Сердце отдаю детям анализ

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Анализ книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Автор работы: Пользователь скрыл имя

Тип работы: доклад

Анализ книги Сухомлинского.docx

Анализ книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

"Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать"

Василий Александрович Сухомлинский – выдающаяся личность, великий педагог ,философ, мыслитель и просто мастер своего дела сформировавшийся в условиях советской действительности особый, творческий подход к педагогической деятельности и процессам обучения и воспитания.

Научно обоснованные и проверенные многолетней практикой советы по вопросам воспитания всесторонне развитой личности, организации учебно- воспитательной работы с учащимися можно найти в его труде «Сердце отдаю детям».

«Сердце отдаю детям» — название данной книги точно отражает девиз жизни Сухомлинского. В работе Василий Александрович раскрыл процесс развития и воспитания ребенка и подростка, значение умственного, физического, гражданского, нравственного, эстетического и трудового воспитания в становлении и формировании личности . В своем труде Сухомлинский проявил глубокое понимание диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания – его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Он доказывал, что если пренебречь хотя бы одним из звеньев целостной системы педагогического действия, то органическое единство этой системы нарушится.

Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности. Василий Александрович акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен. Он считал, что "эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира,- это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления". Педагог стремился тонко и продуманно организовать воспитательное воздействие, пробудить у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. "Для ребенка, писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой". В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы. Умственные силы и нервная энергия не бездонный колодец. Брать из этого колодца надо, по его мнению, очень осмотрительно, а главное постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Он выделил целью начальной школы — "научить детей учиться", сформировать чувства любви к Родине, своему народу, ненависти к ее врагам, помочь детям осознать свои творческие силы и способности, потому что "в этом осознании- есть сама сущность формирования личности".

В первых главах своего труда В.А. Сухомлинский восхваляет неотъемлемый труд и вклад школьных директоров в современное воспитание, а также описывает свои годы работы в Павлышской школе, ведь именно там он «заинтересовался детьми младшего возраста, особенно первоклассниками» . Он также отводит важную роль «родителям своих воспитанников» т.е. чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью — отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. В последующих главах особо отмечает то, что ребенок – это прежде всего творческая личность, и поэтому необходимо развить в нем эти качества, в особенности он описывает данные вопросы в таких главах как : школа под голубым небом, наш уголок мечты , каждый ребенок художник и т.д. Сухомлиинский высоко ценил красоту природы, а также прививал детям любовь к природе и музыке. Василий Александрович писал : «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда».

«В формирование совершенной личности важно не только умственное и нравственное воспитание» — писал В.А. Сухомлинский, « Ребенку также необходимо прививать любовь к труду и уважение к людям труда». Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитывать его без серьезных умных слов. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Сухомлинский справедливо считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

«Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека 70-90-х годов будет неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий». И, следовательно, утверждает Сухомлинский, должна быть культура мышления, которую формирует в своих воспитанниках школ. Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Учитель для маленького ребенка — живое воплощение справедливости.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем. В своем напутствии выпускникам, вступающим в жизнь, он говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

Источник: http://freepapers.ru/16/analiz-knigi-va-suhomlinskogo-serdce/212702.1367896.list1.html

Анализ книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Автор работы: Пользователь скрыл имя

Тип работы: доклад

Анализ книги Сухомлинского.docx

Анализ книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

"Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать"

Василий Александрович Сухомлинский – выдающаяся личность, великий педагог ,философ, мыслитель и просто мастер своего дела сформировавшийся в условиях советской действительности особый, творческий подход к педагогической деятельности и процессам обучения и воспитания.

Научно обоснованные и проверенные многолетней практикой советы по вопросам воспитания всесторонне развитой личности, организации учебно- воспитательной работы с учащимися можно найти в его труде «Сердце отдаю детям».

«Сердце отдаю детям» — название данной книги точно отражает девиз жизни Сухомлинского. В работе Василий Александрович раскрыл процесс развития и воспитания ребенка и подростка, значение умственного, физического, гражданского, нравственного, эстетического и трудового воспитания в становлении и формировании личности . В своем труде Сухомлинский проявил глубокое понимание диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания – его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Он доказывал, что если пренебречь хотя бы одним из звеньев целостной системы педагогического действия, то органическое единство этой системы нарушится.

Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности. Василий Александрович акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен. Он считал, что "эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира,- это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления". Педагог стремился тонко и продуманно организовать воспитательное воздействие, пробудить у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. "Для ребенка, писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой". В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы. Умственные силы и нервная энергия не бездонный колодец. Брать из этого колодца надо, по его мнению, очень осмотрительно, а главное постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Он выделил целью начальной школы — "научить детей учиться", сформировать чувства любви к Родине, своему народу, ненависти к ее врагам, помочь детям осознать свои творческие силы и способности, потому что "в этом осознании- есть сама сущность формирования личности".

В первых главах своего труда В.А. Сухомлинский восхваляет неотъемлемый труд и вклад школьных директоров в современное воспитание, а также описывает свои годы работы в Павлышской школе, ведь именно там он «заинтересовался детьми младшего возраста, особенно первоклассниками» . Он также отводит важную роль «родителям своих воспитанников» т.е. чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью — отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. В последующих главах особо отмечает то, что ребенок – это прежде всего творческая личность, и поэтому необходимо развить в нем эти качества, в особенности он описывает данные вопросы в таких главах как : школа под голубым небом, наш уголок мечты , каждый ребенок художник и т.д. Сухомлиинский высоко ценил красоту природы, а также прививал детям любовь к природе и музыке. Василий Александрович писал : «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда».

«В формирование совершенной личности важно не только умственное и нравственное воспитание» — писал В.А. Сухомлинский, « Ребенку также необходимо прививать любовь к труду и уважение к людям труда». Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитывать его без серьезных умных слов. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Сухомлинский справедливо считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

«Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека 70-90-х годов будет неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий». И, следовательно, утверждает Сухомлинский, должна быть культура мышления, которую формирует в своих воспитанниках школ. Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Учитель для маленького ребенка — живое воплощение справедливости.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем. В своем напутствии выпускникам, вступающим в жизнь, он говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

Источник: http://freepapers.ru/16/analiz-knigi-va-suhomlinskogo-serdce/212702.1367896.list1.html

Анализ книги Сухомлинского — Сердце отдаю детям — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Амосов Н.М. Мысли и сердце[ документ ]
  • Эрнст Юнгер. Сердце искателя приключений[ документ ]
  • по анатомии — Сердце, Сосудистая система[ лекция ]
  • Искусство создания средневековой книги[ реферат ]
  • Рабочая программа Коррекционная работа в ДОУ с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи[ стандарт ]
  • Анализ книги Н.А. Бердяева Судьба России (глава Душа России)[ документ ]
  • Эссе по тексту В. Сухомлинского[ реферат ]
  • Конспект книги — Андерсон Бенедикт. Воображаемые сообщества[ лекция ]
  • Джим Ю. Детальный анализ партий мастера Ву[ документ ]
  • Презентация — Клим Д.О. Рекомендации к творчеству[ реферат ]
  • Разработка стратегии маркетинга электронной книги Archos[ лабораторная работа ]
  • Омельченко Л.В. Игровые приемы звукового анализа и синтеза[ документ ]

Контрольная работа по учебной дисциплине

Тема «Анализ книги Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Работу выполнил студент:

1. Анализ книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

1.2. Дух коммунизма

1.3. Любовь к детям

1.4. Дидактика Сухомлинского

1.5. Сухомлинский о трудовом воспитании

2. Анализ статьи «Особенности научного стиля П.Ф.Каптерева» (автор Л.Э Заварзина)

3. Анализ статьи «Причины кризиса скаутских патрулей, дружин и пионерских отрядов в России в начале XX в.» (автор Л.А.Крапивина)

Анализ книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

1.1.Введение

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»

В своем труде Сухомлинский значительное внимание уделял подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработанная им тонкая и отлично действовавшая в Павлыше система такой работы, рассчитанная на согласованные действия семьи и школы в подготовке детей к новому периоду в их жизни – школьным годам, — крупное завоевание. Теперь, когда подготовка детей пяти-шестилетнего возраста к школе получила широкое развитие через детские сады, и посредством организации подготовительных групп при начальных школах, драгоценный опыт павлышского учителя заслуживает самого внимательного изучения.

^ 1.5. Сухомлинский о трудовом воспитании

В своем напутствии выпускникам, вступающим в жизнь, он говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

Статья, предложенная для анализа — «Особенности научного стиля П.Ф. Каптерева» — автора Л.Э.Заварзиной из журнала «Педагогика» №2, 2010г., раздел «История школы и педагогики» раскрывает особенности научного стиля выдающегося педагога на примере его «Истории русской педагогики», характеризует наиболее частотные идеологемы этого произведения.

элементарная, тривиальная, первоначальная, школа грамотности;

низшая, средняя, высшая;

начальная, начальная деревенская;

общая, общеобразовательная, образовательная, воспитательно-образовательная, единая объединенная государственная;

вероисповедная, церковная, православная, протестантская, церковно-приходская, церковно-общественная, церковно-конфессиональная, приходская;

земская, крестьянско-земская, настоящая земская соборная, непатентовая крестьянская;

государственная, официальная, правительственная, министерская, общественная, частная, домашняя;

национальная, космополитичная, русская, полу-русская, нерусская, немецкая (швейцарская), западная, заграничная, инородческая;

специальная; «математических и навигацких искусств», медицинская, хирургическая, военная, гражданская, купеческая, ученая;

сельская, деревенская, городская;

старинная (прежняя) дьячковская, допетровская (старинная), екатерининская;

повторительная, «амбулаторная», передвижная, воскресная;

славяно-латинская, греческая, латинская, реальная латинская школа с греческим языком;

Яснополянская, Татевская, Василеостровская (школа на Васильевском острове);

свободная, старая свободная дьячковская;

умственных упражнений, умственной гимнастики;

Причем, к терминологическому определению П.Ф.Каптерев часто добавляет оценочное: «настоящей общеобразовательной школы у нас нет». Это пример со словом школа, по мнению автора статьи, раскрывает Каптерева как высокоинтеллектуальную, энциклопедически подготовленную личность, ведущую интенсивную духовную жизнь, основательно раскрывает темы исследования, говорит о большой фактологической насыщенности каптеревской научной речи.

«История русской педагогии» — одно «из фундаментальных произведений отечественной педагогической науки», оно обогатит современного читателя не только «планом содержания», но и «планом выражения», поскольку стилистическое мастерство автора достойно подражания.

Своим творчеством Каптерев служил целям общественной педагогики, «которая определяла его отношение к любому вопросу в целом». Как отмечает Заварзина «для решения важных проблем педагогического процесса, общей дидактики, дошкольной педагогики, истории русской педагогики он широко использовал различные исследования из области философии, этики, социологии и т.д. В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным пунктом – психологизированная концепция семейного и общественного дошкольного воспитания».

«Не государство и не церковь, а только само общество может влиять, управлять и направлять школьное дело» — такой главный вывод из «Истории русской педагогии» делает Заварзина.

Статья, предложенная для анализа — «Причины кризиса скаутских патрулей, дружин и пионерских отрядов в России в начале XX в.» — автора Л.А.Крапивиной из журнала «Педагогика» №3, 2010г., раздел «История школы и педагогики» раскрывает основные этапы развития детско-юношеских движений в России в XXв. Раскрывается особая роль скаутизма, его преемственность и различия по отношению к пионерии. Статья Крапивиной заставляет задуматься над актуальными вопросами: «какими будут следующие поколения граждан России; насколько современные детско-молодёжные общественные организации способны справиться с задачей сплочения молодых людей на базе определённой идеологии; нужна ли нам новая массовая детская организация»?

пристальное изучение психологии, интересов и запросов подростков;

правильное использование в низовых организациях детской инициативы;

красочность и привлекательность церемоний и ритуалов;

конкретность и понятность общих и частных целей, заданий, лозунгов, правил поведения;

овладение различными практическими навыками;

чёткость организационной структуры;

умелое использование склонности детей к коллективизму, к путешествиям, героическим подвигам и приключениям;

применение живых форм работы, и особенно игр.

Но, несмотря на все преимущества, времена репрессий 1937г. не обошли и скаутинг. Он был искоренен путем «прямого физического уничтожения лидеров как непосредственных носителей идей воспитательной системы». Наибольшее количество репрессий скаут-мастеров, как утверждает Крапивина, приходится на период 30-х гг. XX в.. Постепенно скаутинг переименовали в «пионеринг». Изменение воспитательной системы, а именно «отказ от разновозрастности, формализация и постепенный отход от всех вариантов поддержки проявления детской инициативы и самоуправления», шло постепенно, под давлением набиравшего силу комсомола. Крапивина находит несколько причин для столь длительного десятилетнего периода:

комсомол признавал явную силу скаутинга и его привлекательность для подростков;

внутри самого движения существовала масса разногласий. Выделялись три группы лидеров: 1- объединяла ярых приверженцев монархизма, 2 – демократии, 3 – оставалась преданной не царю или правительству, а детям;

воспитательная система «скаутинг» достаточно прочно укоренилась. Именно в этот период были созданы ЮКИ – отряды юных коммунистов, юные коммунисты-скауты, дружины красных скаутов, РОЮР – русская организация юных разведчиков;

информация о результатах работы скаутских дружин распространялась крайне медленно и с большими искажениями.

Вышеперечисленными причинами Крапивина обнаруживает закономерность: «пионерия возникла не как альтернативная скаутингу, а как более универсальная воспитательная система разновозрастного объединения детей и взрослых, отвечающая объективной потребности российского общества начала 20-х гг. XX в.»

факторы влияющие на появление, развитие и устойчивое закрепление у подростка ощущения, что он нужен другим людям, способен самостоятельно и независимо от взрослых принимать решения и действовать в соответствии с ними:

«независимость от взрослых, возможность научиться самостоятельному планированию, организации своих планов»;

«выровненные и коллективно заданные нормами и правилами отношения между мальчиками и девочками, взрослыми и детьми»;

«дружеская помощь и поддержка в трудных ситуациях».

Факторы, способствующие развитию личности подростка и всего отряда:

«возможность участия в социально значимых проектах и форумах городского, областного, всероссийского и международного уровня»;

«надёжность, постоянство, стабильность педагогической теории, которая положена в основу жизни отряда»;

«социальную успешность и профессиональную ориентацию».

факторы, способствующие социальному развитию личности:

«возможность карьерного роста»;

«удовлетворение потребности в самореализации через формы коллективной деятельности, которая организуется в процесс освоения учебных программ «Каравеллы»;

«материально-технические условия организации деятельности»;

«получение материального вознаграждения».

факторы развития личности в отряде:

«дружескую помощь и поддержку других родителей и педагогов-инструкторов в трудных педагогических семейных ситуациях»;

«признание другими людьми успеха моего ребёнка и моего ребёнка и моего вклада в его развитие и воспитание»;

«возможность научиться выстраивать конструктивные отношения в собственной семье»;

«гарантированное безопасное место, где нет насилия, курева, выпивки, нецензурной лексики»;

«профессиональную педагогическую и психологическую подготовку педагогов».

Обобщая сказанное, Крапивина отмечает, что «подростковый возраст – период «мечтаний и хотений», когда остро ощущается потребность попробовать свои силы в самых разных областях. Необходимо учитывать гиперактивный деятельный характер этого возраста… Учитывая психолого-педагогические доминанты подросткового возраста и принимая во внимание потребность в самоактуализации как ведущий мотив психически здорового человека, мы полагаем, что только в реальных жизненных условиях может произойти процесс нравственного выбора. Общественная организация создаёт для этого идеальные условия. Не случайно дети ищут такие объединения, а если не находят, то сами создают компании, спортивные сообщества, подвальные клубы, профильные команды».

Сухомлинский В.А.. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1/ Составители: О.С.Богданова, В.З.Смаль — М.: изд. «Педагогика», 1979. – 560 с.

Крапивина Л.А. Причины кризиса скаутских патрулей, дружин и пионерских отрядов в России в начале XX в. Педагогика: История школы и педагогики/ 2010г. №3.

Заварзина Л.Э. Особенности научного стиля П.Ф.Каптерева Педагогика: История школы и педагогики/ 2010г. №2.

Источник: http://www.studmed.ru/docs/document2632/content

Ссылка на основную публикацию