Как гертруда учит своих детей анализ

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

О НОВОМ СОЧИНЕНИИ ПЕСТАЛОЦЦИ «КАК ГЕРТРУДА УЧИТ ДЕТЕЙ»

Статья написана во второй половине 1802 г. Добавлением является помещенная ниже статья: «Идеи Песталоцци об азбуке созерцания».

Я видел Песталоцци в его школе. Детей двенадцать в возрасте от 5 до 8 лет были вызваны в школу вечером во внеурочный час. Дети пришли без тени недовольства; оживленная деятельность поддерживалась до конца. Я слышал шорох одновременного говора всей школы, нет, не шорох, а в высшей степени отчетливо отчеканиваемые слова, размеренный хор, столь же мощный, как настоящий хор, столь же крепко привязывающий, столь же определенно задерживающий внимание именно над заучиваемым, что мне почти трудно было не превратиться из слушателя и наблюдателя в одного из учащихся детей. Я подходил к ним сзади, прислушиваясь — нет ли таких, кто бы молчал или небрежно относился к произносимому, и не нашел ни одного. Произношение этих детей было приятно для слуха и правильно. Объяснялось это вполне просто: размерное одновременное произношение само собой дает чистую артикуляцию, ни один слог при этом не проглатывается, для каждой буквы находится время. Таким образом, ребенок, беспрерывно громко говорящий с естественной силой голоса, сам вырабатывает свое произношение. Общее и постоянное внимание тоже не было для меня загадкой: у каждого ребенка были одновременно заняты и рот и руки, ни одному не приходилось оставаться без дела и молчать; таким образом, потребность в развлечении была устранена; естественная живость не требовала выхода, а поток заучивания сообща не допускал его. Я радовался остроумному применению прозрачных роговых пластинок с вырезанными в них буквами, постоянно находившихся в руках у детей во время заучивания наизусть и служивших прописью, немедленно исправляющей черты, проводимые их грифелем, и побуждающей их писать лучше. До сих пор, когда мне при занятии математикой приходится чертить на доске, я браню свою руку за то, что она не умеет проводить таких твердых прямых линий, таких правильных перпендикуляров, таких точных окружностей, как эти шестилетние дети. Но выше приобретенного навыка я считаю для них счастьем устойчивость внимания, приобретаемое ими, когда они без колебаний удерживают представление о закруглении до тех пор, пока напряженно нацеленный взгляд и послушная рука совсем медленно, но уверенно не закончат безупречной линии окружности.

Но почему Песталоцци заставлял детей так много заучивать наизусть? Почему он выбирал предметы преподавания, по-видимому, так мало считаясь со склонностями детей? Почему все время заставлял их заучивать, никогда с ними не беседуя, не шутя, не рассказывая им? Почему ого предложения так обрывались, его наименования были столь сухи? Почему здесь, невидимому, избегали того, что так много раз предлагалось для смягчения суровости школы?

Во втором письме «Как Гертруда. » Песталоцци высказывается относительно этого следующим образом: «Заучиваемые детьми наизусть описания хождения, стояния, лежания, сидения и т. д. показали ему (Крюзи) соотношение начальных основных положений, причем я ставила себе целью постепенное выяснение всех понятий. Он скоро почувствовал, что заставляя детей описывать таким образом вещи настолько ясные для них, что опыт не может ничего привнести для их дальнейшего выяснения, с одной стороны, отклоняют их от попыток описывать что-либо незнакомое им, с другой, придают описаниям действительно известного такую силу, которая дает им возможность выполнять это в пределах своих знаний, воспринятых из окружающего, соблюдая единство, определенность, краткость и полноту».

Собственные попытки и наблюдения научили меня расценивать умственные силы детей значительно выше, чем это обычно принято, и искать причин их расположения или нерасположения к знаниям совсем не в излишнем приспособлении к играм, с одной стороны, и не в сухости и трудности таких вещей, которые требуют серьезности и внимания, с другой стороны. Я издавна считал чувство ясного понимания единственным и неподдельным корнем преподавания: полная, правильная, удовлетворяющая всем требованиям последовательность была для меня великим идеалом, в котором я видел действительное средство обеспечить должное влияние всякому преподаванию. Именно эта последовательность, это распределение и связность того, что должно изучаться одновременно и что последовательно, были, насколько я понял, главным стремлением Песталоцци. /Не последовательность, а чвство роста дает Песталоцци. Отсюда внимание, а не от формальной последовательности/. Его метод является правильным, его лаконическая краткость является его важнейшей заслугой. В школе не слышится ни одного бесполезного слова, следовательно, никогда не прерывается цепь постижения (логическая цепь последовательности). Учитель постоянно говорит прежде детей; ошибочные буквы немедленно стираются с грифельной доски: таким образом, ребенок никогда не может задерживаться на собственных ошибках. Правильная колея никогда не покидается, и, таким образом, каждое мгновение служит продвижению вперед.

Песталоцци: «Стали ли бы дети учиться так быстро и так бодро, если бы они при этом ничего не думали?" Эту бодрость я наблюдал собственными глазами; и я не мог бы объяснить ее себе, если бы не предлагал при этом внутренней умственной деятельности. Песталоцци навел меня на мысль, что внутренняя понятность (постигаемость) преподавания значительно важнее мгновенного понимания. Большая часть заучиваемого здесь наизусть касалась повседневных восприятий. Ребенок, оставляя школу с заученным описанием в голове, сталкивался с восприятием и, быть может впервые, постигал смысл этих слов, но постигал его при этом полнее, чем если бы учитель старался объяснить свои слова дальнейшими словами. Разве счастливые минуты постижения, и в особенности глубокого размышления, связывания, продумывания совпадают с определенными учебными часами? Урок должен дать понятное и сопоставить то, что должно быть соединено, время и случай принесут с собой понятие, соединят и скрепят сопоставление.

Цель Песталоцци — благо народа; благо простого, грубого народа. Он хотел заботиться о тех, о ком заботятся лишь весьма немногие; он говорит о детях нищих. Идеал их образования, говорит он, охватывает земледелие, ремесло и торговлю.

Что же является наиболее необходимым при преподавании? Где лежит оно в области всего, что может изучаться и преподаваться?

Несомненно неотложнейшим преподаванием является то, которое учит человека тому, что ему наиболее необходимо знать.

Необходимое человеку может быть необходимым для его духовной или физической природы. Оно нужно ему или как телесному существу, чтобы иметь возможность жить, или как гражданину, отцу, супругу, чтобы познать и выполнить свой долг в том или ином общественном отношении. Земледелие, ремесло, торговля или всякие иные искусства и науки, дающие пропитание, относятся к первой группе; религия, мораль, понятия о гражданских правах и обязанностях — ко второй. Каждому человеку, не желающему быть праздным мироедом, существом, не сознающим ни своих прав, ни своих обязанностей, необходимо изучение обеих групп.

Школа может выполнить лишь некоторую часть того, что необходимо. Она должна сделать возможное для нее. Вот почему наиболее важными и первыми являются те образовательные средства, действие которых распространяется всего дальше, сказывается всего раньше и обновляется всего чаще в зависимости от обстоятельств. Она предпочитает наиболее общее, потому что благодаря ему облегчается весьма многое.

Ведь тот, кто знает общее, знает кое-что и о частностях, в которых встречается это общее. Он находит себя более подготовленным к более полному изучению частного. Он чувствует потребность расширить уже заложенные в нем знания; наполовину преодоленные трудности меньше пугают его. У него скорее хватит времени и охоты. Его внимание привлекается всяким предметом, представляющим соединение знакомого и нового. Открытый вход в таинственную мглу манит вступить в нее для исследования.

Но что же является более общим, наиболее применимым и для школы первым?

Природа и люди постоянно окружают ребенка, постоянно приносят ему всевозможную духовную пищу. Внешний мир, повседневное окружение сами прокладывают себе путь к ребенку, пользуясь его глазами и ушами. Только они сами весьма часто преграждают себе этот путь своим собственным множеством, пестротой, разнообразием. Люди говорят так быстро, в одном слове произносят так много звуков, в немногих словах выражают так много разных мыслей, природа на одном поле показывает столько различных форм, в одном цветке столько оттенков: домашняя утварь такая подвижная, так часто изменяет положение и назначение. Правда, маленький ребенок пробивается сквозь всю эту путаницу, потому что его влечет живая потребность. Он знакомится с вещами. Он учится понимать разговорную речь, и объясняться.

Имеются три рода различных интересов, я говорю об интересе к людям, к природе и к физическим упражнениям. Напротив, я полагал, что каждый из этих трех видов интереса может правильно проходить всю предназначенную ему сферу таким образом, чтобы всегда все предыдущее служило бы последующему так, как средство цели и, следовательно, вместо того, чтобы вытесняться этим последующим, обновлялось бы и укреплялось в нем, и чтобы все обособленные части интереса, принадлежащие к одному из трех видов, могли осуществляться при помощи друг друга, если исходная точка и каждый шаг последующего развития правильно выбраны воспитателем и между ними установлена правильная последовательность.

Как раз в тот момент, когда ребенок находится в процессе освоения речи, запечатления форм, когда еще в нем действуют потребность и стремление точнее присмотреться и оглядеть со всех сторон новые предметы, которые ежедневно встречаются в его окружении, возбуждают его и о назначении которых он спрашивает, теперь, прежде чем остановится это естественное развитие, прежде чем оно замедлится и проявит склонность к неподвижной лености, наступает время придти на помощь. Теперь необходимо вполне открыть разум для восприятия форм и речи, чтобы он мог видеть природу и воспринимать человеческую мысль.

Глаз должен быть направлен на предметы раньше чем они могут быть названы и обсуждены. Следовательно, упражнения в зрительном восприятии и являются тем самым первым, самым применимым, самым общим, которое мы искали ранее. Песталоцци первый настаивает на том, чтобы именно созерцание, а не какое- либо другое преподавание также и в школе, в самой низшей школе, должно действительно занимать то самое первое передовое место, которое принадлежит ему среди всякого иного преподавания.

Он определенно ставит во главу всех своих идей о предодавании свою азбуку созерцания, собрание линий и фигур, легко воспринимаемых, встречаемых почти во всех предметах в природе и во всей домашней утвари и, следовательно, могущих служить для первоначального развития глазомера.

Песталоцци рассматривал свою азбуку созерцания как подготовку, в особенности, к рисованию. Такие предварительные упражнения в черчении геометрических фигур весьма настойчиво рекомендованы будущим художникам Рафаэлем Менгсом в его посмертных произведениях.

Помимо этой азбуки созерцания и ряда предложений, касающихся выработки речи, вы найдете в его книге описание третьего весьма общего средства всякого обучения, составляющего вместе с первыми двумя фундамент всего преподавания. Это упражнения в пользовании числами, в искусстве счета. Мы видим лишь очень малую часть обширного царства чисел, к которому школьники приведены изучением даже обыкновенной будничной природы. Упражнения в устном счете.

Итак, способствовать взаимодействия между человеком и окружающим его внешним миром является первой целью Песталоцци.

Багодаря этому облегчается деятельность человека, всякого рода ремесло и заработок. Но человек или ребенок, глаз и ухо которого обращены на природу и человеческое общество, в той же мере отвлечен от своих внутренних чувств, своих удовольствий и неудовольствий. Эгоизм сломлен в том человеке, кто обращает внимание не на себя, а на соотношение вещей и других людей. Подобный человек будет скорее всего смотреть на себя только как на одного из многих, и таким образом скоро найдет предназначенное ему место.

Позднее, после того как эти корни морального настроения разрастутся должным образом, придет время обратить внимание человека на самого себя, чтоб он постарался приобрести господство над самим собой, с бдительной критикой разобрался в своих настроениях, очистил бы их и сумел направить все свои силы на службу признанных им общих целей.

Здесь указано направление, в котором воспитатель должен прежде всего обратить свои более определенные стремления к воспитанию характера.

Выполнение этого задания является началом выполнения сквозного кейса «Чему и как учить в школе: от истории к современности». К моменту завершения занятий в портфолио каждого студента сложится обстоятельный ответ на этот вопрос, который поможет не только составить представление о сложности проблем образования, но и позволить студентам усовершенствовать свои учебно-познавательные компетенции.

1. Идеи эпохи просвещения и теория "естественного воспитания" Ж.Ж. Руссо.

2. Песталоццианство как педагогическая система (И.Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт). Основные элементы системы

3. Диалог о развивающем обучении в песталоццианской педагогике (И.Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег).

4. Трактовка принципа природосообразности и его проявление в педагогических системах Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, А. Дистервега.

1. Руссо, Ж.Ж. Эмиль или о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М., 1981. — С. 203 – 237.

2. Песталоцци, И.Г. Линдгарт и Гертруда; Памятная записка парижским друзьям; Лебединая песня // Хрестоматия… С. 276-323.

3. Гербарт, И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. // Хрестоматия… С. 324-352.

4. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия….С.353 – 415.

1. Богомолова, Л.И., Романова, Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах / Л.И. Богомолова, Л.А. Романова. – Владимир, 2010.

2. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джвуринский. — М., 2009.

3. Зейлигер-Рубинштейн, Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Е.И. Зейлигер-Рубинштейн. — М., 1978.

4. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть I. — М.,1988. — С.164-203.

5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть II. — М., 1989. — С.4-23; С. 3 — 54.

Темы рефератов и творческих заданий:

1. Проблема цели воспитания в зарубежной педагогике.

2. Развитие идеи трудового воспитания в педагогических учениях зарубежных педагогов.

3. Теория развивающего обучения И. Песталоцци и А. Дистервега.

4. Традиции Д. Локка в системе образования в Англии.

5. Проблема познавательного интереса в педагогике И.Ф.Гербарта.

6. Выполнить наглядные пособия, слайд-фильм к теме любой лекции или семинарского занятия. Например, "Педагогическая система Я. Коменского как протест против средневековой системы воспитания", "И. Песталоцци, его педагогическая деятельность".

7. Проблема воспитывающего обучения в теории И.Г.Песталоцци, И.Ф. Гербарта.

8. И.Кант и И.Песталоцци о воспитании человека.

9. Диалог средневековой и нововременной педагогики.

Занятие может проходить в форме коллоквиума после прочитанного раздела истории зарубежной педагогики либо с использованием метода контекстного обучения (обсуждаются актуальные вопросы современной школы с обращением к истории вопроса).

Источник: http://megaobuchalka.ru/8/20664.html

Песталоцци как гертруда учит своих детей анализ

Иоганн Генрих Песталоцци

Рано лишившись отца, он был окружён в детстве заботами матери. В школе считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей.

Поступив в университет, он имел в виду богословское поприще; но вскоре он начинает думать о нуждах народа, о средствах к их устранению и, чтобы быть ближе к народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становится агрономом.

Чтение Эмиля Руссо подействовало на Песталоцци с особенною силою. Человек замечательно мягкого характера, до болезненности отзывчивый к людскому горю, Песталоцци волновался и горячился на каждом шагу.

Покинув университет, он приобрёл небольшое имение Нейгоф. Здесь ему хотелось ввести некоторые преобразования в земледелии и познакомить с ними окрестных крестьян. Вследствие полной неспособности Песталоцци заниматься хозяйством, попытка его не дала никаких результатов и привела только к крайне стеснённому материальному положению. Именно в это время он пришёл к мысли, что больше всего в помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без вся кого призора и воспитания.

При некоторой поддержке местных общин и добрых людей Песталоцци собрал у себя до 50 детей, которым самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, приучая их летом к полевым работам, а зимою к ремеслу.

Поначалу и это начинание постигла неудача. Родители стали уводить своих детей, как только те получали приличную одежду, или же забирали себе деньги, которые были заработаны детьми. Песталоцци вынужден был закрыть школу, тем более, что у него не хватало средств на её содержание.

Небольшое сочинение Песталоцци, созданное в это время — Досуги отшельника (1780) и написанное в виде афоризмов, было встречено читающей публикой не без сочувствия. Песталоцци высказывает здесь все свои основные взгляды, которые он только развивает впоследствии.

Большой успех имело его сочинение Лингард и Гертруда, книга для народа (1781). Это рассказ о том, как в одной деревушке получила влияние простая, но толковая женщина, умеющая воспитывать своих детей и убедившая односельчан завести у себя школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци переходит здесь к суровым вопросам жизни: заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия , можно только в том случае, если уровень народного образования будет поднят — но так как у народа нет ни средств, ни сил для устройства громадного числа школ, то образование, по убеждению Песталоцци, прежде всего следует отдать в руки матерей. Для облегчения матерям их задачи необходимо дать им руководство, которое и было написано Песталоцци.

В зрелые годы Песталоцци пришлось вернуться к своей прежней деятельности. Швейцарское правительство, в среде которого были люди, расположенные к нему, предоставило ему здания монастыря урсулинок в Станце, полуразрушенные во время войны. Здесь Песталоцци вновь собрал детей, оставшихся после войны без пристанища. Не имея помощников, он сам должен был справляться с детьми (а их было около ста человек), имевших, мягко выражаясь, не совсем хорошие привычки. Песталоцци был в одно и тоже время начальником заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой. Тем не менее сердечность и душевная привлекательность Песталоцци превозмогли все трудности: вскоре ему стали помогать старшие дети.

Занятия Песталоцци были прерваны совершенно случайно: французским войскам понадобились монастырские здания под госпиталь, и Песталоцци, силы которого в это время были надорваны, вынужден был закрыть школу.

Несколько времени спустя, при более благоприятных обстоятельствах, ему удается открыть школу в Бургдорфе, а затем перенести её в Ивердон, где известность педагога достигает апогея.

Вместе с тем, в Бургдорф и Ивердон являлись проверяющие, чтобы воочию убедиться в целесообразности приемов Песталоцци.

Российский император Александр I также интересовался делом Песталоцци, виделся с ним и отнёсся к нему весьма милостиво.

Последние годы жизни педагога принесли ему много огорчений: помощники его в Ивердоне перессорились, Песталоцци должен был покинуть основанное им заведение и вскоре умер в своём Нейгофе.

Песталоцци был народником в лучшем значении слова.

Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге Как Гертруда учит своих детей . Основою воспитания должна быть природа человека. В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять физико-механических законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению, им соответствует наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки , то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретения и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определённый значок . Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно и обучения, надо считать форму, число и слово. Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название.

На этих рассуждениях Песталоцци строит последовательную методику элементарного преподавания . Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикою. Песталоцци даёт очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности.

Основные методические приёмы обучения грамоте, счёту и письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием мировой педагогики.

Подобно ряду других педагогов, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию.

Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и навыки приобретались тем же путем, как и знания — путём наглядности.

Собрание сочинений Песталоцци вышло ещё при его жизни (Тюбинген и Штуттгарт, 1819 — 26). Новое издание принадлежит Зейфарту (Берлин, 1869 и сл.), который написал одну из лучших биографий П. (Лпц. 1876).

На русском языке избранные педагогические сочинения Песталоцци выходят впервые в Педагогической Библиотеке , издаваемой Тихомировым и Адольфом (М. 1893 и сл.).

Исповедь Песталоцци переведена К. Воскресенским (Рига, 1893).

Иоганн Генрих Песталоцци

Песталоцци Иоганн Генрих (1746/1827) — швейцарский педагог. Положил начало теории начального обучения, в которой связал педагогику с психологией, а обучение — с воспитанием и развитием. Предложил ряд новых идей в теории соединения обучения и производительного труда. Ему принадлежат труды: «Лингард и Гертруда» (1781/1887), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826) и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 217.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) — крупнейший швейцарский педагог-демократ, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира.

Под влиянием идей Руссо он посвятил свою жизнь поискам путей улучшения положения народа. Главные надежды он возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду и участием в нем. Песталоцци, гуманист-педагог, был верен своим демократическим идеалам. Свою педагогическую теорию он выродил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраст. При этом воспитание должно формировать из ребенка не просто гармонически развитого индивидуума, а труженика — члена человеческого сообщества.

Разрабатывая проблемы дидактики, Песталоцци выдвинул плодотворную идею элементарного образования, согласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно сказать, что Песталоцци тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем — проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей.

Большая заслуга Песталоцци состоит в развитии принципа наглядности обучения, в стремлении связать чувственное восприятие с развитием мышления. Важнейшей задачей обучения Песталоцци считал развитие логического мышления, познавательных способностей, умения логично и последовательно излагать свои мысли, формулировать понятия. Обучение, по мысли Песталоцци, обязательно должно действовать развивающе, побуждать детей к самодеятельности.

Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.

Биографическая справка цитируется по изд. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М. 1981, с. 275.

Другие биографические материалы:

Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А. Ю. Швейцарский педагог-демократ (Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М. Издательский центр «Академия», 2001 ).

Ротенберг В.А. Энциклопедическая биография (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 19. Отоми – Пластырь. – М. Советская энциклопедия. – 1975 ).

Михайлов И.А. Целью Песталоцци была не только реформа народного образования в целом (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М. Мысль, 2010 ).

Далее читайте:

Samtliche Werke.hrsg. von A. Buchenau, e. Spranger, n. Stettbacher, e. Dejung, Bd 1-17 — A, 18-21, 23, 25, В.- Lpz.- Zurich, 1927-73;

Samtliche Briefe, hrsg. von Pestalozzianum und von der Zentralbibliothek in Zurich, Bd 1-13, Zurich, 1946-71; в рус. пер.- Избр. педагогические произведения. Под ред. n. ф. Щабаевой. [Подг. текста, вводная статья и прим. В. А. Ротенберг], т. 1-3, М. 1961 — 65.

Ausgewählte Werke, hrsg. v. O.Boldeman, Bd. 1–3. В. 1962–64;

Литература:

Крупская Н. К. Песталоцци, Педагогические сочинения, т. 1, М. 1957;

Крупская Н. К. К главе о Песталоцци, там же, т. 4, М. 1959;

Пинкевич А. П. Медынский Е. Н. И. Г. Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику, М. 1927;

Пинкевич А. П. И. Г. Песталоцци, М. 1933;

Ротенберг В. А. Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци, Советская педагогика , 1952, № 3;

Ротенберг В. А. Песталоцци о соединении обучения с трудом и подготовке к деятельности в промышленности, там, же, 1962, № 7.

Источники: http://www.best-pedagog.ru/iogann-genrih-pestalotstsi/, http://www.hrono.info/biograf/bio_p/pestalocci.php

Комментариев пока нет!

Избранные статьи

Нужно ли кормить ребенка смесью после года

Мы закончили ГВ в год, стала давать смесь, далее.

Молюск контагіозний лечение у детей

Контагиозный моллюск -лечение, далее.

Почему ребенок часто болеет простудными заболеваниями

Причины частых ОРЗ у детей Часто далее.

Популярные статьи

Малыша на протяжении 12 месяцев

12 месяцев ребёнку Вскоре вашему малышу исполнится его первый годик. Вспомните, каким беспомощным он был при рождении.

Можно кормящей маме кальций д3

Как принимать кальций во время кормления грудью Кальций – самый распространенный минерал в организме человека, на его долю приходится 2% от массы.

Прививки в три месяца ребенку

Прививки в 3 месяца По достижению крохой трехмесячного возраста ему предстоит пройти вакцинацию против некоторых болезней инфекционного характера, представляющих реальную угрозу и для здоровья, и.

Источник: http://mama-i-rebenki.ru/analizy-rebenka/pestalocci-kak-gertruda-uchit-svoih-detej-analiz.html

Песталоцци как гертруда учит своих детей анализ

Иоганн Генрих Песталоцци

Рано лишившись отца, он был окружён в детстве заботами матери. В школе считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей.

Поступив в университет, он имел в виду богословское поприще; но вскоре он начинает думать о нуждах народа, о средствах к их устранению и, чтобы быть ближе к народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становится агрономом.

Чтение Эмиля Руссо подействовало на Песталоцци с особенною силою. Человек замечательно мягкого характера, до болезненности отзывчивый к людскому горю, Песталоцци волновался и горячился на каждом шагу.

Покинув университет, он приобрёл небольшое имение Нейгоф. Здесь ему хотелось ввести некоторые преобразования в земледелии и познакомить с ними окрестных крестьян. Вследствие полной неспособности Песталоцци заниматься хозяйством, попытка его не дала никаких результатов и привела только к крайне стеснённому материальному положению. Именно в это время он пришёл к мысли, что больше всего в помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без вся кого призора и воспитания.

При некоторой поддержке местных общин и добрых людей Песталоцци собрал у себя до 50 детей, которым самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, приучая их летом к полевым работам, а зимою к ремеслу.

Поначалу и это начинание постигла неудача. Родители стали уводить своих детей, как только те получали приличную одежду, или же забирали себе деньги, которые были заработаны детьми. Песталоцци вынужден был закрыть школу, тем более, что у него не хватало средств на её содержание.

Небольшое сочинение Песталоцци, созданное в это время — Досуги отшельника (1780) и написанное в виде афоризмов, было встречено читающей публикой не без сочувствия. Песталоцци высказывает здесь все свои основные взгляды, которые он только развивает впоследствии.

Большой успех имело его сочинение Лингард и Гертруда, книга для народа (1781). Это рассказ о том, как в одной деревушке получила влияние простая, но толковая женщина, умеющая воспитывать своих детей и убедившая односельчан завести у себя школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци переходит здесь к суровым вопросам жизни: заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия , можно только в том случае, если уровень народного образования будет поднят — но так как у народа нет ни средств, ни сил для устройства громадного числа школ, то образование, по убеждению Песталоцци, прежде всего следует отдать в руки матерей. Для облегчения матерям их задачи необходимо дать им руководство, которое и было написано Песталоцци.

В зрелые годы Песталоцци пришлось вернуться к своей прежней деятельности. Швейцарское правительство, в среде которого были люди, расположенные к нему, предоставило ему здания монастыря урсулинок в Станце, полуразрушенные во время войны. Здесь Песталоцци вновь собрал детей, оставшихся после войны без пристанища. Не имея помощников, он сам должен был справляться с детьми (а их было около ста человек), имевших, мягко выражаясь, не совсем хорошие привычки. Песталоцци был в одно и тоже время начальником заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой. Тем не менее сердечность и душевная привлекательность Песталоцци превозмогли все трудности: вскоре ему стали помогать старшие дети.

Занятия Песталоцци были прерваны совершенно случайно: французским войскам понадобились монастырские здания под госпиталь, и Песталоцци, силы которого в это время были надорваны, вынужден был закрыть школу.

Несколько времени спустя, при более благоприятных обстоятельствах, ему удается открыть школу в Бургдорфе, а затем перенести её в Ивердон, где известность педагога достигает апогея.

Вместе с тем, в Бургдорф и Ивердон являлись проверяющие, чтобы воочию убедиться в целесообразности приемов Песталоцци.

Российский император Александр I также интересовался делом Песталоцци, виделся с ним и отнёсся к нему весьма милостиво.

Последние годы жизни педагога принесли ему много огорчений: помощники его в Ивердоне перессорились, Песталоцци должен был покинуть основанное им заведение и вскоре умер в своём Нейгофе.

Песталоцци был народником в лучшем значении слова.

Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге Как Гертруда учит своих детей . Основою воспитания должна быть природа человека. В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять физико-механических законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению, им соответствует наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки , то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретения и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определённый значок . Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно и обучения, надо считать форму, число и слово. Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название.

На этих рассуждениях Песталоцци строит последовательную методику элементарного преподавания . Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикою. Песталоцци даёт очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности.

Основные методические приёмы обучения грамоте, счёту и письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием мировой педагогики.

Подобно ряду других педагогов, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию.

Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и навыки приобретались тем же путем, как и знания — путём наглядности.

Собрание сочинений Песталоцци вышло ещё при его жизни (Тюбинген и Штуттгарт, 1819 — 26). Новое издание принадлежит Зейфарту (Берлин, 1869 и сл.), который написал одну из лучших биографий П. (Лпц. 1876).

На русском языке избранные педагогические сочинения Песталоцци выходят впервые в Педагогической Библиотеке , издаваемой Тихомировым и Адольфом (М. 1893 и сл.).

Исповедь Песталоцци переведена К. Воскресенским (Рига, 1893).

Иоганн Генрих Песталоцци

Песталоцци Иоганн Генрих (1746/1827) — швейцарский педагог. Положил начало теории начального обучения, в которой связал педагогику с психологией, а обучение — с воспитанием и развитием. Предложил ряд новых идей в теории соединения обучения и производительного труда. Ему принадлежат труды: «Лингард и Гертруда» (1781/1887), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826) и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 217.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) — крупнейший швейцарский педагог-демократ, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира.

Под влиянием идей Руссо он посвятил свою жизнь поискам путей улучшения положения народа. Главные надежды он возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду и участием в нем. Песталоцци, гуманист-педагог, был верен своим демократическим идеалам. Свою педагогическую теорию он выродил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраст. При этом воспитание должно формировать из ребенка не просто гармонически развитого индивидуума, а труженика — члена человеческого сообщества.

Разрабатывая проблемы дидактики, Песталоцци выдвинул плодотворную идею элементарного образования, согласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно сказать, что Песталоцци тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем — проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей.

Большая заслуга Песталоцци состоит в развитии принципа наглядности обучения, в стремлении связать чувственное восприятие с развитием мышления. Важнейшей задачей обучения Песталоцци считал развитие логического мышления, познавательных способностей, умения логично и последовательно излагать свои мысли, формулировать понятия. Обучение, по мысли Песталоцци, обязательно должно действовать развивающе, побуждать детей к самодеятельности.

Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.

Биографическая справка цитируется по изд. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М. 1981, с. 275.

Другие биографические материалы:

Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А. Ю. Швейцарский педагог-демократ (Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М. Издательский центр «Академия», 2001 ).

Ротенберг В.А. Энциклопедическая биография (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 19. Отоми – Пластырь. – М. Советская энциклопедия. – 1975 ).

Михайлов И.А. Целью Песталоцци была не только реформа народного образования в целом (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М. Мысль, 2010 ).

Далее читайте:

Samtliche Werke.hrsg. von A. Buchenau, e. Spranger, n. Stettbacher, e. Dejung, Bd 1-17 — A, 18-21, 23, 25, В.- Lpz.- Zurich, 1927-73;

Samtliche Briefe, hrsg. von Pestalozzianum und von der Zentralbibliothek in Zurich, Bd 1-13, Zurich, 1946-71; в рус. пер.- Избр. педагогические произведения. Под ред. n. ф. Щабаевой. [Подг. текста, вводная статья и прим. В. А. Ротенберг], т. 1-3, М. 1961 — 65.

Ausgewählte Werke, hrsg. v. O.Boldeman, Bd. 1–3. В. 1962–64;

Литература:

Крупская Н. К. Песталоцци, Педагогические сочинения, т. 1, М. 1957;

Крупская Н. К. К главе о Песталоцци, там же, т. 4, М. 1959;

Пинкевич А. П. Медынский Е. Н. И. Г. Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику, М. 1927;

Пинкевич А. П. И. Г. Песталоцци, М. 1933;

Ротенберг В. А. Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци, Советская педагогика , 1952, № 3;

Ротенберг В. А. Песталоцци о соединении обучения с трудом и подготовке к деятельности в промышленности, там, же, 1962, № 7.

Источники: http://www.best-pedagog.ru/iogann-genrih-pestalotstsi/, http://www.hrono.info/biograf/bio_p/pestalocci.php

Комментариев пока нет!

Избранные статьи

Какие анализы сдают пневмонии детей

Показатели анализа крови при пневмонии Пневмония, или далее.

После прививки ребенка опухло место

После прививки от дифтерии Дифтерия – инфекционное заболевание, далее.

Лечение насморка у ребенка 3 лет

Насморк у ребенка 3 года как далее.

Популярные статьи

Малыша на протяжении 12 месяцев

12 месяцев ребёнку Вскоре вашему малышу исполнится его первый годик. Вспомните, каким беспомощным он был при рождении.

Можно кормящей маме кальций д3

Как принимать кальций во время кормления грудью Кальций – самый распространенный минерал в организме человека, на его долю приходится 2% от массы.

Прививки в три месяца ребенку

Прививки в 3 месяца По достижению крохой трехмесячного возраста ему предстоит пройти вакцинацию против некоторых болезней инфекционного характера, представляющих реальную угрозу и для здоровья, и.

Источник: http://mama-i-rebenki.ru/analizy-rebenka/pestalocci-kak-gertruda-uchit-svoih-detej-analiz.html

Ссылка на основную публикацию