Уровни адаптации первоклассников школе

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Что такое адаптация?

Обсудить статью (уже 1 коммент.)

Опубликовать свой материал

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

  • хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
  • уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
  • негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
  • вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
  • проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.

Процесс адаптации первоклассников

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

  • диагностика;
  • адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
  • работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:

  • наблюдение;
  • методику изучения учебной мотивации;
  • метод Люшера;
  • методику «Домики»;
  • методику «Лесенка»;
  • методику изучения школьной тревожности;
  • рисуночную методику «Рисунок человека»;
  • анкету «Внутренняя позиция школьника»;
  • социометрию.

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

  • общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
  • групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Я бы подчеркнул красным "сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности"

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна

Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su

Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Источник: http://pedsovet.su/ns/6370_adaptacia_pervoklassnikov_k_shkole

Уровни и критерии адаптации первоклассников к школе по А.Л. Венгеру (1989)

Социально — психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному и различается по скорости и устойчивости. Можно выделить три группы детей в зависимости от скорости и успешности адаптации:

Первая группа детей (56% учащихся) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Часть из них не испытывает- затруднений с начала учебы. Они добросовестны, доброжелательны, быстро приобретают друзей. У них хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние. Для части учащихся возникают сложности в приобретении социальных контактов: сфера их общения в первые два месяца ограничена, активность на уроке снижена. У других учеников трудность связана с выполнением правил поведения: они часто отвлекаются на уроках. В конце октября происходит смена поведенческих реакций, повышается активность на уроках.

Вторая группа (30% детей) с неустойчивой адаптацией. Их отличает более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения. Это связано с плохой подготовкой детей к школе, с низким уровнем развития у них познавательных интересов. В начале учебы у таких детей происходит перестройка: нарушается учебная активность, она кратковременна и заменяется игрой. Дети рисуют на уроках, играют. Это говорит о социальной незрелости детей. У некоторых из них в первые 3-4 месяца отмечаются трудности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками.

Третья группа (14% детей) — дети с нарушением норм социально-психологической адаптации. У некоторых детей слабо выражена учебная активность, отсутствие успехов в учебе резко снижает их социальный статус. Постоянно меняется характер взаимоотношений с учителем, требования выполняются формально. Такие дети теряются в ответах на вопросы учителя, перемены проводят в одиночестве, их лицо отражает эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Процесс адаптации к школе продолжается весь первый год обучения, первые шесть-девять недель закладывают основу, определяют успешность и эффективность дальнейшего процесса обучения.

Во время адаптации изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Учитель должен четко представлять и учитывать все факторы, способствующие адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющие ее, мешающие адекватно приспособиться и нести ответственность за здоровье каждого ребенка. Большинство детей, в основном, готово к школе. Это позволяет им принимать требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий. Учителю с первых дней важно разъяснить детям, что от них требуется, показать отличие новой позиции от той, которая была раньше, до школы. Требования, которые предъявляет учитель по соблюдению правил и норм поведения, вовсе не означают, что разговор о них должен обернуться перечнем запрещений и обязанностей. Дети должны сами разобраться в необходимости каждого правила, выделить наиболее важные, значимые. Нужно не только дать детям знания о нормах поведения уже в первые дни обучения в школе, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у детей определенных нравственных выводов.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен овладеть определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, на перемене играют в сторонке, жмутся к стенке. Поэтому в формировании отношений между детьми на этом сложном для каждого ребенка этапе важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть рассказать что-то о каждом, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение облегчают адаптацию к школе.

Чем лучше учитель относится к ребенку, тем лучше к нему будут относиться его

одноклассники. А от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему плохо, и также относятся к нему дети. Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. В первые месяцы пребывания ребенка в школе необходимо привить ему чувства, что класс, школа не являются чужой ему группой людей, а наоборот — это доброжелательный, чуткий коллектив младших или старших товарищей. От отношения учителя к ученикам на начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться отношения учитель-ученик — отношения, во многом определяющие психологическую адаптацию ребенка к школе.

Особое значение в отношениях учителя и учеников, да и учеников между собой, на

первом этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учебы. Если

учитель считает, что ученик успешно справляется с учебой, у него хорошее поведение, он

хороший товарищ, то также его оценивают и ребята в классе, и родители, и родители eго одноклассников.

В настоящее время в практике школьного обучения на начальном этапе (в процессе адаптации) не должны использоваться отметки для оценки успехов ученика, так как отметка может быть психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию в школе. Тем не менее, учитель должен оценивать успехи своих учеников. Более того, успех каждого должен быть замечен, пусть даже небольшой, много меньший, чем у других. Но обязательно он должен быть отмечен всеми, а вот неудачи, неуспехи и недостатки совсем не нужно делать достоянием гласности — лучше поговорить с ребенком о них наедине.

Источник: http://studopedia.ru/14_74230_urovni-i-kriterii-adaptatsii-pervoklassnikov-k-shkole-po-al-vengeru-.html

Уровни и критерии адаптации первоклассников к школе по А.Л. Венгеру (1989)

Социально — психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному и различается по скорости и устойчивости. Можно выделить три группы детей в зависимости от скорости и успешности адаптации:

Первая группа детей (56% учащихся) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Часть из них не испытывает- затруднений с начала учебы. Они добросовестны, доброжелательны, быстро приобретают друзей. У них хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние. Для части учащихся возникают сложности в приобретении социальных контактов: сфера их общения в первые два месяца ограничена, активность на уроке снижена. У других учеников трудность связана с выполнением правил поведения: они часто отвлекаются на уроках. В конце октября происходит смена поведенческих реакций, повышается активность на уроках.

Вторая группа (30% детей) с неустойчивой адаптацией. Их отличает более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения. Это связано с плохой подготовкой детей к школе, с низким уровнем развития у них познавательных интересов. В начале учебы у таких детей происходит перестройка: нарушается учебная активность, она кратковременна и заменяется игрой. Дети рисуют на уроках, играют. Это говорит о социальной незрелости детей. У некоторых из них в первые 3-4 месяца отмечаются трудности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками.

Третья группа (14% детей) — дети с нарушением норм социально-психологической адаптации. У некоторых детей слабо выражена учебная активность, отсутствие успехов в учебе резко снижает их социальный статус. Постоянно меняется характер взаимоотношений с учителем, требования выполняются формально. Такие дети теряются в ответах на вопросы учителя, перемены проводят в одиночестве, их лицо отражает эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Процесс адаптации к школе продолжается весь первый год обучения, первые шесть-девять недель закладывают основу, определяют успешность и эффективность дальнейшего процесса обучения.

Во время адаптации изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Учитель должен четко представлять и учитывать все факторы, способствующие адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющие ее, мешающие адекватно приспособиться и нести ответственность за здоровье каждого ребенка. Большинство детей, в основном, готово к школе. Это позволяет им принимать требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий. Учителю с первых дней важно разъяснить детям, что от них требуется, показать отличие новой позиции от той, которая была раньше, до школы. Требования, которые предъявляет учитель по соблюдению правил и норм поведения, вовсе не означают, что разговор о них должен обернуться перечнем запрещений и обязанностей. Дети должны сами разобраться в необходимости каждого правила, выделить наиболее важные, значимые. Нужно не только дать детям знания о нормах поведения уже в первые дни обучения в школе, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у детей определенных нравственных выводов.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен овладеть определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, на перемене играют в сторонке, жмутся к стенке. Поэтому в формировании отношений между детьми на этом сложном для каждого ребенка этапе важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть рассказать что-то о каждом, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение облегчают адаптацию к школе.

Чем лучше учитель относится к ребенку, тем лучше к нему будут относиться его

одноклассники. А от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему плохо, и также относятся к нему дети. Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. В первые месяцы пребывания ребенка в школе необходимо привить ему чувства, что класс, школа не являются чужой ему группой людей, а наоборот — это доброжелательный, чуткий коллектив младших или старших товарищей. От отношения учителя к ученикам на начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться отношения учитель-ученик — отношения, во многом определяющие психологическую адаптацию ребенка к школе.

Особое значение в отношениях учителя и учеников, да и учеников между собой, на

первом этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учебы. Если

учитель считает, что ученик успешно справляется с учебой, у него хорошее поведение, он

хороший товарищ, то также его оценивают и ребята в классе, и родители, и родители eго одноклассников.

В настоящее время в практике школьного обучения на начальном этапе (в процессе адаптации) не должны использоваться отметки для оценки успехов ученика, так как отметка может быть психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию в школе. Тем не менее, учитель должен оценивать успехи своих учеников. Более того, успех каждого должен быть замечен, пусть даже небольшой, много меньший, чем у других. Но обязательно он должен быть отмечен всеми, а вот неудачи, неуспехи и недостатки совсем не нужно делать достоянием гласности — лучше поговорить с ребенком о них наедине.

Источник: http://studopedia.ru/14_74230_urovni-i-kriterii-adaptatsii-pervoklassnikov-k-shkole-po-al-vengeru-.html

Ссылка на основную публикацию