Условия успешной адаптации ребенка школьному обучению

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Статья (1 класс) по теме:

Условия успешной адаптации первоклассника к школе

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.

Предварительный просмотр:

Природа хочет, чтобы дети были детьми,

прежде чем стать взрослыми.

Если мы нарушим этот порядок,

мы произведем скороспелые плоды,

которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса.

И не замедлят испортиться.

Дайте детству созреть в детях.

Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.

Обычно период адаптации составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Цель адаптационного периода: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:

— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по этому важно показать различие: школьник — не школьник);

— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

— научить ребенка задавать вопрос (не столько в про цедурном плане, сколько в смысле решимости);

— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

Психологическое обеспечение адаптационного периода.

Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть. Я изучала уровень развития первоклассников, наблюдала за ними и определяла, как идет школьная адаптация.

Результат: Благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Динамика адаптационного периода первоклассников

Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграммы:

Количество детей, находящихся в зоне отсутствия адаптации, существенно снизилось (с 24% до 4%). Показатели зоны неполной адаптации также стали ниже, а количество детей, находящихся в зоне адаптации значительно возросло (с 20% до 76%).

Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

Мы все знаем о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемость учащихся. Для снижения уровня тревожности с целью создания условий для успешной адаптации я стараюсь обеспечить ребёнку сферу успеха и самореализации, ввести максимально щадящий оценочный режим в сфере неуспеха, учитывать индивидуальность в процессе воспитания и обучения.

Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Мотивация достижения успеха способствует успешной адаптации первоклассников к обучению.

К концу первого полугодия тревожность в классе понизилась, а самооценка и мотивация повысились. Диаграммы на слайде.

Что я делала, чтобы помочь ребятам преодолеть эти трудности?

Большинство первоклассников идут в школу с явным желанием учиться. Они непосредственны, любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от нее новой интересной жизни.

Но зачастую малыш быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд , и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно интерес к школе, с которым приходят дети в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания .

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  1. Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.

2. Установление контактов с учащимися и учителями.

3. Формирование адекватного поведения.

4. Овладение навыками учебной деятельности.

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.

  1. Проведение утренней гимнастики
  2. Соблюдение режима проветривания классной комнаты
  3. Привитие гигиенических норм поведения
  4. Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен)
  5. Рефлексия ( формирование самооценки ребенка )
  6. Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех)
  7. Улыбка учителя и его доброжелательное отношение
  8. Организация подвижных игр на перемене
  9. Систематическое проведение физминуток
  10. Смена деятельности на уроке
  11. Организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)
  12. Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация)

Ребенка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным, активным. Если ребенок равнодушен на уроке, он может быстро и аккуратно выполнить все задания учителя, но также быстро и забыть все изученное.Надо сделать серьезное обучение занимательным , не наполнять детей знанием, а зажигать, не заставлять, а заинтересовыват ь, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, взаимопонимания, самоутверждения.Достичь этого помогают уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-театрализации, уроки-импровизации и т. д. На этих уроках изучается и закрепляется программный материал. Основные усилия я направляю на организацию такой развивающей среды, которая способствовала бы сохранению здоровья ребенка и постепенному переходу от дошкольных к школьным формам деятельности детей.

Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Включая в урок элементы игры и театрализации, я не ухожу от темы и задач урока. Игровая ситуация тесно связана с серьезной и даже сложной учебной работой, которая занимает детей не меньше, чем игра. Игра на уроке в значительной степени приближает условия обучения в школе к условиям детского сада, что крайне важно. Использование игровых форм в работе с младшими школьниками помогает решать педагогические задачи быстрее, чем другие средства. Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры. Становясь участником разыгрываемых событий, дети с разным уровнем учебной деятельности активно включаются в работу и способны концентрироваться на ней более длительное время. Бытовые и драматические ситуации позволяют ребенку не только заново эмоционально пережить знакомые события, но и усвоить сложный материал, испытать удовлетворенность от собственных умственных усилий. Так постепенно у младших школьников просыпается и утверждается желание работать на уроке не только потому, что это весело и занимательно. Их начинает привлекать возможность преодоления трудностей, самостоятельное нахождение правильного решения, развивается любознательность, растет познавательный интерес.

А когда учиться интересно, тогда легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, а главное – вера в свои силы.

Если дети справляются с поставленными перед ними задачами, если работают с увлечением и интересом, если идут домой довольные проведенным учебным днем и ждут завтрашнего, желание учиться крепнет. Ведь успех в труде – первостепенное условие становления личности человека, его эмоциональный внутренний комфорт.

Установление контактов с учащимися и учителями.

  1. Организация игр на знакомство с одноклассниками и учителями
  2. Поддерживание здоровых контактов в разнообразных формах совместной деятельности (работа в парах и группах)
  3. Организация дежурства в классе
  4. Поздравление именинников
  5. Оформление страницы дневника «Мой класс»

Формирование адекватного поведения.

  1. Знакомство с правилами школьной жизни
  2. Опора на личный опыт ребенка
  3. Обсуждение положительных примеров из литературных произведений и из жизни
  4. Технология «Минуты вхождения в день»

Начальный этап обучения, какие бы для этого не создавались благоприятные условия сопровождается определенным стрессом для ребенка. Поэтому, вначале я постаралась снять тревожность, создать доброжелательную ат мосферу в классе. Некоторые ученики приходят в школу задолго до начала занятий. Я поняла, что утренние часы нужно наполнять содержательной деятельностью, чтобы они не превращались в утомительное ожидание начала уроков. Тот, кто пришел первым, как обычно, получает право помочь мне в подготовке класса к уроку, разложить на парты счетный материал, прикрепить на доску все необходимое для урока, и, главное, раньше других узнать, какой сказочный герой придет к ним сегодня. Когда все дети пришли, мы на несколько минут усаживаемся. Я назвала это минутами вхождения в день. Выбор темы для начала дня диктуется многими обстоятельствами: общим настроением класса, погодой, самочувствием детей, новостями и т.д. Важно помочь каждому ребенку почувствовать себя нужным, создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Дети любят рисовать на доске, но она часто занята заданиями к уроку. Тогда я на последнюю свободную парту кладу большой лист ватмана, и дети рисуют на нём общую картину. Начинают ее те, кто пришел первым, остальные постепенно включаются в работу. И к первому уроку картина уже готова. Дети в течение дня могут ее дополнить. Таким образом, играя, общаясь с детьми, я создаю с утра положительный эмоциональный настрой в классе на весь день, что благоприятно влияет на процесс обучения. А его эффективность в большей мере зависти от того, как ребенок эмоционально относится к обучению, как он настроен на урок.

Овладение навыками учебной деятельности .

  1. Освоение организационных навыков ( внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей)
  2. Умение слушать, действовать по инструкции
  3. Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация
  4. Выполнение логических заданий
  5. Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения
  6. Формирование школьной мотивации

Как бы ни старался учитель отбирать содержание, методы и формы работы, если они не будут приняты обучаемыми, работа не даст положительных результатов. Значит, у каждого ребенка должен быть мотив учения. Продуманная мотивация обеспечения активности познавательной деятельности ученика является движущей силой в развитии ребенка, в его деятельности. Я широко использую приемы создания социальной мотивации (поощрения: похвала, звёздочки, мы набираем «ступеньки» и др.; создание ситуации успеха в труде, использование занимательности на уроке и т.д.). Важно вовремя поддержать маленького школьника, похвалить, побудить стремление стать лучше. Считаю похвалу ведущей формой стимуляции активности учащихся. Но она должна быть обоснованной и не чрезмерной. Я заметила, что одного ребенка частая похвала побуждает к дальнейшей работе на уроке, другого ослепляет. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается. Такого ученика хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. В конце урока стараюсь поощрить каждого ученика: одних за быструю, правильную и четкую работу в течение всего урока, других за то, что сегодня работали лучше, чем вчера, третьих за то, что помогли товарищу и т.д. На начальном этапе обучения нельзя скупиться на похвалу, одобрение, поддержку.

По мере того, как учащиеся начинают овладевать учебными умениями, в том числе самоконтролем, постепенно перехожу к оценочной деятельности на уроке (но без отметок).

Конечно, нельзя рассчитывать на быстрый положительный результат воспитания. Не всегда бывает просто найти к детям подход. И тут нельзя обойтись без помощи родителей . Готовиться к новой роли — родителей ученика — необходимо и взрослым. Нельзя резко менять свои требования к ребенку. То, что мама с папой тоже начинают ориентироваться только на отметку («Кто же любит троечников, мой дорогой»), может травмировать малыша больше, чем сами школьные неприятности. Важно, чтобы самооценка ребенка не повисала в воздухе, не была выдуманной, идеальной, надо, чтобы она была подкреплена чем-то реальным. Он должен знать, что он многое может и многое умеет (а что-то — даже лучше, чем другие, например, рисовать, лепить, петь, петь, читать стихи).

Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности. Результатами этих усилий стали три проектных работы: «Устная и письменная речь», «Школа», «Одежда». Над каждым из этих проектов работали все до одного учащиеся класса.

Меня радуют результаты моей работы: дети с желанием идут в школу, делятся своими радостями и огорчениями со мной и с друзьями, стремятся помочь друг другу, учатся сочувствовать и сопереживать. Развязать запутавшийся шнурок, помочь застегнуть пуговицу на пальто – все это делается как должное, будто иначе и быть не может. Благодаря положительному эмоциональному климату мне удается сформировать у детей познавательную активность, помочь овладеть умениями и навыками в разных видах деятельности.

Главное, дети привыкли к школе, друг к другу, ко мне.

Б.Пастернак назвал детство ковшом «душевной глуби» . И от того, чем будет наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути успешной адаптации первоклассников к школе.

Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллект.

из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь «В школу с радостью».

Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальн.

Диагностика готовности будущего ученика к школе.

Данная презентация может применятся на родительских собраниях в детском саду.

Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/14/usloviya-uspeshnoy-adaptatsii

Условия успешной адаптации ребенка школьному обучению

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Поступление в школу — сложный и ответственный этап в жизни первоклассника. В связи с тем, что меняется весь уклад жизни ребенка: появляются другие интересы, новые знакомства, другие условия среды, где вынужден находиться школьник. Однако, придя в школу, он удовлетворяет свою потребность в общественно-значимой деятельности — учебной, но она, в свою очередь, вызывает стресс у ребенка, который негативно сказывается на его здоровье. Поэтому, чтобы снизить стрессогенность процесса адаптации, необходимо создать условия ее успешного протекания.

Задумываться над проблемой приспособления ребенка к школе необходимо уже в подготовительной группе детского сада. Так как пребывание детей в подготовительных группах детских садов и активная подготовка их к систематическому обучению в школе положительно сказывается на приспособлении первоклассников к новому виду деятельности — учебным занятиям и условиям их организации. Выводы по результатам исследований А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой и др.говорят о том, что эти дети и учатся значительно лучше, чем их сверстники, которые до школы воспитывались в условиях семьи и не готовились к школе[1]. Из этого следует, что посещение детьми детских садов — это одно из первых условий успешной адаптации к школе.

Первые недели обучения высоко стрессогенны для организма ребенка и характеризуются низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения всех систем организма. И даже спустя 5-6 недель, когда наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением, нельзя считать, что ситуация нормализовалась, поэтому весь первый год считается периодом напряженной регуляции всех систем организма. В связи с этим, возникает необходимость использования физических упражнений (физкультурных минуток). Такие упражнения в середине урока позволяют в значительной мере снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность учащихся, а выполнение специальных упражнений на развитие мелких мышц кисти и пальцев рук — благоприятствует развитию речи детей [1]. А с учетом того, как уточняет Р. В Овчарова, что первоклассники сохраняют много детских качеств таких как: подвижность, эмоциональность, активность, то находиться в статическом положении им трудно, а такие перерывы помогут детям легче адаптироваться к учебной нагрузке и скажутся на развитии речевой функции [6]. Поэтому использование спортивных упражнений на уроках — это второе из списка условий успешной адаптации.

Проблемой адаптации учащихся, в частности первоклассников, к учебной нагрузке занимались, уже упомянутые ранее, А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. В своем исследовании они пришли к выводу, что приспособление организма к новым условиям при поступлении в школу сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройством сна и аппетита, к этим симптомам присоединяются сдвиги в иммунной реактивности(однократные, а затем и частые простудные заболевания), поэтому наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье школьников оказывают перемены, которые проходили на открытом воздухе в играх средней подвижности. К тому же такие перемены позволяют в большей мере сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности [1]. Отсюда можно выделить третье условие — активный отдых на свежем воздухе во время перемен.

Солидарна с исследователями и О. Н. Истратова, она делает акцент на том, что возрастной период поступления в школу — 7-8 лет особенности этого возрастного этапа проявляются в прогрессивных изменения во всех сферах, начиная с совершенствования психофизиологических функций: совершенствуется сенсорное развитие, костная система и др.[5] Поэтому санитарно-гигиенические условия обучения: освещение, микроклимат, ученическая мебель — все эти факторы внешней среды далеко не безразличны для работоспособности детей, состояния их зрения, осанки и для протекания процесса адаптации в целом. В связи с этим смело можно отметить четвертое условие успешной адаптации — соответствие санитарно-гигиенических условий обучения. Первоклассники — вчерашние дошкольники, для которых ведущей деятельность была игра. В связи с этим при поступлении детей в школу, необходимо организовать школьный режим так, чтобы дети менее переутомлялись. Более устойчивую дневную и недельную работоспособность учащихся первых классов констатировали физиологи и гигиенисты А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова в случаях укороченных уроков. Сокращение времени занятий вполне компенсировались более высокой работоспособностью учащихся и их активностью на уроках. Таким образом, укорочение периодов непрерывной работы позволяет не только более рационально организовать учебную деятельность учащихся, но и высвободить время для их отдыха[1]. А счетом того, что и внимание первоклассников неустойчивое и детям трудно сосредоточиться на трудном школьном материале, усталость и утомление будут усугублять ситуацию. Поэтому пятое условие — сокращение времени урока. Здесь же не менее важным условием успешной адаптации детей 7-8 лет к школьному обучению — чередование уроков, различных по видам деятельности. Занятия физкультурой между уроками математики, родного языка, чтения поддерживают постоянный уровень активности детей, а значит и облегчат течение приспособления детей к учебной деятельности.

В условиях школы и дома важно организовать активный отдых детей, а не статическое сидение за книгами или компьютером. Двигательный режим — важнейший оздоровительный фактор общего режима дня. А занятие ребенка в спортивной секции или кружке удовлетворят его познавательную потребность. Отсюда и седьмое условие — организация активного досуга первоклассника. Успешность и безболезненность протекания адаптации ребенка к школе связаны в первую очередь с его готовность к началу систематического обучения — эту точку зрения разделяют М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер и др.[2]. Объективно выявить уровень школьной зрелости смогут психологи и учителя школ, проведя соответствующие методики исследования и дав рекомендации родителям и детям. Правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций смело можно считать восьмым условием успешного протекания адаптации к школьному обучению.

Дети идут в школу, чтобы удовлетворить свою главную потребность — занятие общественно важной деятельностью — учебной, но и здесь же возникает проблема: первоклассникам наиболее сложно научиться ориентироваться в пространстве школы, принять правила поведения ученика в школе, познакомиться со сверстниками и учителем. А так как учитель — истинный представитель общественно важной деятельности, то для детей он — авторитет и именно учитель должен познакомить детей друг с другом и с местом, где они будут проводить большую часть своего времени — школой.

Здесь же стоит отметить и то, что особое значение в будущих отношениях будет играть оценка учителем успехов и неудач детей в процессе учебы. Важно помнить, что дети находятся в большой эмоциональной зависимости от учителя [3]. Поэтому руководство учителем всех школьных процессов и его компитентность в отношении с учениками — девятое условие успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

И еще одно не менее важное условие — положительное отношение семьи к новому статусу ученика. Так как главная причина школьной дезадаптаци в младших классах, как пишет Р.В .Овчарова, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом.[6]. «На трудности дома и в школе ребенок чаще всего отвечает острыми эмоциональными реакциями: гневом, страхом, тоской. Конфликты в семье вызывают у детей слезотечение и расстройство внимания» [4, С. 220].

Рассмотрев процесс адаптации, как психолого-педагогискую проблему и связав с психолого-педагогическими особенностями первоклассников, можно выделить условия успешной адаптации детей 7-8 лет к школьному обучению:

  • 1. Посещение детьми детских садов.
  • 2. Использование спортивных упражнений на уроках.
  • 3. Активный отдых на свежем воздухе во время перемен.
  • 4. Соответствие санитарно-гигиенических условий обучения.
  • 5. Сокращение времени урока.
  • 6. Чередование уроков по их сложности.
  • 7. Организация активного досуга первоклассника.
  • 8. Правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций.
  • 9. Руководство учителем всех школьных процессов и его компитентность в отношении с учениками.
  • 10. Положительное отношение семьи к новому статусу ученика.
  • 1. Адаптация организма учащихся к учебной и физиологической нагрузкам [Текст]: Монография для исследователей- физиологов /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова.- М.: Педагогика, 1982.- 240с.
  • 2. Безруких,М.М.и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер.- М.: Академия, 2002.- 416с.
  • 3. Безруких,М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? [Текст]: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей /М.М.Безруких, С.П.Ефимова.- М.: Академия, 1996.- 240с.
  • 4. Волков,Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: Учебное пособие /Б.С.Волков. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 128с.
  • 5. Истратова,О.Н.Справочник психолога начальной школы[Текст]: Справочник для практических психологов, педагогов и студентов психологических и педагогических специальностей/О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. — Изд.3-е- Ростов н/Дону:Феникс, 2006,- 442с.
  • 6. Овчарова,Р.В. Технологии практического психолога [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников /Р.В.Овчарова.- М.: Сфера, 2001.- 448с.

Источник: http://rae.ru/forum2011/10/2025

Условия успешной адаптации ребенка школьному обучению

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Поступление в школу — сложный и ответственный этап в жизни первоклассника. В связи с тем, что меняется весь уклад жизни ребенка: появляются другие интересы, новые знакомства, другие условия среды, где вынужден находиться школьник. Однако, придя в школу, он удовлетворяет свою потребность в общественно-значимой деятельности — учебной, но она, в свою очередь, вызывает стресс у ребенка, который негативно сказывается на его здоровье. Поэтому, чтобы снизить стрессогенность процесса адаптации, необходимо создать условия ее успешного протекания.

Задумываться над проблемой приспособления ребенка к школе необходимо уже в подготовительной группе детского сада. Так как пребывание детей в подготовительных группах детских садов и активная подготовка их к систематическому обучению в школе положительно сказывается на приспособлении первоклассников к новому виду деятельности — учебным занятиям и условиям их организации. Выводы по результатам исследований А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой и др.говорят о том, что эти дети и учатся значительно лучше, чем их сверстники, которые до школы воспитывались в условиях семьи и не готовились к школе[1]. Из этого следует, что посещение детьми детских садов — это одно из первых условий успешной адаптации к школе.

Первые недели обучения высоко стрессогенны для организма ребенка и характеризуются низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения всех систем организма. И даже спустя 5-6 недель, когда наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением, нельзя считать, что ситуация нормализовалась, поэтому весь первый год считается периодом напряженной регуляции всех систем организма. В связи с этим, возникает необходимость использования физических упражнений (физкультурных минуток). Такие упражнения в середине урока позволяют в значительной мере снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность учащихся, а выполнение специальных упражнений на развитие мелких мышц кисти и пальцев рук — благоприятствует развитию речи детей [1]. А с учетом того, как уточняет Р. В Овчарова, что первоклассники сохраняют много детских качеств таких как: подвижность, эмоциональность, активность, то находиться в статическом положении им трудно, а такие перерывы помогут детям легче адаптироваться к учебной нагрузке и скажутся на развитии речевой функции [6]. Поэтому использование спортивных упражнений на уроках — это второе из списка условий успешной адаптации.

Проблемой адаптации учащихся, в частности первоклассников, к учебной нагрузке занимались, уже упомянутые ранее, А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. В своем исследовании они пришли к выводу, что приспособление организма к новым условиям при поступлении в школу сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройством сна и аппетита, к этим симптомам присоединяются сдвиги в иммунной реактивности(однократные, а затем и частые простудные заболевания), поэтому наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье школьников оказывают перемены, которые проходили на открытом воздухе в играх средней подвижности. К тому же такие перемены позволяют в большей мере сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности [1]. Отсюда можно выделить третье условие — активный отдых на свежем воздухе во время перемен.

Солидарна с исследователями и О. Н. Истратова, она делает акцент на том, что возрастной период поступления в школу — 7-8 лет особенности этого возрастного этапа проявляются в прогрессивных изменения во всех сферах, начиная с совершенствования психофизиологических функций: совершенствуется сенсорное развитие, костная система и др.[5] Поэтому санитарно-гигиенические условия обучения: освещение, микроклимат, ученическая мебель — все эти факторы внешней среды далеко не безразличны для работоспособности детей, состояния их зрения, осанки и для протекания процесса адаптации в целом. В связи с этим смело можно отметить четвертое условие успешной адаптации — соответствие санитарно-гигиенических условий обучения. Первоклассники — вчерашние дошкольники, для которых ведущей деятельность была игра. В связи с этим при поступлении детей в школу, необходимо организовать школьный режим так, чтобы дети менее переутомлялись. Более устойчивую дневную и недельную работоспособность учащихся первых классов констатировали физиологи и гигиенисты А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова в случаях укороченных уроков. Сокращение времени занятий вполне компенсировались более высокой работоспособностью учащихся и их активностью на уроках. Таким образом, укорочение периодов непрерывной работы позволяет не только более рационально организовать учебную деятельность учащихся, но и высвободить время для их отдыха[1]. А счетом того, что и внимание первоклассников неустойчивое и детям трудно сосредоточиться на трудном школьном материале, усталость и утомление будут усугублять ситуацию. Поэтому пятое условие — сокращение времени урока. Здесь же не менее важным условием успешной адаптации детей 7-8 лет к школьному обучению — чередование уроков, различных по видам деятельности. Занятия физкультурой между уроками математики, родного языка, чтения поддерживают постоянный уровень активности детей, а значит и облегчат течение приспособления детей к учебной деятельности.

В условиях школы и дома важно организовать активный отдых детей, а не статическое сидение за книгами или компьютером. Двигательный режим — важнейший оздоровительный фактор общего режима дня. А занятие ребенка в спортивной секции или кружке удовлетворят его познавательную потребность. Отсюда и седьмое условие — организация активного досуга первоклассника. Успешность и безболезненность протекания адаптации ребенка к школе связаны в первую очередь с его готовность к началу систематического обучения — эту точку зрения разделяют М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер и др.[2]. Объективно выявить уровень школьной зрелости смогут психологи и учителя школ, проведя соответствующие методики исследования и дав рекомендации родителям и детям. Правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций смело можно считать восьмым условием успешного протекания адаптации к школьному обучению.

Дети идут в школу, чтобы удовлетворить свою главную потребность — занятие общественно важной деятельностью — учебной, но и здесь же возникает проблема: первоклассникам наиболее сложно научиться ориентироваться в пространстве школы, принять правила поведения ученика в школе, познакомиться со сверстниками и учителем. А так как учитель — истинный представитель общественно важной деятельности, то для детей он — авторитет и именно учитель должен познакомить детей друг с другом и с местом, где они будут проводить большую часть своего времени — школой.

Здесь же стоит отметить и то, что особое значение в будущих отношениях будет играть оценка учителем успехов и неудач детей в процессе учебы. Важно помнить, что дети находятся в большой эмоциональной зависимости от учителя [3]. Поэтому руководство учителем всех школьных процессов и его компитентность в отношении с учениками — девятое условие успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

И еще одно не менее важное условие — положительное отношение семьи к новому статусу ученика. Так как главная причина школьной дезадаптаци в младших классах, как пишет Р.В .Овчарова, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом.[6]. «На трудности дома и в школе ребенок чаще всего отвечает острыми эмоциональными реакциями: гневом, страхом, тоской. Конфликты в семье вызывают у детей слезотечение и расстройство внимания» [4, С. 220].

Рассмотрев процесс адаптации, как психолого-педагогискую проблему и связав с психолого-педагогическими особенностями первоклассников, можно выделить условия успешной адаптации детей 7-8 лет к школьному обучению:

  • 1. Посещение детьми детских садов.
  • 2. Использование спортивных упражнений на уроках.
  • 3. Активный отдых на свежем воздухе во время перемен.
  • 4. Соответствие санитарно-гигиенических условий обучения.
  • 5. Сокращение времени урока.
  • 6. Чередование уроков по их сложности.
  • 7. Организация активного досуга первоклассника.
  • 8. Правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций.
  • 9. Руководство учителем всех школьных процессов и его компитентность в отношении с учениками.
  • 10. Положительное отношение семьи к новому статусу ученика.
  • 1. Адаптация организма учащихся к учебной и физиологической нагрузкам [Текст]: Монография для исследователей- физиологов /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова.- М.: Педагогика, 1982.- 240с.
  • 2. Безруких,М.М.и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер.- М.: Академия, 2002.- 416с.
  • 3. Безруких,М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? [Текст]: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей /М.М.Безруких, С.П.Ефимова.- М.: Академия, 1996.- 240с.
  • 4. Волков,Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: Учебное пособие /Б.С.Волков. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 128с.
  • 5. Истратова,О.Н.Справочник психолога начальной школы[Текст]: Справочник для практических психологов, педагогов и студентов психологических и педагогических специальностей/О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. — Изд.3-е- Ростов н/Дону:Феникс, 2006,- 442с.
  • 6. Овчарова,Р.В. Технологии практического психолога [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников /Р.В.Овчарова.- М.: Сфера, 2001.- 448с.

Источник: http://rae.ru/forum2011/10/2025

Ссылка на основную публикацию