Воспитание детей период адаптации

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ

Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ». Прежде чем вам начинать непосредственную работу с детьми раннего возраста, поступающими впервые в детский сад, нам необходимо провести работу с воспитывающими взрослыми и в первую очередь — с педагогами, так как именно вы в это сложное время для малыша, привыкающего к новой обстановке, находитесь в тесной связи и с родителями и с детьми.

Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейд, К. Хорни, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте – особенности адаптации.

Возраст ребёнка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка. (слайд 2)

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают следующие критерии адаптации:(слайд 3)

Легкая степень адаптации

К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плачь, крик, при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи – в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная. (слайд 4)

Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:

Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания – более 3 раз, длительностью более 10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

Дети старше 3-х лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала (от исходного, замедляется рост и прибавка в весе.

Пристрастие к личным вещам.

Стремление спрятаться от взрослых.

Тремор подбородка, пальчиков.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее (слайд 6)

Беседы с родителями;

Наблюдение за ребенком;

Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. д.

Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома. (слайд 7)

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми. Работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ. В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

Использовать элементы телесной терапии (брать на руки, обнимать, поглаживать);

По рекомендации врача подвешивать над кроватью возбудимого ребенка мешочки с успокаивающим сбором трав;

Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

Рассказывать сказки, петь колыбельные песни;

Чаще давать ребенку теплое питье

Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;

Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные моменты.

Использовать музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.

Освобождать от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее чем на месяц);

По возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции у ребенка.

Сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т. д.);

Организация бодрствования с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т. д.);

Исключение специальных мер закаливания, обеспечение ребенку теплового комфорта.

При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения ребенка период острой адаптации считается законченным, и с ребенком можно проводить оздоровительные и реабилитационные мероприятия. Родители также должны обеспечить малышу в периоде адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе). Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.

Конспект занятия для детей 2–3 лет в период адаптации к детскому саду «Дружное знакомство» Конспект занятия для детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «Дружное знакомство» Цель занятия: -создание положительной атмосферы.

Консультация для педагогов (воспитателей) на тему: «Взаимоотношения дошкольников в период адаптации к детскому саду». Простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы) В настоящее время невостребованные в 90-х годах ясли переживают настоящий «бэби бум». Родители вынуждены записывать своих детей в очередь.

Организация работы с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к условиям ДОО. Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного.

Особенности адаптации детей к детскому саду Адаптация детей становится актуальной, когда ребенку нужно посещать школу или детский садик. Привыкание детей к садику является первым опытом.

Особенности работы с детьми раннего возраста в летний период по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Лето – наиболее благоприятная пора для закаливания организма. Поэтому мы должны стремиться к максимальному пребыванию детей на свежем воздухе.

Рекомендации для родителей и воспитателей по адаптации ребенка к детскому саду Рекомендации для родителей по адаптации ребенка к детскому саду. • Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте.

Руководство для родителей малыша в период адаптации к детскому саду «Мамочка, не волнуйся!» Или Я иду в детский сад. (Практическое руководство для родителей малыша, мечтающего о детском саде) Данный опыт.

Занятие в период адаптации для детей раннего возраста Занятие № 1 в период адаптации детей. Цели: Создать у детей доброе, радостное настроение, положительный настрой, чтобы детки, приходящие.

Занятие в период адаптации к детскому саду Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители. Цель: оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/-osobenosti-raboty-vospitatelja-v-period-adaptaci-detei-ranego-vozrasta-k-detskomu-sadu-prezentacija-dlja-vospitatelei.html

Особенности адаптации в детском саду

Первые дни в детском саду – настоящее испытание для детей. Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко и безболезненно, важно знать особенности возрастного периода, в котором ребенок поступает в дошкольное учреждение.

Как проходит: эмоциональное состояние ребенка в период привыкания ↑

  1. Для первых дней пребывания детям свойственно проявление отрицательных эмоций. Они плачут или начинают хныкать. Особым проявлением негативного состояния является страх. Ребенок боится неизвестности и незнакомых детей и взрослых.
  2. Стрессовая ситуация может вызывать вспышки гнева. Агрессию может вызвать все, что угодно. Для некоторых детей характерно депрессивное состояние в период адаптации. Они становятся вялыми и заторможенными. Позитивные эмоции могут быть связаны с правильно выбранным стимулом, например, игрушкой или веселой игрой. Постепенно отрицательные эмоции все больше будут замещаться положительными.
  3. В первые дни посещения ДОУ у детей наблюдаются проблемы со сном, даже если до этого их не было. Сон становится беспокойным, некоторые дети просыпаются с плачем и криками. Проблема разрешится к окончанию периода адаптации.
  4. Аппетит заметно снижается. Связано это с новым режимом и характером еды. Для детей вкус еды непривычен, а стресс блокирует вкусовые рецепторы. Показателем того, что ребенок постепенно адаптируется, является повышение аппетита.
  5. Родители могут заметить, что словарный запас ребенка заметно снизился. На начальном этапе многие дети предпочитают использовать упрощенные слова. Так проявляется защитный механизм. В скором времени происходит восстановление речевых функций и значительное увеличение слов.
  6. Наблюдается снижение двигательной и познавательной активности. Отмечается, что такое замедленное и заторможенное состояние постепенно нормализуется к окончанию адаптационного периода.
  7. В первый месяц посещения детского сада снижается иммунитет ребенка. В этот период возможны простудные заболевания, причина которых не физиологическая, а скорее психологическая. Стресс снижает сопротивляемость организма. Достижение эмоционального равновесия нейтрализует склонность к болезням.

Вред яслей и раннего посещения ДОУ ↑

Негативным моментом раннего посещения дошкольного учреждения является разлука с матерью.

Как умело манипулировать мужчиной? Читай в статье.

Если отдать ребенка в детский сад в 2 года, то неизбежно родители столкнутся со стрессом, отражающимся на психологическом и физиологическом состоянии ребенка:

  • У ребенка могут наблюдаться невротические реакции, т.к. в раннем возрасте он не готов расставаться с матерью. Развитие резко тормозится и идет замедленными темпами. При этом качество приобретаемых навыков и умений снижается.

  • Нарушается контакт с родителями. Ребенок не может строить с ними доверительных отношений, т.к. необходимая в раннем возрасте связь разорвана и не успела окрепнуть. С возрастом вопрос не решается и проблема только усугубляется.
  • Возникают сложности в общении со сверстниками. К 3-4 годам дети уже играют вдвоем, а затем и группой. До этого периода они предпочитают индивидуальную игру. Раннее помещение ребенка в группу разрушает нормальное развитие коммуникативных навыков.
  • Речевые функции нарушаются.

Факторы риска ↑

К ним относят несколько критериев, сочетание которых требует отказа от посещения детского сада на некоторое время.

  1. Особенности дородового периода. Токсикоз, хронические или инфекционные болезни, прием лекарств, курение, употребление алкоголя, сопровождающие беременность, могут способствовать проблемам адаптации ребенка к детскому саду.
  2. Родовой процесс. Особенности протекания родов, возможные осложнения или тяжелая травма, резус-конфликт отражаются на неблагоприятном течении адаптационного периода.
  3. Послеродовой период, характеризуемый рядом признаков: недоношенность, малый или крупный вес, болезни ребенка в первый месяц жизни, тип вскармливания (естественное или искусственное), курение матери (активное или пассивное) и материальное положение семьи.

Факторы первых двух групп необратимы, но относящиеся к третьей группе поддаются коррекции.

Адаптация ребенка в детском саду ↑

  1. Режим. Первая трудность, возникающая в начале посещения детского сада, – новый режим. Ребенку сложно перестроится к новым требованиям, поэтому режим выбранного доу стоит узнать заранее и придерживаться его в домашних условиях за месяц-полтора до начала посещения, строго соблюдая распорядок по дням и часам.
  2. Спать пора. В адаптационный период важно правильно организовать ночной сон ребенка. На фоне постоянного недосыпа у детей развиваются невротические состояния, в результате которых адаптация проходит длительно и болезненно.
  3. Доброе утро. Резкое пробуждение, особенно в фазе глубокого сна, недопустимо. Оно приведет к капризам, вялости и раздражительности ребенка. Идеальный вариант, когда он просыпается самостоятельно. Если этого не происходит, то поможет соблюдение простого правила – будить ребенка минут на 10 раньше, давая возможность понежиться-потянуться в теплой постели.
  4. Ты уже большой. К моменту поступления в дошкольное учреждение необходимо научить ребенка умываться, одеваться, засыпать, аккуратно вести себя за столом, пользоваться вилкой и ложкой, пить из чашки, самостоятельно посещать туалет. Процессу употребления пищи важно уделить особое внимание, например, обед необходимо съедать за полчаса. Эти навыки значительно снизят дискомфортные ощущения при попадании в незнакомые условия.
  5. Никаких дополнительных нагрузок. Ребенок попадает в новую обстановку, знакомится с новыми людьми, получает массу эмоциональных переживаний в течение дня, поэтому в домашних условиях все нововведения должны быть минимизированы или полностью исключены.
  6. Максимальное внимание. В период адаптации к детскому саду ребенка окружают вниманием и заботой. Полноценный отдых, спокойная атмосфера в доме становятся приоритетными направлениями помощи родителей. Ограничивают посещение развлекательных мероприятий, принимать гостей и самим ходить в гости лучше после того, как ребенок адаптируется. Дополнительные впечатления увеличат нагрузку на психику ребенка, которая и без того претерпевает серьезные испытания.

Как облегчить привыкание. Советы психолога для родителей ↑

Рационально посетить родительское собрание и заранее ознакомиться с режимом и расписанием дошкольного учреждения. Это позволит приблизить домашние условия к условиям детского сада и заблаговременно приучать ребенка к нововведениям.

Каков план работы с одаренными детьми по физической культуре? Читай далее.

  • оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;
  • приучение происходит постепенно. Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;

  • период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;
  • оптимально завести лист учета дней адаптации, где родители записывают основные моменты: как ребенок проснулся, с какими эмоциями собирался в детский сад, как прошло расставание, какие переживания испытывал в течение дня (с его слов) и после того, как его забрали домой;
  • ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;
  • режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;
  • адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;
  • следует окружить ребенка заботой и вниманием. Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;
  • проявление терпимости к детским капризам, возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;
  • в детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку. Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;

  • расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро. Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;
  • игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в ДОУ, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;
  • каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;
  • воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;
  • в случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.

Подготовка к переменам должна быть заблаговременной. Оптимальный возраст, благожелательная атмосфера в семье и поддержка персонала дошкольного учреждения играют важную роль в процессе адаптации.

Благоприятное разрешение адаптационной проблемы позволит ребенку с удовольствием посещать детский сад.

Видео: Говорит ЭКСПЕРТ

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.html

Особенности развития личности ребёнка в период адаптации в детском саду.

Особенности развития личности ребёнка в период адаптации в детском саду.

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка — важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремится к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему: чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.

Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейд, К. Хорни, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте – особенности адаптации.

Ранний возраст — особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей:

• Быстрый темп развития и неравномерность.

• Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков.

• Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче.

Адаптация (позднелат. аdaptatio– приспособление) – процесс приспособления организма к новым условиям существования.

Современная наука утверждает, что организм и окружающая его среда составляют единство. В понятие среды включается вся совокупность условий, в которых совершается развитие организма. Но влияние различных условий на развитие организма в разное время его жизни неодинаково. Это особенно отчетливо обнаруживается при изучении развития ребенка, которое совершается в природной и социальной среде.

Природная среда является фактором развития ребенка, действуя, однако, только через среду социальную, через общественную, трудовую деятельность людей.

Наибольшее значение для ребенка имеет, конечно, среда социальная.

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными трудностями в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в новую обстановку.

Процесс адаптации ребенка в детском саду начинается с момента рождения. У новорожденного переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует перестройки в деятельности основных систем организма: кровообращения, дыхания, пищеварения и другие. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение целого ряда лет.

Уже после рождения у ребенка, по мере того как он знакомится с окружающей его средой, формируется и возможность адаптации к различным социальным условиям. Этот процесс и обуславливает стереотипы поведения, привычные для условий семейной среды.

Когда ребенок впервые вступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды.

Условия в этих учреждениях специфичны. В них особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Условия этой среды требуют соответствующих форм поведения. Этот процесс в данном случае означает привыкание ребенка к жизни в дошкольном учреждении. На этот период привыкания приходится основная заболеваемость детей, то есть существует определенная взаимосвязь между течением так называемого периода адаптации и состоянием здоровья. Следовательно, вопрос адаптации детей к условиям детского дошкольного учреждения требует более глубокого рассмотрения.

Поступление малыша в детский сад представляет собой серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей, сопровождающееся определёнными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения, условия которого специфичны. Для маленьких детей также характерна глубокая привязанность к матери. Поэтому для них тяжела даже временная разлука с матерью в начале посещения детского сада; они подавлены, не находят себе места. Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребёнка приводит к определённому нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей, а также их поведение.

Вопрос адаптации ребёнка к детскому саду рассматривали такие учёные, как К. Л. Печора, Н. М. Аксарина, А. П. Жукова, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Г. А. Балл, Т. А. Думимрошку.

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным. С кризисом трёх лет у ребёнка возникают проблемы психического развития. Кроме того, в три года в основном дети начинают посещать детский сад, то есть привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка и добавляет ребёнку проблемы социальные. Отрыв от дома, близких и родных, встреча с новыми незнакомыми людьми могут стать для ребёнка серьёзным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, не травмирующим. Много здесь зависит от педагогов, но ещё больше от родителей, от их понимания своеобразия возрастных особенностей ребёнка, от умения родителей конструктивно решать проблемы совместно с ребёнком. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка и самоутверждение в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

Теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных психологов по проблеме адаптации ребёнка к детскому саду позволяет сделать некоторые выводы:

— Основными критериями адаптации ребёнка трёх лет к детскому саду являются: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды, которые характеризуются тремя уровнями адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.

— Характер адаптации зависит от возраста ребёнка, состояния здоровья, уровня психического развития, индивидуальных особенностей, семейного взаимоотношения, характера протекания кризиса трёх лет.

Чем больше родители уважают индивидуальность ребёнка, одобряют его интересы и планы, интересуются делами ребёнка, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу, самостоятельность, доверяют ему, тем легче проходит адаптация ребёнка к детскому саду. Чтобы помочь детям в привыкании к детскому саду, необходимо изменить взгляд родителей на воспитание детей и указать пути этого изменения.

Развивающая работа с родителями в нашем детском саду состоит из трёх блоков:

— индивидуальное собеседование, где родитель получает исчерпывающую информацию по результатам диагностики, как ребёнка, так и его самого.

— просветительский блок, в котором проводятся циклы консультаций для родителей, круглый стол с родителями, родительские семинары с целью просвещения родителей об особенностях адаптации детей к детскому саду, родительские лектории, на которых знакомят с принципами использования поощрений и наказаний.

развивающий блок (игры, проведение совместных с детьми праздников и др., направленный на формирование эффективных навыков взаимодействия с ребёнком.

Перспективное планирование на учебный год по месяцам даёт возможность планомерно решать задачи по успешной адаптации ребёнка к детскому саду. Работа с детьми строится на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Предлагаемая работа позволяет ребёнку легче адаптироваться в группе детей, создаёт безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплочённости.

Для более эффективной работы по адаптации ребёнка к детскому саду была разработана серия, состоящая из 7 занятий, которые проводились в виде мини-тренингов. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Первые два мини-тренинга являлись вводными. Их основу составляли подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому рекомендовалось проводить их в физкультурном или музыкальном зале.

Последующие мини-тренинги проводились в группе детского сада, рассаживая детей на стульчики, поставленные в круг.

Мини-тренинги состояли из трёх взаимодействующих частей (вводная, рабочая и завершающая). Цель вводной части – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами. На рабочую часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально — личностной и познавательной сфер ребёнка. Основные процедуры – игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование. В завершающей части закрепляются положительные эмоции от работы, проведение какой-либо общей игры-забавы. Каждый мини-тренинг включал в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

— упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

— дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

— мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

— двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию).

К концу года было выявлено, что характер адаптации ребёнка к детскому саду позитивно изменился при создании нами определённых психолого-педагогических условий:

— использование различных просветительских форм и методов работы с родителями (индивидуальных и групповых, направленных на формирование и установление взаимоотношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком.

— хорошие знания воспитателя особенностей развития ребёнка двух-трёх лет, его эмоциональных проявлений, материнского понимания трудностей маленького ребёнка в первые дни пребывания в детском саду.

— создание комфортной среды для детей (яркой, эмоционально насыщенной, отвлекающей и успокаивающей).

Детский сад – это первый шаг в воспитании ребенка в обществе, его общения с другими детьми и первые шаги для получения образования в школе.

Впереди новые задачи, которые призвана решать семья: укрепление

здоровья, совершенствование культурно-гигиенических навыков, развитие речи ребенка; ознакомление с миром природы, развитие отношений со взрослыми и детьми и пр.

Исследователи, изучающие динамику семьи, отмечают, что на стадии развития взаимодействий с ребенком дошкольного возраста функции семьи и родителей представляют собой:

развитие интересов и потребностей ребенка;

— распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

— выработка образа жизни семьи;

— формирование семейных традиций;

— обсуждение проблем воспитания детей, развитие взаимоотношений взрослых в связи с воспитанием ребенка.

Общение специалистов с родителями дошкольников показывает, что большинство из них считают, что главное – подготовить ребенка к обучению в школе, а для этого нужно как можно раньше начать обучать его чтению, письму, счету. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Даже если ставить цель – добиться школьной готовности, то реализовать ее можно, лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, развития его уникального потенциала. Родители должны понять, что в этот период необходимо расширение детского развития — обогащение содержания специфических детских форм игровой, художественно-продуктивной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Проблемы адаптации детей к условиям ДОУ Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка — важный этап.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-lichnosti-reb-nka-v-period-adaptaci-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию