделена на 2 формы: мир вещей и мир людей. В этих двух системах происходит процесс развития личности. Полноценное освоение мира вещей ребенком может быть обеспечено только при взаимодействии со взрослыми, когда дети усваивают задачи, мотивы и нормы отношений в деятельности. Таким образом, взрослый человек выступает перед ребенком как носитель способов действий с предметами и общественно выработанных норм для ориентации в окружающей действительности.

Окружающая среда ускоряет или подавляет наши действия, является источником информации для человека. Самая неблагоприятная – пустая, бессодержательная среда. Перенасыщенная среда также неблагоприятна, так как ослабляет межличностные связи.

Оптимальная среда та, которую каждый человек может в определенной степени изменить в соответствии со своими потребностями. Среде должна быть присуща как стабильность, устойчивость, так и изменение. Среда, созданная человеком, неизбежно влияет на его психику, восприятие, поведение, движение, понимание окружающего пространства.

Среда в детском доме должна быть развивающей, стимулирующей активность, побуждающей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Для этого целесообразно воспитателю преодолевать психологическую разницу в позициях, когда взрослый только управляет, а ребенок только подчиняется. Контакт при этом невозможен. Следует помнить, что самые доверительные беседы ведутся «глаза в глаза». Планировка помещения должна обеспечивать возможность уединения с ребенком для беседы, общения с ним на контактной основе. Ребенок должен иметь возможность побыть наедине, пообщаться с другом. Средством для этого может быть формирование системы зон с разной степенью изоляции. Важны так же звуковой дизайн, освещение.

Необходимо иметь кухонный блок для обучения детей разного возраста по приготовлению пищи. Важно иметь зону творчества для свободного самовыражения детей в рисунке, лепке. Важнейшая сфера активности, особенно детей дошкольного возраста- игра. Создание игровой зоны способствует пробуждению творческой активности детей, развитию организаторских способностей.

Детский дом по своему обустройству должен быть уютным, компенсирующим теплоту родного дома. Как в обычном доме нужны условия и спортивный инвентарь: лыжи, коньки, велосипеды и помещение для хранения инвентаря. Очень нужны в детском доме мастерские: для девочек- швейные машины, для мальчиков- верстаки, где каждый воспитанник найдет себе дело по душе.

В понятие «мой дом» должен входить набор любимых вещей, предметов, игрушек, которые не могут быть списаны, выброшены. В жилой зоне у каждого ребенка должно быть индивидуальное пространство, тумбочка. Окружение ребенка должно давать разнообразие впечатлений, побуждать активность детей , гасить вспышки агрессии, раздражительности. Нужно всячески развивать чувство причастности, привязанности ребенка к своему дому, что создает чувство надежного тыла и эмоционального равновесия.

В плане трудового становления необходимо обратить внимание на огромную роль и социальную ответственность детских домов за трудовую подготовку детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Начиная с раннего возраста необходимо обратить внимание на огромную роль и социальную ответственность детских домов за трудовую подготовку детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Начиная с раннего возраста необходимо привлекать детей к труду по самообслуживанию: соблюдение личной гигиены и внешнего вида, формировать культурно- гигиенические навыки во время еды. Формирование умений и навыков обеспечение жизни и деятельности: умение приготовить пищу, ухаживать за одеждой и обувью, оформить место своей деятельности, формирование культуры взаимоотношений со средой проживания.

Начиная со второго полугодия второго года обучения, проводится работа с детьми по обучению ручному труду, где происходит совершенствование моторной сферы, системы зрительно- двигательных координаций, мелкой моторики рук, сочетаемости движений. В то же время необходимо привлекать детей к выполнению элементарных трудовых поручений, что подготавливает ребят к хозяйственно- бытовому труду.

На третьем году обучения вводятся обязательные дежурства детей, которые приучают детей к большей самостоятельности, формирует у них чувство ответственности, ловкости, развивают память.

В трудовом воспитании большое значение уделяется хозяйственно- бытовому труду, особенно совместному со взрослыми, где формируется навык ухода за жильем, осуществляется закрепление знаний о гигиене жилища, развиваются навыки труда в домашнем хозяйстве. Привлекая детей к совместному труду, необходимо учитывать их индивидуальные склонности, помнить о различной направленности интересов мальчиков и девочек. Возросшие возможности детей позволяют их привлекать к разнообразному труду в природе, что приобщает к сельскохозяйственным работам, формируется уважительное отношение к людям труда, к результатам их деятельности. При знакомстве ребят с трудом людей разных профессий делать акции на общественно- полезной значимости труда.

Вся работа должна быть направлена на разумное развитие трудовых навыков, эмоций и чувств ребенка согласно возрастным и индивидуальным особенностям.

Детская трудовая деятельность анализируется, оценивается в конце недели, лучшие поощряются. Вся работа воспитателей и помощников воспитателей направлена на то, чтобы ребенок сам умел и имел желание создать уют в доме, стремился к комфорту, созданию приемлемой жизненной среды, ибо человек с детства приученный к труду вырастает собранным, ответственным, так как каждое даже маленькое трудовое усилие вносит свою лепту в укрепление привычки, воли, характера, недаром Ф. Вольтер писал: «Работа избавит нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды».

1. Необходимо знать, что коррекционная работа не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к приобретению отдельных умений и навыков. Она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

2. Необходимо помнить, что главный принцип, которым надо руководствоваться- принцип гуманности, уважения человеческого достоинства ребенка. Он заключается в том, чтобы создать каждому ребенку необходимые условия, при которых он может развивать свои способности.

3. Никогда не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, это должно стать правилом для каждого, кто занимается воспитанием детей.

4. Воспитателю необходимо помнить: у ребенка всегда должны быть заняты руки и голова, тогда создается ситуация, которая толкает ребенка на путь компенсации.

5. Следует уважать право ребят на свою индивидуальность.

6. Нельзя предъявлять слишком высокие требования, необходимо учитывать психофизические возможности ребенка. Перегрузка может привести к резкому снижению работоспособности, к срывам в поведении, к появлению нежелательных черт характера.

7. Четкая и конкретная постановка задачи и предъявление соответствующих требований к ребятам, спокойная, доброжелательная обстановка, единство требований со стороны всех взрослых- вот залог успеха выработки прочных навыков и организации поведения детей.

8. Освобождение ребенка от каких- либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять, как форму поощрения, это тормозит формированию трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувства ответственности. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как наказание.

9. Лучшее лекарство при работе с неуравновешенными, импульсивными детьми- активная целеустремленная деятельность, повседневное участие в трудовой деятельности.

Источник: http://aneks.spb.ru/raznoe/sotcialno-trudovaia-adaptatciia-detei-s-problemami-v-razvitii.html

«Здоровью – да!»

Глава 1. Социально- трудовая адаптация детей( подростков)

оставшихся без попечения родителей.

Социальная адаптация подросток в обществе.

Понятие адаптация. Виды адаптации.

По разным причинам в России появляется все больше детей (подростков), чье социальное становление происходит вне семьи — в детских домах, школах-интернатах и приютах. У этих детей (подростков) горькое детство и как правило не сладко приходится им и потом, во взрослой жизни. Они многое не умеют делать. Их надо учить. Иными словами» адаптировать к жизни в обществе».

Понятие «адаптация» от латинского слова (adapto — приспособляю) это приспособление организма к внешним условиям. [20. с.23]

Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и др.), но и может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями.

Биологическая адаптация- приспособление организма к окружающим условиям.

Психологическая адаптация — выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Социально- психологическая адаптация- это оптимизация взаимоотношений личности, и группы, сближение целей их деятельности, ценностных групп, вхождение их в реальную структуру.

Социальная адаптация- это постоянный процесс активного приспособления индивида к новым условиям социальной среды.

Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение, к историческим эмоционально- чувственным, ценностно – ориентированным и другими компонентами взаимодействия объекта к среде. [6, с.18]

Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления организма к среде, до сложнейшей социально- психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека- субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую- биофизиологическую систему. Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека.

Спецификой человеческой адаптации является то, что процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения с « врастанием в социальный мир».

Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к новым условиям социальной среды.

По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если « социализация» представляет собой постоянный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие « социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает, либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать в трех уровнях:

— Общество ( макросреда)- адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально- экономического, духовного и культурного развития общества.

— Социальная группа ( микросреда)- адаптация человека наоборот , нестыковка интересов человека с социальной группой( производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.)

— Сам индивид (внутриличностная адаптация) стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции ее самооценки с позиции других индивидов.

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме.

Система социальной адаптации включает разные виды адаптационных процессов:

— политическая и экономическая

— адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и т.д.), к природе и др.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит от биологических, физических, психических свойств человека и его социального развития.

Необходимо изучение адаптации, как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности освоения людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой. В ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального самоиденфицированного положения в системе общественной иерархии. Самоиденфикация личности, выбор которой сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, сопоставлением себя, к изменившийся социальной среды.

Адаптация представляет многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциальной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно- функциональным, духовно- практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, социальная адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества снижением риска проявления диструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных норм.

Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социальной системе. Ее важнейшими компонентами выступают разнообразные экономические, социальные, политические структуры. Социокультурные системы составляют « ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям , это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры.[ 6.с.120]

Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономической культуры и опирается на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он обращается к нормам политической культуры.

Адаптация к духовно- нравственным изменениям связана с духовной культурой.

Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере- с профессиональной культурой, в досуговой сфере- с культурой досуга и т.д.

Социальная адаптация — является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений. Адаптация выступает в качестве разновидности общественных отношений, процессов деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели социальной адаптации, как общественного феномена- преодоления дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды.[6.с.127]

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой , путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность.

усвоение норм, моральных ценностей ближайшего социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации

достижение состояния адаптированности субъекта путем установления между его личностными установками и ожиданиями социальной среды, при наличии контроля с ее стороны.[5.с.98]

Виды социальной адаптации.

Педагогическая адаптация- это приспособление к системе образования, обучения и восприятия, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Экономическая адаптация- это сложнейший процесс усвоения новых социально- экономических норм и принципов, экономических отношений индивидов, субъектов.

Профессиональная адаптация – это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения и личной мотивации труда и других причин.

Уровни социальной адаптации.

Социальная адаптация формируется по двум основаниям: личностно- субъективном и внешне — объективном. Можно выделит разновидности социальной среды: (С +) – микросреда с положительной направленностью; ( С -) – микросреда с отрицательной направленностью. Характеристику личности можно представить как (Л+) – личность, характеризующая положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями, и (Л-) – личность, характеризующую устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.

Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [( С+)* (Л)] – это первый тип взаимодействия личности и среды.

Второй тип механизма взаимодействия личности и среды характеризуется несовпадением ожиданий – требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня притязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возможны два варианта: первое вхождение в новое социальное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (вариант социальной адаптации с неустойчивой положительной направленностью): (А+)=(С+)*( Л- ). В этом случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установления, перевоплотить их в правовые установления, перевоплотить их в свои личные качества. Цели, поступки, второй вариант возникает в случае в хождения в новое социальное окружение с отрицательной нравственной и правовой ориентацией лиц с положительными личностными качествами ( вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью) : ( А+)= ( С- )*(Л+). Тут микросреда может формировать четыре личности, не отвечающие интересам общества и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может пройти передача отрицательных образцов, шаблонов, поведения. При этом возможно появление и развитие антиобщественной направленности личности, которая впоследствии реализуется в противозаконном поведении. Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие ли недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, которые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т.е. человек устойчиво остается в социальной или преступной среде.[21.с.431]

Исходя из анализа возможных типов взаимодействия личности, и социальной среды, будет целесообразно понимать под социальной адаптацией лишь, такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности, и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным и даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в тоже время не достигает органического единства с макросредой обществом в целом, не интегрируется с макросредой т.е. не является социализированной личностью.

Для достижения социальной адаптации детей лишенных родительского попечительства, воспитанников детских домов. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведению домашнего хозяйства, умению обращаться с деньгами, к достижению социально- трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности, к взрослой жизни в современных социальных условиях.

1.3. Виды трудовой адаптации. Стадии процесса трудовой адаптации. Факторы трудовой адаптации.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии раннего возраста. Д.Б. Эльконен указывал на развивающее значения ориентировочных и функциональных действий (употребление предметов по назначению) в тоже время не усматривая игры в предметных действиях, подчеркивая что «в онтогенезе хронологически первой формой является ролевая игра». Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологии. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушек, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Зарубежные исследователи свидетельствуют, однако, что на протяжении детства именно игра с вещами лежит в основе многих достижений ребенка.

К. Гарви ссылается на работу К. Хатт показавшей специфические характеристики исследовательских и игровых действий с вещами. Первые отличались полным вниманием, направлением взгляда на объект, осторожным ощупыванием предмета. Игровыми могли быть как повторяемые движения, так и включение предмета и какую-то другую последовательность действий, использование его с какой-то другой целью, — «транспозиция функции» по терменалогии автора, Меножерицкая Д.В. известный педагог в области изучения игрушек, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессии, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Игрушка неизменно спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А. что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушкой. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство игрушка. С помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.

Краткая история возникновения игрушки.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Е.А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций, очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того чего исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях хх в. Пользуется сплош и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателем пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннею близость тем, что они не только получают но и сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Не мало интересного встретим мы изучая игрушку неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрации эпохи. Как и сегодня , первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормильцы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещетки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи . Это были погремушки различных видов: трещетки, кретала, систра. Трещетка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делились из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце . Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. Самые ранние, известные нами игрушки Древнего Египта дотируется 3тыс. до. н.э. Это деревянные игрушки короб. В Древнем Египте мы первые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «крокодил» и «тигр». Древние мастера изображали с большим знанием повадки и характеры. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью не сложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто . Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться в верх – вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки.

Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существований колесницы и лошади Египтяни узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в начале 1тыс. до. н.э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов. Крупнейшее событие гомеровской Греции, Троянская война носила отображение не только в литературе. Известная игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою. Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и метала. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушек, как кукла. Самым древним Египетским куклам около 4тыс. лет.

Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религий той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасит одиночество умершим. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись , как бы кукла не убежала из гробницы. Античная Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Венере, Артемиде. Но были игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль, как в жизни детей, так и взрослых играли куклы марионетки. Платон в « Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение. Детство современного дошкольника заполнено игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представит себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе. К изначальным игрушкам педагог- исследователь Аркин относит: а) звуковые игрушки, трещетки, жужалки, бубенцы, и т.д.; б) двигательные игрушки волчок, змей, мячи; в) оружие лук, стрелы и т.д.; г)образные игрушки изображения животных, кукол; д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры. Аркин Е.А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудие действительной охоты. Они давно исчезли, как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимают в жизни ребенка, общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая

Но сначала обеспечте его простыми игрушками, а потом добавляйте более сложные по своему вкусу и по своему карману. После 2-х лет воображение становится более творческим. В этом возросте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно кубиками. Кубики, поставленные один за другим это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6-8 лет. Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в «школу». Среди образных игрушек особое место занимает кукла, самая древняя и наиболее популярная игрушка. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя ее осуществлять все свои мысли и желания. Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляет в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, кормят. Кукла, помогает ориентироваться в форме , величине, материале, цвете, движении и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглатить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек. С помощью правильно подобранной игрушки у ребенка или вызвать к ней положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и радость. Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела. Ребенок переживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных понятиях, доступных его пониманию. У каждого нормально развивающего ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверушкой. За годы детства каждый ребенок по своему привязывается к своей игрушке переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться как с куклой, так и с людьми. Много радости в детскую жизнь вносят игрушки забавы, назначение которых вызывает здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Большую ценность представляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает целый, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое – нибудь одно свойство, на котором строится игра. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и старшей группы. Очень важны игрушки, способствующие развитию движения: мячи, обручи, каталки и т.д. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др. требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости и т.п. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества. Активное движение не только укрепляет мышцы совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервнопсихическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание). Из поколения в поколения передавались, совершенствовались народные игрушки: лотки с шарами и яйцами, матрешки, башенки, вирюльки. Все это дидактические игрушки, т.е. обучающие. В народные дидактические игрушки дети первое время играют со взрослыми, но очень скоро начинают самостоятельно, так как большая часть их представляет возможность самоконтроля. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Дети раз
ного возраста неодинаковы в своих требованиях к той или иной игрушки. Часто роль родителей ограничивается лишь покупкой игрушки. Игрушки лежат, а ребенок в них не играет. Каждую новую игрушку нельзя просто давать ребенку. Ему нужно все о ней рассказать и показать, как в нее играть.

Особенности отбора игрушек для детей в дошкольном учреждений.

Исследование показало, что почти половина малышей в качестве любимой в качестве любимой игрушки выбирают машину. Наибольшим успехом в возрасте 2, 5-3 лет пользуются машины средних размеров. Особенно привлекают машины – фургоны с открывающими дверцами. Почему? Да потому, что такая машина немного «загадка»: что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадаться! Так начинается игра. Кстати, девочки так же, как и мальчики, обожают машины и играют с ними, выстраивая интереснейшие сюжеты. Мальчики 2, 5-3 лет играют с бытовыми игрушками с таким же удовольствием, как и девочки: работают утюгом, стирают в корыте, «намыливая» кубиком кукольное белье. Нет, это не деградация мужского начала в ребенка, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопонимания. Именно в таком микроклимате в мальчике закладывается качество, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином. Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий? Павлова. Л. утверждает, что уже в 2, 5-3 года можно заметить разницу в использований, казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во – первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во – вторых, у мальчиков значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если у девочки интерес к кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными «услугами». Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят на машине кукол и их имущество. Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гаражи, водят машины и т.д. Девочка убирает в кукольном уголке лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей. При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик чаще предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машину, а девочка куклу, посуду, мебель и т.д. Выбор ребенком игрушек хорошо демонстрирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть в чем дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая любя старшего брата, освоила лук и стрелы, и научилась кидать камушки получше иного мальчишки. Однако по последним результатам исследования, проведенного американским психологом Майклом Бейли, доказано, что сексуальная ориентация мужчины в значительной степени обусловлена генетическим, или к примеру, является результатом воспитания, и потому может проявляться уже в очень раннем возрасте. Какое же заключение напрашивается из анализа научной информации? В раннем детстве необходимо делать выбор об игре малышей по «мальчишечьиму» или «девичьему» типу. Тем и замечательней этот уникальный возраст, что игровые сюжеты рождает в ребенке сама жизнь. Все решает обогащенная окружающая среда, впечатления малыша и характер общения со взрослыми – родителями в семье, воспитателями в детском саду. Примерно 25% детей (и мальчиков и девочек) демонстрируют яркую игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра ведущий вид деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир, обогащенности и эмоциональности, насыщенности и информативности жизни. Существует мнение, что технические игрушки интересны лиш мальчикам. Наша задача дать знание о технике как мальчикам так и девочкам. Многое здесь зависит от темы игрушки, того интереса, который она может вызвать своим действием, неожиданным результатом. Скажем стиральная машина, швейная машина, ткацкий и вязальный станок, пылесос и другая бытовая техника интересна и мальчикам. Говоря о моторных играх, не следует разделять на «девчачьи» и «мальчишачьи». И мальчики и девочки должны научится попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т.д., набрасывать кольца на стержень, играть в бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на велосипеде, самокате. В играх со спортивными элементами движения детей преобритают точность, силу, ловкость, грацию, изящество. Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых. В разных играх используют кукол различного размера. Например; для игр с настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые устойчиво стоят и которых можно передвигать с места на место. Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает и будет занимать особое место как динамический живой образ челове
ка. Ученые, проводившие исследовательскую работу с двухлетними детьми, отличили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще, декоративной должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе взрослого малыш кормит, катает и баюкает куклу. Ребенку полутора двух лет нужны куклы с образом девочки, мальчика. Величина игрушки может быть в пределах 40см. Желательно подобрать игрушку из мягких материалов. Двухлетнему ребенку нравятся озвученные игрушки. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходима кроватка, столик, стулья, посуда и т.п. Так в жизни ребенка проходит ролевая игра. Ребенок демонстрирует развернутость ситуации, игра более насыщена и приближенна к жизни. В игре преобладают бытовые мотивы. И это самое главное, ребенок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что ребенок, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму.

На основе психолого – педогогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощерять стремление ребенка к коллективным усилиям. Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжении ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется. Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованием гигиены. Особое внимание должно быть обращено. На качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоем образом линять и пачкать руки. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества. Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировке, как в качественном, так и в количественном отношений. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2-х лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушки. Характер игрушки должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течении дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего время препровождения. В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что не педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначения. Л.Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо пратестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должно быть предоставлено максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля. Игрушки, как игры служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности. Таким образом совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов не может дать нам верного представления о ребенке. О его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии в игре и среди игрушек. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Я считаю что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы под. ред.Запорожца А.В. и Давыдова В.В. Москва. Просвещение. 1967г.

Аркин Е.А. Из историй игрушки!! Дошкольное воспитание 1995г. № 3.

Батурина Е. Игрушки в семье!! Дошкольное воспитание 1974г. № 9.

Воспитание в игре в игре под. Ред. Менджерицкой Д.В. Москва. Просвещение, 1979г.

Горнастаева А. Игрушки в детском саду Дошкольное воспитание 1972г. № 2.

Игрушки в жизни ребенка под. Ред. Косаковской Е.А. Москва, просвещение 1980г.

Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка и Вопросы психологии 1988г. № 2.

Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология. Учебное пособия для учащихся средних педагогических учебных заведений. 2-е издательство Москва, Академия 1997г.

2. Краткая история возникновения игрушка.

3. Виды и назначение игрушек для детей от рождения до 4-х лет.

4. Особенности отбора игрушек для мальчиков и девочек.

Республики Карелия ГОУСПО

Петрозаводского педагогического колледжа.

Роль игрушки в психическом развитии

Студентка заочного отделения

Изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется: ее история органически связана историей места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понятна.

Виды и назначение игрушек для детей от рождения до 4-х лет.

Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне «удобны», комфортны, они успокаивают, не беспокоят и только… Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно- образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируется способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое явление. Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах. Авторы назвали ее грохотушкой. Красный, синий. Желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточено, удерживая ее обеим руками, а затем одной рукой игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результата, шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального. Ребенку второго года эта погремушка напоминает театральную куклу, которая всегда может исполнить нужную роль. Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, но погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звук у колокольчика мелодичен и чист. Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет. Созданы и специальные бусы-подвески, когда при перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется пространственная и цветная композиция. Мелкие детали свободно проходят через более крупные. Дети конца первого и начало второго года жизни могут составлять из бус почти несметные композиции, напоминающие забавные игрушки. Подвеска «зеркало» необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. В зеркале отражается окружающая обстановка, мелькают отражения движущихся в комнате людей. Все это расширяет опыт ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира. Музыкальные игрушки типа «музыкальных шкатулок» исполняют спокойные, несложные мелодии, колыбельные песенки, создают хорошее настроение, вносят умиротворенность и разнообразят слуховые впечатления ребенка. Для детей от трех до семи – восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это «подвеска с кольцом» состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящих сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Благодаря этой игрушки, формируется произвольность действий, ребенок осваивает новые направленные результативные действия. Подвески
важны для современного сенсорного развития детей, различия форм, величин, цветов, материалов, формированию восприятия и начальных элементов мышления. Для ребенка второго года жизни созданы пирамидки из пяти колец, одноцветная «елочка» и разноцветная. Новизна этих игрушек в использовании не традиционного тонкого стержня, а конусообразного, широкого у основания. Обычно дети больше привлекают простые игрушки и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что у них богатое воображение. Родители, стесненные в средствах, сокрушаются, что не могут покупать ребенку дорогих игрушек. Но представьте себе, как много ребенок может сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и танк, и крепость, и гараж. Но не думайте, что ребенку вообще не нужно покупать хороших игрушек. Придет время, и ему

Источник: http://gigabaza.ru/doc/70376-p2.html

Ссылка на основную публикацию