Степень разработанности социальной адаптации детей инвалидов

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Социальная адаптация детей-инвалидов: опыт и проблемы

Понятие «технология социальной адаптации» в научной литературе. Основные социально-психологические проблемы детей-инвалидов. Опыт социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в отделении дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН Минского района.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Минске

Кафедра социальной работы, управления и социального права

По дисциплине: «Технология социальной работы»

на тему: «Социальная адаптация детей-инвалидов: опыт и проблемы»

План контрольной работы

Раздел 1. Понятие «технология социальной адаптации» в научной литературе

Раздел 2. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов

Раздел 3. Опыт социальной адаптации детей-инвалидов в условиях ТЦСОН Минского района

Список использованной литературы

Технология социальной адаптации является одной из основных технологий социальной работы, так как на ней построена почти вся деятельность по отработке у клиента навыков противостояния негативному воздействию окружающей среды.

Термин «адаптация» встречается в психологии, социологии, медицине и везде подразумевает активизацию адаптивного потенциала человека в связи с неблагоприятным воздействием каких-либо внешних факторов.

Применительно к социальной работе термин «социальная адаптация» в большей степени имеет психосоциальное значение и, самое главное, вбирает в себя аспекты, связанные как с безусловной самоактивизацией индивида, так и с привлечением к этому процессу комплекса мероприятий социально-экономического, социокультурного, психолого-педагогического и медико-социального характера.

В самом простейшем понимании социальная адаптация — процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации. В контексте технологизации социальной работы необходимо рассматривать этот процесс как, во-первых, структурно и процессуально организованный, во-вторых, как процесс преимущественно активного приспособления. Он предусматривает овладение ролями (нормативными моделями поведения), а также конкретными навыками социального взаимодействия.

Особенно социальная адаптация важна для детей-инвалидов. Проблемы детской инвалидности сложны и многогранны. Оказание всесторонней помощи детям — инвалидам предполагает реализацию комплексных программ по социальной адаптации. Социальная специфика детской инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют детям с различными отклонениями здоровья активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Дети — инвалиды — отличается от других категорий инвалидов особенностями социальных проблем.

В настоящей работе мы определим основные социальные проблемы детей-инвалидов в условиях социальной адаптации и определим основные пути решения проблемы адаптированности.

Раздел 1. Понятие «технология социальной адаптации» в научной литературе

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

П.Я. Циткилов определяет, что адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального положения в системе общественной иерархии. Процесс самоидентификации личности осуществляется в соответствии с ее самоопределением, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды[5 c.78].

Социальный аспект социальной адаптации предполагает использование всего потенциала социальной среды — бытового устройства, коммуникативных связей, уровня потребления — в содействии человеку в выполнении социальных функций и ролей.

По мнению Е.И.Холостовой гармоничная система социальной адаптации, которая обеспечивает устойчивое излечение и имеет следующий вид[5 c.67]:

Работа (рабочее окружение):

1. Обязательная творческая самореализация;

2. Перспектива развития и роста:

o Рост профессионализма и мастерства в работе;

o Карьерный рост («повышение по службе»);

3. Получение заработной платы, необходимой для минимального удовлетворения основных потребностей.

1. Гармония взаимоотношений, взаимопомощь;

2. Глубина и искренность чувств, взаимопонимание;

3. Воспитание и развитие детей.

1. Восстановление физических и психических сил;

2. Активный, творческий, развивающий отдых;

3. обязательно включает в себя (как один из видов) коллективный досуг; (клуб общения, группы по интересам).

1. Обучение новым навыкам, умениям, развитие новых качеств с тенденцией к общей гармонизации;

2. Познание. Новая познавательная информация. Познание разных сторон жизни, мира, в котором живешь в самых разных его гранях и аспектах;

4. Трансперсонализация жизни — осознание и переживание себя как части всего мира, и мира как части себя.

Социальная адаптация приводит к устойчивому результату в технологии социальной работы только тогда, когда все перечисленные пункты в каждой сфере жизни задействованы и имеется устойчивая тенденция к дальнейшему развитию.

Анализируя содержание понятия социальной адаптации личности, ее сущность, механизмы, влияющие на этот процесс, необходимо отметить следующие ее характерные особенности, которые отчасти раскрывают закономерности, различные уровни этого явления:

· адаптирование личности к социальной среде является сложным, противоречивым процессом;

· процесс социализации и социальной адаптации личности является единым явлением;

· проблему механизмов социальной адаптации личности необходимо рассматривать в контексте трех ее основных процессов: деятельности, общения и самосознания инвалидов;

· тесная связь и взаимозависимость адаптации личности от биологических, физиологических, психических свойств индивидуумов и ее социального развития;

· cистема социальных институтов, в частности органы и организации, занимающиеся проблемами социальной защиты населения, социальные работники, играют важнейшую роль во всей структуре социальной адаптации как упорядоченной системы, призванной снять регрессивные противоречия в развитии личности.

По мнению П.И.Украинца можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения социальной адаптации:

· социальная адаптация как разновидность социального отношения;

· социальная адаптация как социальный процесс;

· социальная адаптация как социальная деятельность;

· социальная адаптация как институциональная форма.

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Для семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид, важна ситуационно-ролевая адаптация, как важнейшая составляющая социальной адаптации.

Социальная адаптация ребенка-инвалида включает физиологическую, педагогическую, психологическую и бытовую (средовую) адаптацию.

Педагогическая адаптация — это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров ребенка-инвалида. Следует указать и на то, что педагогическая адаптация ребенка зависит от комплексного воздействия на него природных и наследственных факторов.

Психологическая адаптация — процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации ребенка-инвалида происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.[3,56]. В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хорео-терапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи ребенку-инвалиду и его семье.

Бытовая (средовая) адаптация — это приспособление ребенка к повседневной социально-бытовой деятельности, новому социальному окружению, условиям трудовой деятельности. Основным методом бытовой адаптации с детьми — инвалидами является трудовая терапия, эрготерапия (терапия занятостью) и социально-педагогическая абилитация. Именно трудовая терапия помогает привить детям-инвалидам полезные навыки по самообслуживанию. Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация детей к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д.

Таким образом, нами рассмотрено понятие социальной адаптации с точки зрения технологии социальной работы

Раздел 2. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов

Основные социальные проблемы детей-инвалидов вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Повышенное внимание к детской инвалидности — одна из характеристик здравоохранения и социальной помощи со стороны социальных служб всех развитых стран. Это обусловлено тем, что уровень детской инвалидности в настоящее время характеризуется достаточно высокими показателями, как в нашей стране, так и в других странах. По данным ЮНЕСКО, 10% населения земного шара является инвалидами. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн. людей с нарушениями психического и физического развития, из них 200 млн. детей[2].

Детская инвалидность — проблема всего общества в целом. Социальная специфика детской инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют детям с различными отклонениями здоровья активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Дети — инвалиды отличается от других категорий инвалидов особенностями социальных проблем. Выделяется два основных социальных сценария обретения инвалидности: инвалидность с детства (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве) и инвалидность, приобретенная (хронические заболевания, бытовые травмы и др.). Основными группами детей — инвалидов являются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с психическими отклонениями, онкологическими заболеваниями. Существует четыре степени утраты здоровья у детей. В основу разработки критериев определения степени нарушения здоровья детей-инвалидов положена оценка степени нарушения функций, (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка).

I степень утраты здоровья ребенка инвалида определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые согласно «Инструкции», являются показанием к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения инвалидности у лиц старше 18 лет.

II степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка. Этот критерий соответствует 3 группе инвалидности у взрослого.

III степень утраты здоровья соответствует 2-й группе инвалидности у взрослого.

IV степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий; соответствует первой группе инвалидности у взрослого[3,c.56].

Комплексная социальная адаптация ребенка-инвалида, таким образом, понимается как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма». Ее цель определяется как «восстановление социального статуса ребенка-инвалида.

Прежде всего, следует сказать о физическом ограничении или изоляции ребенка — инвалида. Этот барьер обусловлен либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ребенку самостоятельно передвигаться, ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих физических недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для ребенка — инвалида, но и о дружественной или недружественной среде. Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение ребенка-инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию ребенка. Пространственно-средовой барьер является для ребенка — инвалида важным и труднопреодолимым. Даже если ребенок с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска и др.), сама организация жилой среды и транспорта не рассчитана на инвалида. Недостаточно оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для детей с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности безопасно передвигаться и ориентироваться в среде. Коммуникативный барьер имеет комплексный характер, который обусловлен кумуляцией действий всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность ребенка.

Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем детей — инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации ребенка-инвалида.

Таким образом, дети — инвалиды — это особая категория инвалидов. Отличается от других особенностями проблем, которые возникают параллельно этапам взросления. Данная категория отличается отсутствием первичного опыта в различных видах деятельности. Поэтому основное содержание деятельности ребенка — инвалида должно быть связано с деятельностью, направленной на его будущую самореализацию. Эффективность направлений работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, зависит от подробного изучения их проблем и потребностей.

Раздел 3. Опыт социальной адаптации детей-инвалидов в условиях ТЦСОН Минского района

Технологию социальной адаптации к самообслуживанию детей-инвалидов реализовать в учреждениях образования затруднительно, потому что цель образовательного учреждения — дать необходимые знания. Навыки повседневной деятельности по самообслуживанию прививаются на практике. Например, в отделении дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН Минского района обучение детей-инвалидов социально-бытовой деятельности является важным направлением работы. Деятельность специалиста отделения по социальной адаптации ребенка-инвалида к самообслуживанию, выбора им соответствующих методов зависит от этапа «прохождения» социально-психологической адаптации детей-инвалидов, принятых на полустационарное социальное обслуживание. В основном это три этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе специалиста отделения дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН Минского района[4,c.55]:

1. Кратковременное ежедневное пребывание с родителями. На данном этапе можно выделить следующие функции специалиста отделения: разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации. При этом используются разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т.д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность клиента.

2. Самостоятельное пребывание в отделении. После двухнедельного пребывания с родителями дети переводятся в отделение на постоянное самостоятельное дневное пребывание. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для ребенка-инвалида. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической адаптации зависит от многих факторов: подбора реабилитационной программы, сверстников, психологического климата, традиций и т.д. Для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, социальному работнику необходимы сведения об особенностях этого ребенка, наклонностях и интересах, установках и привычках. Специалист отделения может и должен также научить ребенка общению, сочувствию, осмыслению ситуации совместного пребывания и т.д.

3. Третий, более длительный этап — постоянное дневное пребывание ребенка первые 6 месяцев. В данный период происходит оценка ребенком как социально-бытовых условий в отделении, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из эффективных методов является так называемая «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата. Этот процесс осуществляется совместно со специалистами отделения и психологом центра, а также с помощью методов игротерапии, трудотерапии и т.п.

Здесь очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые методы воздействия. Разрабатываются «Индивидуальные программы социальной адаптации». Сюда включаются[3,c.33]:

· игровая и трудовая деятельность,

· общественная занятость, досуг,

В этой программе указываются сроки, предусматриваются ответственные за ее выполнение, отслеживается эффективность различных видов занятости в процессе адаптации.

Технология адаптации детей-инвалидов к самообслуживанию — это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания для инвалидов и ребенка-инвалида в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.), способствующая развитию у ребенка умения преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса адаптации к самообслуживанию ребенка-инвалида в ТЦСОН Минского района определяется следующими этапами:

2. Этапа включения в социальную группу;

3. Этапа усвоения социально полезных ролей;

4. Этапа развития устойчивой социально-психологической адаптации.

Пространство в отделении строится таким образом, чтобы для человека было понятно, где он ест, где отдыхает, где работает. Особое внимание уделяется персонализации среды. Анализ индивидуальных профилей позволяет диффиренцировать работу в группе и дает материал для планирования и конкретизации содержания работы каждому специалисту, участвующему в работе по социальной адаптации детей — инвалидов. Составляется план интеграции, в котором указаны способности ребенка с ограниченными возможностями и совместно определены (специалистами Центра, ЦКРОиР и родителями) цели последующего обучающего и развивающего процесса. Этот этап длится, как правило, 3 месяца. Вся работа в отделениях проходит согласно разработанным программам, которые распределены по четырём разделам: предметно-практическая деятельность, художественное творчество, ведение домашнего хозяйства, допрофессиональная подготовка.

Таким образом, можно сказать о том, что технология социальной адаптации детей-инвалидов в отделении дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН Минского района используется эффективно и может служить примером для других подобных учреждений.

социальный адаптация дети инвалид

Подводя итог исследованию, можно отметить следующее:

· дети-инвалиды — это отдельная социальная группа, со своими особенностями, характеристиками, проблемами в процессе социализации. Они требуют специализированной помощи и поддержки. Потребности детей — инвалидов не отличаются от потребностей их сверстников, но остаются неудовлетворенными, прежде всего, из-за предвзятого отношения, социальной изоляции. Отсутствие опыта работы и проблема первого выхода на рынок труда (в отличие от взрослых инвалидов) в большей степени увеличивают риск не найти работу в будущем. Одновременно, в социальной структуре инвалидов дети представляют наиболее активную, нацеленную на возможности самостоятельно зарабатывать категорию, а, значит, государство и общество должны, прежде всего, обращать внимание на эту группу инвалидов.

· В Беларуси для семей, воспитывающих детей — инвалидов существует благоприятная тенденция: открываются отделения дневного пребывания для инвалидов, которые нацелены именно на социальную модель понимания инвалидности, и работают они с одной целью — не изолировать, а интегрировать ребенка — инвалида в общество. Деятельность негосударственных организаций социальной направленности при наличии благоприятных условий для ее развертывания должна брать на себя определенную часть функций, сегодня осуществляемых государством, и все более эффективно дополнять усилия государства. Однако, пока такая ситуация относится скорее к неблизкой перспективе, чем описывает положение в настоящем.

Список использованной литературы

1. Анализ динамики показателей инвалидности в Республике Беларусь: Информационно-аналитический обзор / под ред.В.Б. Смычек. — Минск: БНИИЭТИН, 2014. — 95 с.

2. Вольхютер Г. О взрослении детей с умственными ограничениями/ Г. Вольхютер Обычные люди.-2015.- №2. С.17-21.

3. Метлицкий И.Е. Адаптация личности как социальная технология / И.Е. Метлицкий // Социально-педагогическая работа. — 2013. № 1.- С. 3.

4. Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии/ П.Д. Павленок.-М.: ИНФРА-М., 2012.-145 с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. Семья как основной фактор адаптации в условиях рыночной экономики. Проблемы адаптации при получении образования.

Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Понятие социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов. Инновационные технологии работы. Исследование социальной адаптации инвалидов. Методика определения отношения общества к людям с ограниченными способностями. Социальная фрустрированность.

Детская инвалидность в современном обществе. Рекомендации по совершенствованию реабилитации детей инвалидов в отделении дневного пребывания на примере Республиканского центра реабилитации детей с ограниченными возможностями «Идегел» республики Тыва.

Основные понятия социализации и социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в психологии, педагогике и социологии. Изучение удовлетворённости практикой социального включения детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс.

Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы. Социальные права детей-инвалидов в Российской Федерации. Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО «Кировский центр социальной помощи семье и детям» г. Волгограда.

Анализ молодых инвалидов как объекта социальной работы. Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов.

Особенности детской инвалидности в современном обществе. Реабилитация как основная технология социальной работы с детьми-инвалидами, основы законодательной базы. Опыт общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями.

Понятие «социальная реабилитация». Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов. Понятие семьи и ее основных функций. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений. Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи: общие черты и отличие.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник: http://revolution.allbest.ru/sociology/00705038_0.html

Социальная адаптация детей-инвалидов: опыт и проблемы

Понятие «технология социальной адаптации» в научной литературе. Основные социально-психологические проблемы детей-инвалидов. Опыт социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в отделении дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН Минского района.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Минске

Кафедра социальной работы, управления и социального права

По дисциплине: «Технология социальной работы»

на тему: «Социальная адаптация детей-инвалидов: опыт и проблемы»

План контрольной работы

Раздел 1. Понятие «технология социальной адаптации» в научной литературе

Раздел 2. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов

Раздел 3. Опыт социальной адаптации детей-инвалидов в условиях ТЦСОН Минского района

Список использованной литературы

Технология социальной адаптации является одной из основных технологий социальной работы, так как на ней построена почти вся деятельность по отработке у клиента навыков противостояния негативному воздействию окружающей среды.

Термин «адаптация» встречается в психологии, социологии, медицине и везде подразумевает активизацию адаптивного потенциала человека в связи с неблагоприятным воздействием каких-либо внешних факторов.

Применительно к социальной работе термин «социальная адаптация» в большей степени имеет психосоциальное значение и, самое главное, вбирает в себя аспекты, связанные как с безусловной самоактивизацией индивида, так и с привлечением к этому процессу комплекса мероприятий социально-экономического, социокультурного, психолого-педагогического и медико-социального характера.

В самом простейшем понимании социальная адаптация — процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации. В контексте технологизации социальной работы необходимо рассматривать этот процесс как, во-первых, структурно и процессуально организованный, во-вторых, как процесс преимущественно активного приспособления. Он предусматривает овладение ролями (нормативными моделями поведения), а также конкретными навыками социального взаимодействия.

Особенно социальная адаптация важна для детей-инвалидов. Проблемы детской инвалидности сложны и многогранны. Оказание всесторонней помощи детям — инвалидам предполагает реализацию комплексных программ по социальной адаптации. Социальная специфика детской инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют детям с различными отклонениями здоровья активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Дети — инвалиды — отличается от других категорий инвалидов особенностями социальных проблем.

В настоящей работе мы определим основные социальные проблемы детей-инвалидов в условиях социальной адаптации и определим основные пути решения проблемы адаптированности.

Раздел 1. Понятие «технология социальной адаптации» в научной литературе

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

П.Я. Циткилов определяет, что адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального положения в системе общественной иерархии. Процесс самоидентификации личности осуществляется в соответствии с ее самоопределением, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды[5 c.78].

Социальный аспект социальной адаптации предполагает использование всего потенциала социальной среды — бытового устройства, коммуникативных связей, уровня потребления — в содействии человеку в выполнении социальных функций и ролей.

По мнению Е.И.Холостовой гармоничная система социальной адаптации, которая обеспечивает устойчивое излечение и имеет следующий вид[5 c.67]:

Работа (рабочее окружение):

1. Обязательная творческая самореализация;

2. Перспектива развития и роста:

o Рост профессионализма и мастерства в работе;

o Карьерный рост («повышение по службе»);

3. Получение заработной платы, необходимой для минимального удовлетворения основных потребностей.

1. Гармония взаимоотношений, взаимопомощь;

2. Глубина и искренность чувств, взаимопонимание;

3. Воспитание и развитие детей.

1. Восстановление физических и психических сил;

2. Активный, творческий, развивающий отдых;

3. обязательно включает в себя (как один из видов) коллективный досуг; (клуб общения, группы по интересам).

1. Обучение новым навыкам, умениям, развитие новых качеств с тенденцией к общей гармонизации;

2. Познание. Новая познавательная информация. Познание разных сторон жизни, мира, в котором живешь в самых разных его гранях и аспектах;

4. Трансперсонализация жизни — осознание и переживание себя как части всего мира, и мира как части себя.

Социальная адаптация приводит к устойчивому результату в технологии социальной работы только тогда, когда все перечисленные пункты в каждой сфере жизни задействованы и имеется устойчивая тенденция к дальнейшему развитию.

Анализируя содержание понятия социальной адаптации личности, ее сущность, механизмы, влияющие на этот процесс, необходимо отметить следующие ее характерные особенности, которые отчасти раскрывают закономерности, различные уровни этого явления:

· адаптирование личности к социальной среде является сложным, противоречивым процессом;

· процесс социализации и социальной адаптации личности является единым явлением;

· проблему механизмов социальной адаптации личности необходимо рассматривать в контексте трех ее основных процессов: деятельности, общения и самосознания инвалидов;

· тесная связь и взаимозависимость адаптации личности от биологических, физиологических, психических свойств индивидуумов и ее социального развития;

· cистема социальных институтов, в частности органы и организации, занимающиеся проблемами социальной защиты населения, социальные работники, играют важнейшую роль во всей структуре социальной адаптации как упорядоченной системы, призванной снять регрессивные противоречия в развитии личности.

По мнению П.И.Украинца можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения социальной адаптации:

· социальная адаптация как разновидность социального отношения;

· социальная адаптация как социальный процесс;

· социальная адаптация как социальная деятельность;

· социальная адаптация как институциональная форма.

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Для семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид, важна ситуационно-ролевая адаптация, как важнейшая составляющая социальной адаптации.

Социальная адаптация ребенка-инвалида включает физиологическую, педагогическую, психологическую и бытовую (средовую) адаптацию.

Педагогическая адаптация — это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров ребенка-инвалида. Следует указать и на то, что педагогическая адаптация ребенка зависит от комплексного воздействия на него природных и наследственных факторов.

Психологическая адаптация — процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации ребенка-инвалида происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.[3,56]. В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хорео-терапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи ребенку-инвалиду и его семье.

Бытовая (средовая) адаптация — это приспособление ребенка к повседневной социально-бытовой деятельности, новому социальному окружению, условиям трудовой деятельности. Основным методом бытовой адаптации с детьми — инвалидами является трудовая терапия, эрготерапия (терапия занятостью) и социально-педагогическая абилитация. Именно трудовая терапия помогает привить детям-инвалидам полезные навыки по самообслуживанию. Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация детей к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д.

Таким образом, нами рассмотрено понятие социальной адаптации с точки зрения технологии социальной работы

Раздел 2. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов

Основные социальные проблемы детей-инвалидов вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Повышенное внимание к детской инвалидности — одна из характеристик здравоохранения и социальной помощи со стороны социальных служб всех развитых стран. Это обусловлено тем, что уровень детской инвалидности в настоящее время характеризуется достаточно высокими показателями, как в нашей стране, так и в других странах. По данным ЮНЕСКО, 10% населения земного шара является инвалидами. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн. людей с нарушениями психического и физического развития, из них 200 млн. детей[2].

Детская инвалидность — проблема всего общества в целом. Социальная специфика детской инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют детям с различными отклонениями здоровья активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Дети — инвалиды отличается от других категорий инвалидов особенностями социальных проблем. Выделяется два основных социальных сценария обретения инвалидности: инвалидность с детства (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве) и инвалидность, приобретенная (хронические заболевания, бытовые травмы и др.). Основными группами детей — инвалидов являются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с психическими отклонениями, онкологическими заболеваниями. Существует четыре степени утраты здоровья у детей. В основу разработки критериев определения степени нарушения здоровья детей-инвалидов положена оценка степени нарушения функций, (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка).

I степень утраты здоровья ребенка инвалида определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые согласно «Инструкции», являются показанием к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения инвалидности у лиц старше 18 лет.

II степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка. Этот критерий соответствует 3 группе инвалидности у взрослого.

III степень утраты здоровья соответствует 2-й группе инвалидности у взрослого.

IV степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий; соответствует первой группе инвалидности у взрослого[3,c.56].

Комплексная социальная адаптация ребенка-инвалида, таким образом, понимается как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма». Ее цель определяется как «восстановление социального статуса ребенка-инвалида.

Прежде всего, следует сказать о физическом ограничении или изоляции ребенка — инвалида. Этот барьер обусловлен либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ребенку самостоятельно передвигаться, ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих физических недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для ребенка — инвалида, но и о дружественной или недружественной среде. Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение ребенка-инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию ребенка. Пространственно-средовой барьер является для ребенка — инвалида важным и труднопреодолимым. Даже если ребенок с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска и др.), сама организация жилой среды и транспорта не рассчитана на инвалида. Недостаточно оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для детей с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности безопасно передвигаться и ориентироваться в среде. Коммуникативный барьер имеет комплексный характер, который обусловлен кумуляцией действий всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность ребенка.

Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем детей — инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации ребенка-инвалида.

Таким образом, дети — инвалиды — это особая категория инвалидов. Отличается от других особенностями проблем, которые возникают параллельно этапам взросления. Данная категория отличается отсутствием первичного опыта в различных видах деятельности. Поэтому основное содержание деятельности ребенка — инвалида должно быть связано с деятельностью, направленной на его будущую самореализацию. Эффективность направлений работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, зависит от подробного изучения их проблем и потребностей.

Раздел 3. Опыт социальной адаптации детей-инвалидов в условиях ТЦСОН Минского района

Технологию социальной адаптации к самообслуживанию детей-инвалидов реализовать в учреждениях образования затруднительно, потому что цель образовательного учреждения — дать необходимые знания. Навыки повседневной деятельности по самообслуживанию прививаются на практике. Например, в отделении дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН Минского района обучение детей-инвалидов социально-бытовой деятельности является важным направлением работы. Деятельность специалиста отделения по социальной адаптации ребенка-инвалида к самообслуживанию, выбора им соответствующих методов зависит от этапа «прохождения» социально-психологической адаптации детей-инвалидов, принятых на полустационарное социальное обслуживание. В основном это три этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе специалиста отделения дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН Минского района[4,c.55]:

1. Кратковременное ежедневное пребывание с родителями. На данном этапе можно выделить следующие функции специалиста отделения: разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации. При этом используются разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т.д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность клиента.

2. Самостоятельное пребывание в отделении. После двухнедельного пребывания с родителями дети переводятся в отделение на постоянное самостоятельное дневное пребывание. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для ребенка-инвалида. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической адаптации зависит от многих факторов: подбора реабилитационной программы, сверстников, психологического климата, традиций и т.д. Для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, социальному работнику необходимы сведения об особенностях этого ребенка, наклонностях и интересах, установках и привычках. Специалист отделения может и должен также научить ребенка общению, сочувствию, осмыслению ситуации совместного пребывания и т.д.

3. Третий, более длительный этап — постоянное дневное пребывание ребенка первые 6 месяцев. В данный период происходит оценка ребенком как социально-бытовых условий в отделении, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из эффективных методов является так называемая «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата. Этот процесс осуществляется совместно со специалистами отделения и психологом центра, а также с помощью методов игротерапии, трудотерапии и т.п.

Здесь очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые методы воздействия. Разрабатываются «Индивидуальные программы социальной адаптации». Сюда включаются[3,c.33]:

· игровая и трудовая деятельность,

· общественная занятость, досуг,

В этой программе указываются сроки, предусматриваются ответственные за ее выполнение, отслеживается эффективность различных видов занятости в процессе адаптации.

Технология адаптации детей-инвалидов к самообслуживанию — это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания для инвалидов и ребенка-инвалида в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.), способствующая развитию у ребенка умения преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса адаптации к самообслуживанию ребенка-инвалида в ТЦСОН Минского района определяется следующими этапами:

2. Этапа включения в социальную группу;

3. Этапа усвоения социально полезных ролей;

4. Этапа развития устойчивой социально-психологической адаптации.

Пространство в отделении строится таким образом, чтобы для человека было понятно, где он ест, где отдыхает, где работает. Особое внимание уделяется персонализации среды. Анализ индивидуальных профилей позволяет диффиренцировать работу в группе и дает материал для планирования и конкретизации содержания работы каждому специалисту, участвующему в работе по социальной адаптации детей — инвалидов. Составляется план интеграции, в котором указаны способности ребенка с ограниченными возможностями и совместно определены (специалистами Центра, ЦКРОиР и родителями) цели последующего обучающего и развивающего процесса. Этот этап длится, как правило, 3 месяца. Вся работа в отделениях проходит согласно разработанным программам, которые распределены по четырём разделам: предметно-практическая деятельность, художественное творчество, ведение домашнего хозяйства, допрофессиональная подготовка.

Таким образом, можно сказать о том, что технология социальной адаптации детей-инвалидов в отделении дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН Минского района используется эффективно и может служить примером для других подобных учреждений.

социальный адаптация дети инвалид

Подводя итог исследованию, можно отметить следующее:

· дети-инвалиды — это отдельная социальная группа, со своими особенностями, характеристиками, проблемами в процессе социализации. Они требуют специализированной помощи и поддержки. Потребности детей — инвалидов не отличаются от потребностей их сверстников, но остаются неудовлетворенными, прежде всего, из-за предвзятого отношения, социальной изоляции. Отсутствие опыта работы и проблема первого выхода на рынок труда (в отличие от взрослых инвалидов) в большей степени увеличивают риск не найти работу в будущем. Одновременно, в социальной структуре инвалидов дети представляют наиболее активную, нацеленную на возможности самостоятельно зарабатывать категорию, а, значит, государство и общество должны, прежде всего, обращать внимание на эту группу инвалидов.

· В Беларуси для семей, воспитывающих детей — инвалидов существует благоприятная тенденция: открываются отделения дневного пребывания для инвалидов, которые нацелены именно на социальную модель понимания инвалидности, и работают они с одной целью — не изолировать, а интегрировать ребенка — инвалида в общество. Деятельность негосударственных организаций социальной направленности при наличии благоприятных условий для ее развертывания должна брать на себя определенную часть функций, сегодня осуществляемых государством, и все более эффективно дополнять усилия государства. Однако, пока такая ситуация относится скорее к неблизкой перспективе, чем описывает положение в настоящем.

Список использованной литературы

1. Анализ динамики показателей инвалидности в Республике Беларусь: Информационно-аналитический обзор / под ред.В.Б. Смычек. — Минск: БНИИЭТИН, 2014. — 95 с.

2. Вольхютер Г. О взрослении детей с умственными ограничениями/ Г. Вольхютер Обычные люди.-2015.- №2. С.17-21.

3. Метлицкий И.Е. Адаптация личности как социальная технология / И.Е. Метлицкий // Социально-педагогическая работа. — 2013. № 1.- С. 3.

4. Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии/ П.Д. Павленок.-М.: ИНФРА-М., 2012.-145 с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. Семья как основной фактор адаптации в условиях рыночной экономики. Проблемы адаптации при получении образования.

Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Понятие социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов. Инновационные технологии работы. Исследование социальной адаптации инвалидов. Методика определения отношения общества к людям с ограниченными способностями. Социальная фрустрированность.

Детская инвалидность в современном обществе. Рекомендации по совершенствованию реабилитации детей инвалидов в отделении дневного пребывания на примере Республиканского центра реабилитации детей с ограниченными возможностями «Идегел» республики Тыва.

Основные понятия социализации и социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в психологии, педагогике и социологии. Изучение удовлетворённости практикой социального включения детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс.

Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы. Социальные права детей-инвалидов в Российской Федерации. Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО «Кировский центр социальной помощи семье и детям» г. Волгограда.

Анализ молодых инвалидов как объекта социальной работы. Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов.

Особенности детской инвалидности в современном обществе. Реабилитация как основная технология социальной работы с детьми-инвалидами, основы законодательной базы. Опыт общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями.

Понятие «социальная реабилитация». Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов. Понятие семьи и ее основных функций. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений. Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи: общие черты и отличие.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник: http://revolution.allbest.ru/sociology/00705038_0.html

Ссылка на основную публикацию