В структуру дидактической игры детей входит

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Структура дидактической игры

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

5) результат (подведение итогов).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими нора поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕЗУЛЬТАТ) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей, достижения каждого ребенка.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи,

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное — и это необходимо ещё раз подчеркнуть — дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра — это игра только для ребёнка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2) функция формирования психических новообразований;

3) функция формирования собственно учебной деятельности;

4) функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребёнку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. (0.007 с) .

Источник: http://studopedia.org/9-195235.html

Структура дидактической игры.

Дидактические игры

1. Своеобразие дидактических игр. Структура дидактических игр.

2. Педагогическая сущность дидактических игр. Развитие сенсорики, значение.

3. Виды дидактических игр и их содержание. Место дидактических игр в педагогическом процессе.

4. Организация дидактических игр и руководство ими.

1. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой: «Фанты», «Краски», «Что летает?», «Съедобно-несъедобно», «Садовник» и др. В них много веселых шуток, юмора, но в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания.

Система дидактических игр была впервые создана Фридрихом Фребелем (Германия), который детский сад назвал «детским садом» (но воспитателей пока называли «садовницами»). Его игры в то же время были очень сухими и скучными, подобные простым упражнениям, но зато они легли в основу строительных материалов для детей.

Мария Монтессори (Италия, доктор медицинских наук) продумала систему дидактических игр для развития всех органов чувств:

— «блоки с цилиндрами» — вкладышами (четыре блока с параметрами величины),

— «красные штанги» (десять штук-от длинного до короткого),

— «розовая башня» (десять кубов — от большого к малому),

— «цветные таблички» (от простого к сложному),

— «ткани» (узнать ткань на ощупь),

— «коричневая лестница» (толстый тонкий),

— «шершавые таблички» (более шершавые-менее шершавые), весовые (от тяжелого к легкому),

— «тепловые таблички» (при ощупывании определять степень проводимости),

— «вкусовые баночки» (разная на вкус вода),

— «»баночки с запахами» (парфюмерные и пищевые запахи),

— «геометрические тела» (определение различных форм: объемные и плоские).

Все, что написано выше — для развития всех органов чувств.

В создании современной системы дидактической игры следует отметить роль Елизаветы Михайловны Михеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Венгер-для сенсорного развития, Пилюгина — ранний возраст, Бондаренко — разные игры раннего возраста, также А. И. Сорокина — для старшего возраста.

Своеобразие дидактических игр:

Дидактическая игра — это игра, в которой происходит обучение или закрепление знаний, где обучающие задачи маскируются игровыми.

Структура дидактической игры.

1. Дидактическая задача — учебная, которая может выступать в названии, например: «Оденем куклу Катю», а также в программном содержании.

Познавательное содержание черпается из «Программ воспитания и обучения в детском саду» или методической литературы, рекомендованная для обучения дошкольников.

Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

2. Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности: дидактическая и игровая отражают взаимосвязь игры и обучения.

В отличие от прямой постановки задачи на занятиях, в дидактических играх она осуществляется через игровые задания, определяет игровые действия, становится задачей для самого ребенка. Возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Например, в игре «раскроем тайну больших волшебных колпачков» -для средней и старшей групп -воспитатель ставит дидактическую задачу: учить детей рассказывать о предмете, который они обнаружат под колпачком. Игровая задача — узнать, что под колпачком. Раскрыть тайну больших колпачков и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задачи. Цветные конусы привлекают детей и вызывают живой интерес к решению игровой задачи — раскрыть тайну колпачка.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры -через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только в этом случае дидактические игры могут выполнить функцию обучения, и вместе с тем будет развиваться игровая деятельность.

3. Игровые действия. Составляют основу дидактической игры: без них невозможна сама игра — это не любые действия, а те, которые происходят в игровой ситуации: прятанье, поиск, нахождение, изображение сюжетно-ролевых отношений, загадывание, соревнование.

Игровым действиям нужно учить. Лишь в этом случае игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход, в игре, показ самого действия, раскрытие самого образа и т.д. В младшей группе игровые действия одинаковы для всех участников.

При распределении детей на группы или при наличии ролей, игровые действия различны; например, дидактическая игра «Магазин» — игровые действия продавца и покупателя различны.

Различен объем игровых действий: в младшей группе — 1-2 повторяющихся действий, в старшей — 5-6. В играх спортивного характера игровые действия расчленены во времени и осуществляются во времени.

4. Игровые правила. Организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между детьми и воспитателем.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми род их деятельности и специфику действий. Организация определяет характер последовательности и взаимоотношений детей, порядок. Дисциплинирующие правила предупреждают о том, чего и почему нельзя делать, как нужно поступать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, чтобы не снизить интерес к игре и вызвать хитрые уловки детей.

5. Результат дидактической игры. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем.

Педагогический вывод : игровые и дидактические задачи, игровые действия и правила, результаты игры — все это взаимосвязано между собой, и отсутствие хотя бы одного из составных частей разрушает целостность игры и снижает ее воспитательное воздействие.

2. Для умственного развития (вспомнить и перечислить задачи для умственного воспитания).

1. Формируются правильные представления о предметах и явлениях окружающего мира (в любой дидактической игре).

2. Систематизируются знания о Родине, российской армии, людях разных профессий, национальностей: «хоровод дружбы», «кто построил этот дом?», «от зернышка до булочки», «откуда стол пришел?», «кто сшил рубашку?».

3. В дидактических играх дети сравнивают, группируют, классифицируют предметы по определенным признакам, например: «ботаническое лото», «зоологическое лото» («кто в лесу живет?») + четыре картинки. Дети учатся мыслить, искать и находить способы решения задач, испытывая при этом радость от игры.

4. Велика роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей. Исследования, проведенные под руководством А. С. Венгера по ознакомления детей дошкольного возраста с цветом, формой, величиной предмета, позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию (смотреть систему М. Монтессори).

5. Дидактические игры способствуют активизации и пополнению словаря, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли; «Назови одним словом», «Назови три предмета», «Путешествие по городу» (составляется рассказ в роли гида).

Для нравственного развития:

Дети усваивают культурно-гигенические навыки, культуру поведения, в основном, это — игры для младшего дошкольного возраста.

В дидактических играх для старшего дошкольного возраста воспитывается уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, к людям разных национальностей.

В формировании нравственного поведения особая роль принадлежит правилам, оценке, самооценке.

Для трудового воспитания (вспомнить и перечислить задачи для трудового воспитания, решаемые через дидактическую игру).

Важно содержание дидактических игр, которое обеспечивает формирование уважения к трудящимся, интерес к труду взрослых. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают, кто задействован в строительстве дома: архитектор-проектировщик, строитель, каменщик, маляр, сантехник и др.

Воспитывается интерес к профессии: дети играют в сюжетно-ролевую игру. Например, «Стройка» или строительно-конструктивную игру. Дети изготавливают материалы для игры, а старшие еще и для маленьких.

Для эстетического воспитания (вспомнить и назвать задачи эстетического воспитания).

Дидактический материал должен отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Наблюдая за поведением детей в игре, воспитатель отмечает красоту их поступков: «Дима был хорошим товарищем, он помог Саше -научил его играть. Он поступил красиво». Красивый поступок-это оказание помощи другому человеку, а также содействие в изготовлении пособий, например, для малышей.

Для физического воспитания (можно не называть задачи).

Игра с дидактическими игрушками развивает и укрепляет мелкую мускулатуру рук (мозаика).

Игра создает у детей положительные эмоции.

Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом (дети прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом).

Положительная оценка в выполнении игрового здания вызывает у ребенка положительный отклик, что отражается на его самочувствии.

Педагогический вывод : дидактические игры способствуют всестороннему развитию детей.

Источник: http://studopedia.ru/14_99805_struktura-didakticheskoy-igri.html

Структура дидактической игры.

Дидактические игры

1. Своеобразие дидактических игр. Структура дидактических игр.

2. Педагогическая сущность дидактических игр. Развитие сенсорики, значение.

3. Виды дидактических игр и их содержание. Место дидактических игр в педагогическом процессе.

4. Организация дидактических игр и руководство ими.

1. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой: «Фанты», «Краски», «Что летает?», «Съедобно-несъедобно», «Садовник» и др. В них много веселых шуток, юмора, но в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания.

Система дидактических игр была впервые создана Фридрихом Фребелем (Германия), который детский сад назвал «детским садом» (но воспитателей пока называли «садовницами»). Его игры в то же время были очень сухими и скучными, подобные простым упражнениям, но зато они легли в основу строительных материалов для детей.

Мария Монтессори (Италия, доктор медицинских наук) продумала систему дидактических игр для развития всех органов чувств:

— «блоки с цилиндрами» — вкладышами (четыре блока с параметрами величины),

— «красные штанги» (десять штук-от длинного до короткого),

— «розовая башня» (десять кубов — от большого к малому),

— «цветные таблички» (от простого к сложному),

— «ткани» (узнать ткань на ощупь),

— «коричневая лестница» (толстый тонкий),

— «шершавые таблички» (более шершавые-менее шершавые), весовые (от тяжелого к легкому),

— «тепловые таблички» (при ощупывании определять степень проводимости),

— «вкусовые баночки» (разная на вкус вода),

— «»баночки с запахами» (парфюмерные и пищевые запахи),

— «геометрические тела» (определение различных форм: объемные и плоские).

Все, что написано выше — для развития всех органов чувств.

В создании современной системы дидактической игры следует отметить роль Елизаветы Михайловны Михеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Венгер-для сенсорного развития, Пилюгина — ранний возраст, Бондаренко — разные игры раннего возраста, также А. И. Сорокина — для старшего возраста.

Своеобразие дидактических игр:

Дидактическая игра — это игра, в которой происходит обучение или закрепление знаний, где обучающие задачи маскируются игровыми.

Структура дидактической игры.

1. Дидактическая задача — учебная, которая может выступать в названии, например: «Оденем куклу Катю», а также в программном содержании.

Познавательное содержание черпается из «Программ воспитания и обучения в детском саду» или методической литературы, рекомендованная для обучения дошкольников.

Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

2. Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности: дидактическая и игровая отражают взаимосвязь игры и обучения.

В отличие от прямой постановки задачи на занятиях, в дидактических играх она осуществляется через игровые задания, определяет игровые действия, становится задачей для самого ребенка. Возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Например, в игре «раскроем тайну больших волшебных колпачков» -для средней и старшей групп -воспитатель ставит дидактическую задачу: учить детей рассказывать о предмете, который они обнаружат под колпачком. Игровая задача — узнать, что под колпачком. Раскрыть тайну больших колпачков и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задачи. Цветные конусы привлекают детей и вызывают живой интерес к решению игровой задачи — раскрыть тайну колпачка.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры -через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только в этом случае дидактические игры могут выполнить функцию обучения, и вместе с тем будет развиваться игровая деятельность.

3. Игровые действия. Составляют основу дидактической игры: без них невозможна сама игра — это не любые действия, а те, которые происходят в игровой ситуации: прятанье, поиск, нахождение, изображение сюжетно-ролевых отношений, загадывание, соревнование.

Игровым действиям нужно учить. Лишь в этом случае игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход, в игре, показ самого действия, раскрытие самого образа и т.д. В младшей группе игровые действия одинаковы для всех участников.

При распределении детей на группы или при наличии ролей, игровые действия различны; например, дидактическая игра «Магазин» — игровые действия продавца и покупателя различны.

Различен объем игровых действий: в младшей группе — 1-2 повторяющихся действий, в старшей — 5-6. В играх спортивного характера игровые действия расчленены во времени и осуществляются во времени.

4. Игровые правила. Организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между детьми и воспитателем.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми род их деятельности и специфику действий. Организация определяет характер последовательности и взаимоотношений детей, порядок. Дисциплинирующие правила предупреждают о том, чего и почему нельзя делать, как нужно поступать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, чтобы не снизить интерес к игре и вызвать хитрые уловки детей.

5. Результат дидактической игры. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем.

Педагогический вывод : игровые и дидактические задачи, игровые действия и правила, результаты игры — все это взаимосвязано между собой, и отсутствие хотя бы одного из составных частей разрушает целостность игры и снижает ее воспитательное воздействие.

2. Для умственного развития (вспомнить и перечислить задачи для умственного воспитания).

1. Формируются правильные представления о предметах и явлениях окружающего мира (в любой дидактической игре).

2. Систематизируются знания о Родине, российской армии, людях разных профессий, национальностей: «хоровод дружбы», «кто построил этот дом?», «от зернышка до булочки», «откуда стол пришел?», «кто сшил рубашку?».

3. В дидактических играх дети сравнивают, группируют, классифицируют предметы по определенным признакам, например: «ботаническое лото», «зоологическое лото» («кто в лесу живет?») + четыре картинки. Дети учатся мыслить, искать и находить способы решения задач, испытывая при этом радость от игры.

4. Велика роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей. Исследования, проведенные под руководством А. С. Венгера по ознакомления детей дошкольного возраста с цветом, формой, величиной предмета, позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию (смотреть систему М. Монтессори).

5. Дидактические игры способствуют активизации и пополнению словаря, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли; «Назови одним словом», «Назови три предмета», «Путешествие по городу» (составляется рассказ в роли гида).

Для нравственного развития:

Дети усваивают культурно-гигенические навыки, культуру поведения, в основном, это — игры для младшего дошкольного возраста.

В дидактических играх для старшего дошкольного возраста воспитывается уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, к людям разных национальностей.

В формировании нравственного поведения особая роль принадлежит правилам, оценке, самооценке.

Для трудового воспитания (вспомнить и перечислить задачи для трудового воспитания, решаемые через дидактическую игру).

Важно содержание дидактических игр, которое обеспечивает формирование уважения к трудящимся, интерес к труду взрослых. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают, кто задействован в строительстве дома: архитектор-проектировщик, строитель, каменщик, маляр, сантехник и др.

Воспитывается интерес к профессии: дети играют в сюжетно-ролевую игру. Например, «Стройка» или строительно-конструктивную игру. Дети изготавливают материалы для игры, а старшие еще и для маленьких.

Для эстетического воспитания (вспомнить и назвать задачи эстетического воспитания).

Дидактический материал должен отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Наблюдая за поведением детей в игре, воспитатель отмечает красоту их поступков: «Дима был хорошим товарищем, он помог Саше -научил его играть. Он поступил красиво». Красивый поступок-это оказание помощи другому человеку, а также содействие в изготовлении пособий, например, для малышей.

Для физического воспитания (можно не называть задачи).

Игра с дидактическими игрушками развивает и укрепляет мелкую мускулатуру рук (мозаика).

Игра создает у детей положительные эмоции.

Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом (дети прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом).

Положительная оценка в выполнении игрового здания вызывает у ребенка положительный отклик, что отражается на его самочувствии.

Педагогический вывод : дидактические игры способствуют всестороннему развитию детей.

Источник: http://studopedia.ru/14_99805_struktura-didakticheskoy-igri.html

Ссылка на основную публикацию