Виды адаптации детскому саду

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детям и взрослым

Знакомство с детским садом начинается задолго до того, как ребенок впервые перешагнет его порог. За месяц или два до начала посещения родителям следует заглянуть на предварительную беседу с теми, кому собираются доверить воспитание своего чада. Педагог-психолог Ольга Бухарина советует внимательно отнестись к озвученным рекомендациям. А также отмечает, что нет ничего предосудительного в том, чтобы прийти в группу и посмотреть, где стоит кровать, на которой будет спать сын. Или заглянуть в музыкальный зал, где дочке предстоит стать звездой утренников. Итак, как же приучить ребенка к садику?

Эксперт: Ольга Бухарина, педагог-психолог, стаж 8 лет.

На новый режим лучше начинать перестраиваться еще дома. Готовиться к раннему подъему и раннему отбою, пятиразовому питанию. Оттачивать гигиенические и социальные навыки. Это должно быть комфортно для всей семьи. И касается всех «домашних» детей — неважно, идут они в сад в два года, три или пять лет.

В два года уже целый гардероб в кабинке: форма для физкультуры, сменный комплект одежды (если не до конца приучен к горшку и случаются «аварии»), запасные колготки для улицы. Подгузники — особая тема. Если родители вместе с воспитателем приходят к решению отказаться от памперсов, то и действовать должны сообща. Скажем, решено оставлять подгузники только на прогулку, дневной и ночной сон. Но очень важно, чтобы эти моменты сохранялись и дома на выходных. Это тоже оговаривается на предварительной беседе. Теперь семья и детский сад — одна команда.

Расстаться на вечность или на час

По мнению психолога, родителям очень полезно побывать в саду. Познакомиться с территорией, с персоналом, узнать, где находится отдельный вход в группу. Это избавит пап и мам от состояния тревожности, от придумывания сценариев на тему «Мой бедный несчастный малыш проводит весь день неизвестно где».

— Отличная идея — заглядывать в сад во время прогулок. У нас в саду это очень приветствуется, — говорит педагог-психолог Ольга Бухарина. — Июль и август — традиционная пора адаптации детей к новому учебному году. Мы так и просим родителей: первую неделю являться только на прогулку и оставаться на обед, если хочется. С утра нет шокирующей обстановки: прием детей ведется на улице, погода позволяет делать массу всего интересного на свежем воздухе.

— Сколько визитов с мамой нужно совершить?

— Все абсолютно индивидуально. Даже если ребенок второй в семье или третий, не нужно думать, что все отпрыски будут одинаково адаптироваться к детскому саду. Старший брат может остаться до вечера уже на третий день посещения, а его сестра будет привыкать месяц.

— Как понять, что ребенок готов остаться в группе без мамы?

— Смотреть, как выстраиваются его контакты с другими людьми. Он должен воспринимать воспитателя не как постороннего человека, включаться в общую игру, усаживаться за стол если и не с желанием поесть, то хотя бы из интереса к тому, что в тарелке.

На полоски на колготках — равняйсь!

Эксперт: Диана Кужакаева, воспитатель, общий стаж 25 лет, из них последние 11 лет работает в группе раннего развития.

Историй на тему успешных и не очень адаптаций у воспитателя группы раннего развития Дианы Кужакаевой, по ее собственному выражению, миллион. К ней поступают дети с года и восьми месяцев и остаются под ее присмотром до трех лет. Далеко не все они «говорящие». Очень многие тяжело переживают отказ от памперсов и пустышек. И есть те среди них, кто не выдерживают установочного периода.

— Каков портрет ребенка, который идеально переживает адаптацию к детскому саду?

— Его нарисовать сложно. Он формируется постепенно. Сначала дети посещают группу кратковременного пребывания, это буквально пара часов за ручку с мамой, потом без нее. Был случай, когда ко мне поступил мальчик, которого мама еще продолжала кормить грудью. Расставание у них было не из легких. Но сейчас у него все прекрасно. Конечно, легче с детьми, которые уже умеют — или хотя бы пытаются — есть самостоятельно, одеваться и раздеваться, просятся или сами отправляются на горшок. С такими детками адаптация проходит намного быстрее и безболезненней.

— Есть ли какие-то секреты, которые помогают в работе с малышами?

— Одиннадцать лет я в буквальном смысле не выхожу из группы раннего развития. Я уже могу отличить плач, когда ребенок тоскует по дому, от слез, которые он проливает просто так — от скуки или обиды на товарища. В первом случае он забивается в уголок, не хочет присоединяться к игре. Но и это важно, и это нужно. В нашей группе есть такое понятие — уголок уединения. Иногда надо дать выплакаться, чтобы эти эмоции не гасились глубоко в душе. У некоторых детей это вообще перерастает в ритуал, некую потребность и сохраняется на несколько лет. Без этого они уже не представляют себе утреннего прощания с мамой. Это слезы, за которыми не стоит душевного надрыва.

— Кстати, о ритуалах. Насколько они важны на первом году привыкания к детскому саду?

— Очень важны! Мы всегда просим родителей выработать какой-то свой ритуал. Это могут быть обязательные поглаживания, объятия, ласковые слова. Самое простое — это помахать в окошко, уходя на работу. Дети очень требовательны к этим действиям и если мамы спешат утром, позабыв повторить правила поведения или прочитать в меню, какая будет каша, они обязательно напомнят об этом. Есть более жесткие формы ритуального прощания: оторвать от себя, занести в группу, положить этот орущий кулек на пол и уйти. Секунда — и наш условный Петя встает с пола, слез как не бывало, топает играть. Так он показывает маме, что она ему дорога.

— Как бороться с агрессивной адаптацией?

— Без помощи семьи это сделать практически нереально, я считаю. Мой опыт показывает, что в первую очередь родители должны понять, что детский сад им нужен. Без вот этого: «ну мы сходим, посмотрим, подумаем». Это не помогает малышу адаптироваться. Ребенок это чувствует, даже если при нем это не проговаривается вслух. Моя позиция такова: привыкать к саду надо сообща. У меня миллион примеров, когда мама плачет по утрам вместе с ребенком, дежурит под окнами, места себе не находит. Но как только ей наступает пора выходить на работу — у нее хвост пистолетом, настроение на высоте, а ребенок сразу же перестает кукситься в группе. Мама его просто «отпустила», и он это почувствовал.

— Диана Наумовна, слишком долгая, болезненная адаптация — повод завязать с детским садом навсегда?

— Я считаю, что нет. У меня была девочка, которая привыкала к саду восемь месяцев. Пришла в 2 года и 3 месяца. Это были сумасшедшие истерики по утрам, неприязнь еды, дневной сон продолжительностью всего 15–20 минут. Родители реагировали адекватно, они как раз-таки были настроены на то, что им нужен детский сад. Ситуация была такова, что ребенка оставить не с кем, привыкнуть пришлось бы в любом случае. Единственное, что они могли себе позволить — это пораньше забирать. В итоге все закончилось хорошо, девочка сейчас очень привязана к саду, группе, воспитателям, ее отношения с родителями не испортились.

— Бывают те, кто сходят с дистанции, опускают руки?

— Был у нас мальчик с рвотным рефлексом на детский сад. Он только переступал порог группы, его в прямом смысле начинало рвать. Мама вбила себе в голову, что детский сад — вообще не для них. Вспоминала саму себя в детстве, находила подтверждения тому, что и она в свое время не прижилась в коллективе. В итоге они ушли, сидят теперь дома.

— Что может стать барьером на пути к вливанию в новый коллектив?

— Самые будничные вещи. Например, колготки. Садик — это же определенная уравниловка. Если я прошу родителей купить хлопчатобумажные колготки с двумя полосками на попе, то этим нельзя пренебрегать. Некоторые импортные вещи очень красивые, яркие, но натягиваются они с трудом, а среди узоров сложно разобрать, где какие полоски. И вот сидит такой бедолага-модник, и при всем желании не может натянуть колготы. В итоге он последний собирается на прогулку, что не добавляет ему радости.

Шаг навстречу новой жизни

Перед тем, как стать частью нового коллектива, родители заполняют подробную анкету, адаптационный лист. В нем описываются условия проживания ребенка, рассказывается, какое хобби у семьи. Может, они все велосипедисты и малыш выезжает на загородные прогулки с ранних лет? Или ребенок не представляет себя без собаки, потому что его дядя — профессиональный заводчик лабрадоров? Это поможет воспитателю и психологу найти «ключик». По словам Ольги Бухариной, адаптацией лучше «переболеть» в детстве, как ветрянкой. Ведь школа уже не ставит себе задачи наладить отношения со сверстниками, получить обратную связь от родителей.

— Личные вещи приветствуются? Можно ли принести что-то из дома? В некоторых садах рекомендуют сделать альбом с фотографиями членов семьи и положить «новобранцу» в кабинку.

— В моей практике такое не встречалось. Я в этом особого смысла не вижу. С одной стороны, это вроде бы родные лица, которые как бы остаются рядом с тобой. С другой — не вызовет ли это у ребенка дополнительного чувства грусти, потребности в личном общении? Я бы не рекомендовала заводить такой альбом. Лучше четко разделить: родители ждут тебя дома, а в течение дня ты дружишь с ребятами, ты под присмотром воспитателя и нянечки. У нас есть дети из неполных семей: сын и мать, к примеру. Что же, ему вешать на шкафчик портрет мамы? Нет, они оба как-то справляются без этого.

— Ольга, а если малыш привык засыпать с любимой игрушкой? Ее можно принести?

— Да, в этом мы не препятствуем. Можно взять мишку или куклу с собой на дневной сон, но они должны соответствовать санитарным требованиям: то есть это пластмасса, резина или другой материал, который можно помыть, протереть влажной салфеткой. У нас воспитывался мальчик, который предпочитал спать только под своим флисовым пледиком.

— Еще один сложный момент, с которым сталкиваются многие родители: еда в группе. Дома по две порции наворачивает, а в саду кричит «Не-не-не» и отодвигает тарелку. Как поступать?

— Это классический протест, пример адаптации. Особенно если речь идет о возрасте до трех лет. С этим можно мягко поработать. Не ест — не настаивать. У нас всякие «клиенты» есть, которые вплоть до старших, до подготовительных групп едят очень избирательно. Например, из всего обеденного меню съедают только макароны, пюре или хлеб с компотом. Ребенок знает, чего и сколько ему надо. От голода он не умрет. Сложнее дело обстоит с теми, кто пока еще не научился пользоваться столовыми приборами, ест только из бутылочек. Или бабушка кормит его с ложки. Это сразу видно, даже если родители пытаются лукавить: «Мы дома едим сами, это он у вас выделывается, капризничает». Несформированный навык видно уже даже по посадке ребенка за столом. Тут уже другой подход: «Возьми ложку в удобную тебе руку, правую или левую, а чашку держи за ушко. Если хочется, можешь держать ее двумя руками».

— Привлекают ли к адаптации других детей? Например, чемпионов по каше за столом или заводил на игровой площадке?

— Конечно, это соревновательный момент, он важен. Можно устраивать конкурс среди тех, кто сидит за столом, на самую вкусную рыбную котлету, которая помогает вырасти сильным как папа и красивой как мама. Это реально работает. Причем даже на неговорящих малышах. Подражание очень сильный эффект дает.

Форы в адаптации не имеет никто: ни девочки перед мальчиками, ни ребята из многодетных семей перед карапузом, которого воспитывает мать-одиночка. Исключение составляют, пожалуй, только двойняшки и близнецы. Им немного легче: рядом есть родная душа. Но при этом они очень долго и остаются вдвоем, никого не пуская в свой маленький круг.

Главное, что должен понять каждый малыш, переживающий непростой период адаптации — он не одинок. Ему заплетут косичку после «тихого» часа и помогут вывернуть носки. Дадут еды и научат управляться с туалетной бумагой. Здесь, в саду, он получит уход, поддержку, одобрение. А вечером его с любовью встретят родители и похвалят за то, что он пережил еще один трудный, но очень важный день новой жизни.

Психологи выделяют три вида адаптации ребенка к детскому саду

Легкая (нормальная)

  • Продолжительность : около месяца. Не зависит от возраста.
  • Поведение ребенка : небольшие капризы по утрам, тяжелое расставание с родителями, иногда отказ от еды, друзья в группе могут появиться не сразу.
  • Рекомендации для родителей : не делать акцента на утренних трагедиях в раздевалке, расспрашивать о том, как прошел день, держать обратную связь с воспитателями.
  • Продолжительность : несколько месяцев.
  • Поведение ребенка : истерики, укладывание на пол, более выраженная степень тоски, агрессивное отношение к воспитателю. Истерики могут быть очень эмоциональными, но краткосрочными. Благоприятный исход: слезы, рыдания, биение ногами в дверь длятся не больше недели. Затем, когда ребенок без остатка выплеснул свои эмоции, к нему приходит понимание, что он в любом случае будет оставаться в саду: со слезами и криками или без них. И добровольно принимает решение отказаться от истерик.
  • Рекомендации для родителей : быть начеку, не потакать капризам.

Болезненная

  • Продолжительность : от полугода и более.
  • Поведение ребенка : подключается психосоматика. Это значит, что на фоне невроза, тревожности, бурных эмоций появляется температура, кашель, насморк, боли в животе. Чревато длительными больничными.
  • Рекомендации для родителей : довольно сложно разобраться, действительно ли ребенок занемог или он страдает из-за адаптации. Понять, в чем дело, может либо очень внимательная мама, либо хороший педиатр. В некоторых случаях такая адаптация ребенка к детскому саду — сигнал к тому, что ребенку вообще противопоказан детский сад или ему нужно еще годик посидеть в родных стенах.

от рождения до школы

© 2013-2016. Портал для родителей «Все о детях».

Копирование материалов разрешено только с указанием активной гиперссылки на источник.

Источник: http://kids365.ru/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu/

Особенности адаптации детей к детскому саду: виды адаптации и как подготовить ребенка к детскому саду

Особенности адаптации детей к детскому саду: виды адаптации и как подготовить ребенка к детскому саду

Перед тем, как привести своего ребенка первый раз в детский сад у родителей возникают переживания,вопросы:

— Как примут ребенка в детском коллективе?

— Какие отношения сложатся у него с воспитателем?

— Не будет ли малыш часто болеть?

— Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде?

Привычные родительские волнения и тревоги.

Особого внимания с этой точки зрения требуют те малыши, которым впервые предстоит перейти из достаточного замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. Установлено, что в возрасте 2-3 лет адаптация происходит дольше и труднее, чем у детей более старшего возраста. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться до 6 месяцев, и его дальнейшее развитие. В период адаптации возможность заболеть у ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительскогонельзя. Родители, готовящиеся отдать ребенка в детский сад, должны тренировать способность ребенка тормозить свои желания, приучать его к режиму дня детского сада.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка,частота и длительность простудных заболеваний, проявление невротических реакций.

Критерии, по которым оценивается продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса: быстрое засыпание, спокойный сон, аппетит, эмоциональное состояние, адекватное поведение, характер общения со сверстниками и взрослыми, и заболевания ребенка.

Продолжительность и степень выраженности отклонений указанных критериев зависит от психофизиологического состояния ребенкаи личностных (индивидуальных) особенностей.

Легкая — кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель. Тяжелая– долговременная: около 6месяцев.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. За месяц до того, как он начнет ходить в детский сад, поменьше, чем обычно, опекайте его. Подробно расскажите ему о детском саде, сходите туда на экскурсию, чтобы он узнал, что это такое. Уребенка сложится собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Подготовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях… Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

Если ребенок с трудом расстается с кем – то из родственников, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его тот родитель,с кем он легче расстается.

Нужно принести в детский сад вещи, необходимые ребенку для спокойного пребывания там: смену белья, вещи для занятий физкультурой, любимую игрушку.

Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в детском саду и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к детскому саду.

Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать из детского сада или же 1-2 раза в неделю оставлять дома. Действующие СанПиН дают возможность не посещать дошкольное учреждение 3 дня без предоставления справки от педиатра, именно для таких детей.

Поиграйте с ребенком дома в сюжетно – ролевую игру «детский сад», где игрушка будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Необходимо создать ребенку условия для спокойного отдыха дома. Во время адаптации не водить его в гости, шумные компании (ребенок в это время перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему).

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами формирующими разум и мысли малышей являются Мать и Отец».

В. А. Сухомлинский

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду» Когда ребенок поступает впервые в детский сад, у родителей возникает за него тревога. Мама переживает больше, чем сам малыш. В этот период.

Цикл занятий по адаптации детей ясельной группы к детскому саду Занятия по адаптации детей ясельной группы к детскому саду Ребенок-малыш впервые переступил порог детского сада. Такой переход малыша в.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду Игры в период адаптации ребенка к детскому саду[/b] Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон;.

Как подготовить ребенка к детскому саду Консультация для родителей на тему «Как подготовить ребенка к детскому саду» Выполнила воспитатель 2младшей группы МБДОУ №313 Патрикеева.

Как подготовить ребенка с аутизмом к детскому саду Если вашему ребенку поставили диагноз «аутизм» или РАС, вам потребуется помощь многих специалистов, в том числе и педагогов в детском саду.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-adaptaci-detei-k-detskomu-sadu-678440.html

Ребенок и детский сад: как облегчить адаптацию?

Когда приходит время отдать ребенка в детский сад, у родителей возникает масса страхов и сомнений. Волнение в этой ситуации вполне нормально, но оно не должно помешать вам помочь малышу привыкнуть к новому распорядку жизни. Во многом то, как пройдет психологическая адаптация ребенка в детском саду, зависит от настроя родителей.

Долго ли привыкают к садику дети в 2-3 года или даже в 5 лет и можно ли облегчить процесс? Попробуем разобраться в этапах адаптации малышей к детскому саду, плюсах и минусах его посещения, возможных проблемах, а также правилах поведения родителей в этот непростой период.

Степени адаптации ребенка к детскому саду

Известно, что одни дети привыкают к саду быстро и легко, другие – сложнее. Всего выделяют три степени адаптации ребенка в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую.

Более чем у половины малышей привыкание к условиям детского сада происходит легко. Они заходят в группу без истерик, находятся в хорошем настроении, охотно общаются с другими детьми, реагируют на обращение к ним воспитателя.

Поход в садик не вызывает протеста, иногда малыш даже сам просится туда, капризы и приступы плохого настроения кратковременны. В такой ситуации можно говорить о легкой адаптации. Обычно она длится до 4 недель и протекает на фоне хорошего самочувствия.

Если у ребенка адаптация средней степени тяжести, он испытывает беспокойство, приближаясь к группе, но через несколько минут справляется с напряжением и идет играть с детьми. Нередко такие малыши склонны специально нарушать правила поведения в саду, чтобы проверить, что произойдет, и добиться индивидуального внимания.

При адаптации средней степени дети часто болеют респираторными заболеваниями. Причиной тому становится стресс от изменения уклада жизни и нахождение в коллективе, где риск инфицирования заметно увеличивается.

Такая адаптация длится около 1,5 месяцев. Если при учащении ОРВИ обратиться к врачу за консультацией и заняться укреплением иммунитета крохи, привыкание пройдет легче и вскоре все нормализуется. Подробнее об укреплении иммунитета ребенка с помощью витаминов →

Тяжелая адаптация ребенка в детском саду выражается в проблемном поведении, частых, иногда осложненных, простудах, нервных срывах. Малыш не хочет идти на контакт с воспитателем и другими детьми, практически не проявляет интереса к предлагаемым игрушкам, ведет себя тревожно и пугливо. При расставании с мамой возможны продолжительные истерики.

Если этот период длится месяцами, а улучшений нет, родителям нужно обратиться за консультацией к детскому психологу и невропатологу. Затянувшаяся тяжелая адаптация может указывать на психологическую неготовность ребенка к посещению сада.

Эмоциональное состояние ребенка в период привыкания

Чтобы не сердиться на малыша за плохое поведение и капризы во время адаптации ребенка в детском саду, родителям нужно постараться понять его эмоции. Для крохи, который до этого постоянно был с мамой, начало посещения сада – серьезный стресс.

Особенности адаптации детей в детском саду таковы, что на первых этапах преобладают отрицательные эмоции – страх и гнев. Малыш не хочет заходить в группу, цепляется за родителей, начинает хныкать. Он боится, что про него забудут и не заберут, опасается оставаться с новыми людьми в незнакомой обстановке.

Возможны внезапные вспышки агрессии – ребенок вырывается, не давая себя переодеть, или даже пытается ударить взрослого. Это выражение протеста против разлуки с родителями, которое должно сгладиться по мере привыкания к условиям детского сада.

Если спустя несколько минут после ухода мамы ребенок успокаивается, адаптация проходит нормально. В дальнейшем, малыш еще может периодически хныкать при расставании и за компанию с другими детьми, но постепенно на смену негативу придут положительные эмоции от новых впечатлений, игр, общения. Окончание адаптации ребенка к условиям детского сада можно распознать по хорошему настроению малыша вечером и легкому прощанию с родителями по утрам.

Вред и польза яслей

Теоретически, отдать малыша в ясли можно уже в 9 месяцев, но на практике на это мало кто решается. Столь ранний возраст обычно не позволяет крохе себя обслуживать, ведь чтобы пойти в детский сад, нужно уметь самому кушать и проситься на горшок. Подробнее о том, как приучить ребенка к горшку →

Даже если в семье тяжелая материальная ситуация и маме нужно выйти на работу, психологи рекомендуют задумываться о пребывании ребенка в ясельной группе не ранее, чем ему исполнится 1 год и 6 месяцев. Иначе глубокий стресс гарантирован и малышу, и родителям.

Безусловно, у раннего начала посещения садика есть свои плюсы:

  • Мама сможет выйти на работу и финансовое положение семьи улучшится.
  • Ребенок будет соблюдать в яслях режим дня, оптимальный для его возраста, получит сбалансированное питание, регулярные прогулки, приобретет первые навыки физкультуры.
  • Общение с другими детьми способствует развитию у малыша новых умений.

Но есть и существенные минусы:

  • Ребенок станет чаще болеть, так как в детском коллективе инфекции распространяются очень быстро.
  • Больше шансов, что адаптация детей в младшей ясельной группе детского сада будет сложной, поскольку в 1,5-2 года они еще не готовы к разлуке с матерью.
  • Даже самый лучший воспитатель физически не способен уделить каждому ребенку в группе необходимое в этом возрасте количество внимания.
  • Если малыш еще плохо говорит, он не сможет вам рассказать, что его кто-то обижает в саду.
  • Многие важные моменты взросления ребенка могут пройти мимо вас. Кроме того, велика вероятность, что он будет перенимать привычки и манеру поведения воспитателей, а не своих родителей.

С точки зрения медицины и психологии, процесс адаптации детей к условиям детского сада происходит легче, если они уже достигли 2,5-3 лет. До этого момента отдавать кроху в ясли нежелательно.

Факторы риска

То, как малыш адаптируется к детскому саду, зависит от множества факторов.

Есть нюансы, усложняющие привыкание ребенка к новым условиям:

  • Негативный настрой. Если родители не преподносят поход в детский сад как веселое и интересное мероприятие, показывают свое волнение или страх перед предстоящим событием, больше шансов, что у малыша возникнут проблемы с адаптацией.
  • Темперамент ребенка. Известно, что холерики и меланхолики испытывают сложности при вливании в коллектив чаще, нежели флегматики и сангвиники.
  • Состав семьи. Если ребенок в семье единственный, привык к повышенному вниманию и моментальному удовлетворению всех желаний, это также служит отягчающим фактором.
  • Состояние здоровья. Болезненные дети сложнее переносят смену обстановки. Особенно это касается малышей со слабой нервной системой.
  • Атмосфера в семье. Если родители часто ссорятся при ребенке или уделяют ему слишком мало внимания, это сказывается на формировании личности. Такие малыши обычно неуверенны в себе, не могут установить дружеские отношения со сверстниками, поэтому социальная адаптация детей в детском саду затягивается.

Как происходит адаптация ребенка в саду

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду предполагает постепенное приучение. В первую неделю малыша приводят на несколько часов – на завтрак и прогулку. В это время он может познакомиться с детьми и воспитателями, осмотреться в группе.

В дальнейшем ребенка оставляют в саду до обеда, позже – на дневной сон. Если процесс адаптации ребенка в детском саду происходит нормально, после этого малыш может оставаться на весь день.

Адаптация детей при поступлении в детский сад всегда зависит от индивидуальных особенностей, но чаще ее начальный период длится 2-3 недели. В среднем (4-5 лет) и старшем (5-6 лет) дошкольном возрасте, она может затянуться до 4 недель. Полностью адаптироваться к саду малыш способен примерно за 2 месяца, в сложных случаях – за 3-6 месяцев и более.

Привыкание происходит в различной форме, но можно выделить типичные виды адаптации ребенка в детском саду:

  • Активную. С первого дня посещения сада малыш нервничает и с трудом расстается с родителями. Такой настрой у него может сохраняться до 2 недель, после чего ситуация постепенно улучшается.
  • Пассивную. Негатив к детскому саду отсутствует, однако дома кроха ведет себя хуже, становится капризным, беспокойно спит, могут появиться запоры. Эти явления проходят по мере привыкания к новым условиям.
  • Отложенную. Некоторое время (от пары дней до 3 недель) ребенок ходит в сад с радостью, но затем следует отказ и истерики. Далее начинается обычный процесс адаптации.
  • Проваленную. Привыкание к группе не происходит, негатив не уменьшается, поскольку нервная система ребенка не справляется с нагрузкой. Если это состояние длится более 2 месяцев, значит, малыш еще не готов к изменению образа жизни или условия этого садика (методы воспитания, группа) ему не подходят. Есть шансы, что адаптация ребенка в новом детском саду или в другой группе пройдет удачнее.

Как облегчить привыкание

Вопрос о том, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, волнует всех родителей, собирающихся отдать туда свое чадо. Есть несколько приемов, которые хотя и не гарантируют мгновенного привыкания к группе, но могут существенно облегчить и ускорить процесс.

Психологи рекомендуют родителям следующие методы адаптации детей в детском саду:

  • Настраивайте ребенка на позитив. Объясните, что поход в детский сад – это преимущество, показатель того, насколько он уже взрослый. Расскажите о том, что в садике его ждут интересные занятия и новые друзья.
  • Заранее обучите ребенка базовым навыкам самообслуживания – умываться, кушать, пользоваться горшком, одевать и раздеваться. Постарайтесь сделать режим дня приближенным к тому, который будет в детском саду.
  • Приводя малыша в группу, расставайтесь легко. Долгие прощания и обеспокоенное лицо родителя только ухудшат ситуацию.
  • Если ребенок очень тяжело расстается с мамой, поручите в первые дни отводить его папе, бабушке или дедушке.
  • В день первого посещения дайте малышу с собой гостинцы для других деток. Это облегчит знакомство с ними.
  • Обязательно начинайте с кратковременных посещений сада.
  • Расскажите воспитателям об особенностях вашего малыша, объясните, как его проще успокоить, отвлечь.
  • Одевайте ребенка так, чтобы ему не было жарко или холодно в группе. Давайте с собой достаточно сменной одежды.
  • Обеспечьте малышу максимальный комфорт дома, отнеситесь с пониманием к повышенной капризности в период адаптации к саду. Также стоит сократить количество развлекательных мероприятий.
  • Интересуйтесь всем, что происходит у малыша в садике, хвалите за послушание, сделанные поделки, новые умения.

В период адаптации ребенка к детскому саду, когда он только начинает посещать группу, рекомендуется приходить с ним на вечернюю прогулку, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Это снижает уровень тревожности.

Полезно будет давать малышу в садик любимую, но не очень дорогую и не вызывающую зависти игрушку. Также стоит с вечера обсудить, что он будет надевать и какие вещи возьмет с собой.

Чего делать нельзя?

Чтобы не вызвать у крохи боязнь и стойкое неприятие детского сада категорически запрещается:

  • водить в садик заболевшего ребенка;
  • обманывать малыша, говоря, что заберете его совсем скоро, если на самом деле вы этого делать не планируете;
  • ругать или наказывать кроху за то, что он не хочет с вами расставаться;
  • плохо отзываться о воспитателях или условиях в саду;
  • сравнивать малыша с другими детьми не в его пользу.

Нужно понимать, что адаптация к садику – процесс сложный и это может занять много времени. Главное, в чем нуждается кроха и в 2-3 года, и в 5 лет – родительская любовь и понимание. С ними проблема адаптации ребенка к детскому саду будет вполне решаема и первый шаг малыша к взрослой жизни пройдет без особых потерь.

специально для Mama66.ru

Полезное видео о том, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

И у нас была адаптация в детском саду. Что бы ребенок побыстрее привыкал давала витаминки «Бэби формула мишки» спокойствие. В составе натуральные компоненты глицин, мята, мелисса, магний, В6. Никакой химии, при том цена доступная. Пропили 1,5 месяца. Кушали по одному мишке во время завтрака. В сад стали ходить с удовольствием, спит там хорошо, хотя дома иногда не уложишь, хорошо кушает)))

спасибо за статью

У каждого ребенка, есть период адаптации в садике. Просто некоторые проходят ее быстро и не заметно, как мой сын, а некоторые детки очень болезненно. Подруга моя, давал дочке успокаивающий мармелад зайчонок, что бы ребенок быстрее привык к садику. Были истерики, воспитатели звонили, что бы забрать девочку, не могли ее успокоить. А, теперь ее хвалят, с детками играется, воспитателям помогает. Все довольны.

Источник: http://mama66.ru/child/266

Ссылка на основную публикацию