Успешная адаптация ребенка доу

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Успешная адаптация ребенка к ДОУ

Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Эта традиция имеет множество субъективных оснований. Вместе с этим, исследования И.С. Ильиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк и других ученых убедительно доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым относится поступление в детский сад.

«При попадении в особую микросреду, условия которой значительно отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием адаптационный синдром, возникает проблема адаптации к ДОУ». Дети часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная, речевая активность, трансформируются двигательные реакции (от заторможенности до гиперактивности). «Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммунитета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже некоторому регрессу в развитии ребенка (в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности)».

Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития. Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет.

«Любая адаптация-это приспособление индивида к новым условиям существования». Адаптация делится на биологическую и социальную. Биологическая-изменение физиологической активности органов систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача логопеда-помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша.

Социальная адаптация- формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми. «Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации».

Цель адаптационного периода — благоприятное приспособление малыша к новым условиям его существования.

1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Если психолог, логопед, воспитатель, помощник воспитателя и все участники педагогического процесса ДОУ, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе- тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года-2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте-1 месяц.

«Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя». Тяжелая адаптация может длится месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо –резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто более, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. При тяжелой адаптации возможен ее срыв- страх-стресс-срыв адаптации-болезнь.

Второй тип адаптации-легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя адаптации физиологические «срывы» все возможны. И последний тип адаптации- средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но не надолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние. «К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, тремор подбородка, пальчиков».

Для того чтобы проблема адаптации не стояла остро, для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное, значительное. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность.

Еще одной характерной особенностью детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменения, происходящие с ребенком при поступлении в детский сад, в первую очередь затрагивают его эмоциональное состояние, поскольку отношение детей 2-3 лет к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. «Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность». Чтобы адаптация ребенка детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.

1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например).

2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Для этого следует заранее проконсультироваться с сотрудниками детского сада, чтобы рассказ о режиме дня был правдив, иначе ребенка может ждать разочарование.

3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее.

4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться.

5. Следует в присутствии ребенка не высказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо.

В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.

Детей, которые, по прогнозам, легко привыкнут к детскому саду, можно начинать приводить на время с начала работы группы (7.00) до дневного сна (12.30-13.00), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребенка.

Детей с прогнозируемой адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку к 10.00 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. За время прогулки взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Через некоторое время ребенка приглашают на обед, но не настаивают. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму.

Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы организации детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.

Среди них можно выделить следующие (Т.В.Костяк):

1. Игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному. Находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе- в уголке для игр с песком).

2. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей);.

3. Подвижные игры-забавы, основная цель которых- доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения.

4. Все виды театра-настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми. Ростовыми куклами, куклами-марионетками), так как встреча с театральным персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

5. Знакомство с произведениями поэзии пестования: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных (2), в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

Одно из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у ребенка 2-3-х лет является ориентирование в среде, в которой он находится. При попадании в новые условия дети оказываются дезориентированы, что вызывает у них сильнейшие отрицательные эмоции. В таких условиях возникают отклонения в поведении ребенка, он не может общаться, есть, спать, удовлетворять свои естественные потребности.

Находясь в группе, дети с опаской оглядываются по сторонам, боятся большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения-туалетную комнату, спальню. Поэтому удобные для ребенка более старшего возраста методы ознакомления с обстановкой ( экскурсия, беседа, дидактические игры) для детей раннего возраста имеют ограниченное применение. Наиболее эффективны для снижения риска возникновения стрессовой ситуации будут следующие факторы:

Минимизация времени, проводимого ребенком в группе на этапе адаптации, знакомство в каждое посещение с одним помещением, частью группы (уголком экспериментирования, творчества, игровой зоной и другими). Привнесение (насколько это возможно) в обстановку группы знакомых ребенку предметов- игрушки, подушки, книги, коврики. Детей раннего возраста в начальный период адаптации не привлекают даже самые интересные игрушки, потому что «чужие». Ребенок тяготеет к тому, что ему привычно.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду-очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем-не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Если не истекло время редактирования _ обозначьте, кому адресован ваш материал.

Очень хороший и полезный материал для нас, мамочек. Примите голос.

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/galina-sergevna-papanova/problema-uspeshnoi-adaptaci-rebenka-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu.html

Успешная адаптация ребенка к ДОУ

Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Эта традиция имеет множество субъективных оснований. Вместе с этим, исследования И.С. Ильиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк и других ученых убедительно доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым относится поступление в детский сад.

«При попадении в особую микросреду, условия которой значительно отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием адаптационный синдром, возникает проблема адаптации к ДОУ». Дети часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная, речевая активность, трансформируются двигательные реакции (от заторможенности до гиперактивности). «Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммунитета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже некоторому регрессу в развитии ребенка (в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности)».

Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития. Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет.

«Любая адаптация-это приспособление индивида к новым условиям существования». Адаптация делится на биологическую и социальную. Биологическая-изменение физиологической активности органов систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача логопеда-помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша.

Социальная адаптация- формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми. «Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации».

Цель адаптационного периода — благоприятное приспособление малыша к новым условиям его существования.

1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Если психолог, логопед, воспитатель, помощник воспитателя и все участники педагогического процесса ДОУ, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе- тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года-2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте-1 месяц.

«Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя». Тяжелая адаптация может длится месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо –резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто более, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. При тяжелой адаптации возможен ее срыв- страх-стресс-срыв адаптации-болезнь.

Второй тип адаптации-легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя адаптации физиологические «срывы» все возможны. И последний тип адаптации- средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но не надолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние. «К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, тремор подбородка, пальчиков».

Для того чтобы проблема адаптации не стояла остро, для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное, значительное. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность.

Еще одной характерной особенностью детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменения, происходящие с ребенком при поступлении в детский сад, в первую очередь затрагивают его эмоциональное состояние, поскольку отношение детей 2-3 лет к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. «Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность». Чтобы адаптация ребенка детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.

1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например).

2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Для этого следует заранее проконсультироваться с сотрудниками детского сада, чтобы рассказ о режиме дня был правдив, иначе ребенка может ждать разочарование.

3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее.

4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться.

5. Следует в присутствии ребенка не высказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо.

В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.

Детей, которые, по прогнозам, легко привыкнут к детскому саду, можно начинать приводить на время с начала работы группы (7.00) до дневного сна (12.30-13.00), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребенка.

Детей с прогнозируемой адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку к 10.00 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. За время прогулки взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Через некоторое время ребенка приглашают на обед, но не настаивают. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму.

Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы организации детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.

Среди них можно выделить следующие (Т.В.Костяк):

1. Игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному. Находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе- в уголке для игр с песком).

2. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей);.

3. Подвижные игры-забавы, основная цель которых- доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения.

4. Все виды театра-настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми. Ростовыми куклами, куклами-марионетками), так как встреча с театральным персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

5. Знакомство с произведениями поэзии пестования: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных (2), в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

Одно из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у ребенка 2-3-х лет является ориентирование в среде, в которой он находится. При попадании в новые условия дети оказываются дезориентированы, что вызывает у них сильнейшие отрицательные эмоции. В таких условиях возникают отклонения в поведении ребенка, он не может общаться, есть, спать, удовлетворять свои естественные потребности.

Находясь в группе, дети с опаской оглядываются по сторонам, боятся большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения-туалетную комнату, спальню. Поэтому удобные для ребенка более старшего возраста методы ознакомления с обстановкой ( экскурсия, беседа, дидактические игры) для детей раннего возраста имеют ограниченное применение. Наиболее эффективны для снижения риска возникновения стрессовой ситуации будут следующие факторы:

Минимизация времени, проводимого ребенком в группе на этапе адаптации, знакомство в каждое посещение с одним помещением, частью группы (уголком экспериментирования, творчества, игровой зоной и другими). Привнесение (насколько это возможно) в обстановку группы знакомых ребенку предметов- игрушки, подушки, книги, коврики. Детей раннего возраста в начальный период адаптации не привлекают даже самые интересные игрушки, потому что «чужие». Ребенок тяготеет к тому, что ему привычно.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду-очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем-не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Если не истекло время редактирования _ обозначьте, кому адресован ваш материал.

Очень хороший и полезный материал для нас, мамочек. Примите голос.

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/galina-sergevna-papanova/problema-uspeshnoi-adaptaci-rebenka-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu.html

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Все про адаптацию
  • Изобразительная деятельность детей раннего возраста
  • Требования к развивающей среде

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ

В период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поэтому нами был разработан перспективный план по гибкому режиму на адаптационной период для детей третьего года жизни.

Вся работа проводилась в игровой форме и по разным направлениям:

Игры с воспитателем

Фольклор, художественная литература

Сенсорное воспитание Дидактические игры

Элементы театрализованной деятельности

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры проводили фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает воспитатель. Игры выбирали с учетом игровых возможностей детей. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики» и т. д.

Сгладить адаптационный период помогают физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также создавали условия для самостоятельных упражнений: предлагали малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети были не расположены в данный момент к подвижным играм, мы читали им сказку или играли в спокойные игры.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Адаптационный период считается законченным, если:

Ранний возраст адаптация к ДОУ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Источник: http://arefina-ds3satka.educhel.ru/articles/uspeshnaya_adaptaciya_rebenka_k_usloviyam_dou

Ссылка на основную публикацию