Одаренные дети россии список

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Найти Эйнштейна

Выпускницу столичного лицея "Вторая школа" готовы были принять лучшие университеты мира. Она выбрала МФТИ и без экзаменов, как призер олимпиады, поступила. Ее школьные учителя рассказывают, что она отличается феноменальной работоспособностью, отличной памятью и умением быстро вникать в суть задачи. Александра из тех, кто одарен разносторонне. Она, наверное, могла бы стать отличным математиком, химиком, филологом, но особо заинтересовалась физикой и добилась больших успехов. Вот что она рассказала "РГ":

— Я поступила на факультет общей и прикладной физики, собираюсь стать биофизиком. Самостоятельно учу иностранные языки — английский, французский, португальскй. Несмотря на то, что в моей семье никто не связан с наукой, у нас много врачей, а моя мама — преподаватель начальных классов, все родные поддержали мое увлечение физикой. А в школе мне разрешали заниматься по особому графику, чтобы было время готовиться к олимпиадам.

В свое время способности девушки разглядели и поддержали именно учителя.

В конце сентября в московских школах пройдет первый мониторинг — обследование уровня развития способностей учеников. Руководить этим большим проектом будут ученые из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), которые планируют обследовать учеников с 3 по 10 классы из 63 школ. Всего ученые обследуют 10 500 человек из 372 классов.Школы, заметим, выбирали не чиновники, а социологи.

Цель тестирования — выявить детей с особыми образовательными потребностями. Ученые хотят проверить еще одну научную гипотезу о том, что резкое снижение темпов развития интеллекта начинается иногда уже в начальной школе. Исследователи из МГППУ признаются: им предстоит тяжкая, но очень нужная работа. И дело даже не в организационных сложностях тестирования. А в том, что наше общество еще не готово к тому, чтобы признать — разных детей надо учить по-разному. Причем уже в начальной школе. В США, Сингапуре, Китае никого не удивляет, что детей делят на продвинутых и не очень, и предлагают им разные программы. У нас — картина иная.

Как ни странно, не все учителя поддерживают грядущее тестирование. Вдруг выяснится, что в школе сплошь серенькие ученики и пятерки, которые они ставят, бездари получают незаслуженно? Директора школ боятся, что по результатам тестирования управленцы сделают выводы о том, что такая-то школа хорошая, а такая-то плохая. Поэтому исследователи настояли на том, что все результаты закодируют и никакой информации в открытом доступе не будет. Впрочем, школа сможет попросить свои данные и узнать, сколько учеников нуждаются в углубленном обучении.

Гения запишут в базу

Такая же непростая ситуация с родителями. Не все хотят, чтобы их дети прошли "независимую экспертизу" на выявление способностей. А вдруг выяснится, что их не так много? Психологи готовы встречаться с каждым и объяснять, для чего необходимо тестирование.

В Концепции поддержки одаренности, которая недавно подготовлена в России, стоит задача выявления таких детей, их поддержка и создание базы данных. Собственно, многое уже сделано. У нас есть база данных победителей олимпиад. Пока что они одни и считаются у нас одаренными. Но это список детей уже как-то проявивших себя. А обследование поможет увидеть потенциал ученика, которые еще, может, ничего не завоевал, но при определенных условиях сможет стать самым лучшим.

2-3 процента детей считаются высоко одаренными.

Составление базы данных — вещь, казалось бы, очевидная. Но психологи и социологи возражают: и это социально болезненный вопрос. Весной этого года несколько престижных школ с высоким уровнем преподавания объединились в Ассоциацию школ, работающих с одаренными детьми. Председателем Ассоциации выбрали Сергея Менделевича, директора московской физико-математической школы N 57. Так вот, когда журналисты стали пытать его, какие еще школы вошли в Ассоциацию, он не стал отвечать: "Сейчас идет запись в школы, не хочу создавать ненужный ажиотаж. Родители кинутся в эти школы, а их детям, может быть, нужны совсем другие".

На вопрос, нужна ли единая база данных одаренных детей, у Менделевича нет однозначного ответа: "Есть много аргументов "за" и "против". Тестирование — первый шаг в этой работе. Мне только жаль, что в выборке школ нет коррекционных".

Урок без расписания

Допустим, ученые определят тех, кому нужны особые учителя и программы. А что дальше делать с этой информацией?

За границей есть несколько способов работы с учениками в зависимости от их способностей. Классы в параллели делят на тех, кто особо одарен, имеет средние способности и не очень успешен. Иногда детей делят на гораздо большее количество групп по способностям. Но гениальным детям в таких группах сложно и для них все равно открывают особые классы и вводят дополнительные программы типа латинского или греческого языка.

Третий способ — разделение детей по успехам в отдельных предметах, когда ученик может быть в продвинутой группе по математике и последней по литературе. Такой способ считается наиболее удачным. И в некоторых школах Москвы его используют. Так что у каждого ученика бывает, по сути, собственное расписание.

Американская школа очень "мобильна": некоторым детям разрешено досрочное поступление в школу, перепрыгивание через классы, при этом классы постоянно делятся на группы, и учителя у них меняются, причем даже в начальных классах.

У нас — пока жесткая система: один класс — один учитель. Как в России будет выстраиваться новая модель работы с одаренными — сказать сложно. Мы только включаемся в гонку за талантами. Ясно, что понадобятся новые учителя. Возможно, перед поступлением в педвузы придется проводить тестирование на профпригодность, как это делается за границей. При этом важно сохранить то, что уже имеет российское образование — сеть особых школ при вузах (СУНЦев) и спецшколы с углублением. Как они будут жить после введения нового стандарта, когда все школы будут обязаны предлагать раздение предметов по уровням, сказать сложно.

Очевидно, что педагоги, которые работают с одаренными детьми, должны больше зарабатывать. У нас предлагается повысить подушевой норматив на таких детей. Например, в Москве на одного ученика дают 120 тысяч в год, а на одаренного школа получит, скажем, 200. За границей педагогам, работающим с одаренными, просто повышают ставку на 2-3 тысячи долларов в год.

Виктория Юркевич, руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ:

— Для обследования мы выбрали один из вариантов теста Равена и тест Йельского университета "Аврора". Тест Равена даст представление о так называемом общем, базовом интеллекте на данном этапе развития, а "Аврора" покажет аналитические, творческие и практические способности.

Одна из причин негативного отношения к тестированию — неправильное понимание их задач, а в ряде случаев и использования. Надо понимать, что тесты — не для сортировки учеников, а для помощи педагогам и родителям. Существует важнейшее понятие "особых образовательных запросов" — один ученик боится сложного материала, а другому в школе так легко, что он скучает, и если не усложнять для него задачи, он плохо развивается. В каждой школе есть продвинутые, очень способные ученики, которых не всегда видят их родители и учителя. У некоторых детей способности ярко выражены, а у других они неочевидны, скрыты. У психологов для таких детей есть понятие — "тип развития Эйнштейна". Знаменитый физик, как помните, не разговаривал до 4 лет, отставал по некоторым предметам в школе и дважды сдавал экзамены, говоря нынешним языком, в вуз. А с помощью специального обследования такие скрытые способности можно увидеть. Даже у такого ученика, которого учителя и даже родители считают "сереньким". Мы хотим помочь учителям и психологам организовать развивающие условия обучения для каждой группы детей.

Наталья Шумакова, ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО:

— Около 20-25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении. Одаренность может проявляться в разном возрасте. Ее главный признак у детей — повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком. Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой.

Георгий Арабули, преподаватель физики лицея "Вторая школа", Москва:

— Олимпиады — тоже хороший способ выявления одаренных. Но надо иметь в виду, что в 7-8-м классах их выигрывают способные. А в 10-11-м еще и те, кто берет усердием. Считаю, что одаренных детей надо учить либо в специальных интернатах, таких, как СУНЦ при МГУ, либо в спецклассах по особым программам. Может быть, таких программ будет две, три или даже четыре в одном классе. Во всяком случае, мне на контрольных иногда приходилось придумывать и давать четыре разных варианта в зависимости от способностей учеников. То, что предлагается в обычных школах, для них не подходит — слишком просто. Бывает, что одаренность проявляется сразу во всех областях, а бывает, что только в одной, и учителя по другим предметам должны учитывать это. Скажу иначе — делать им поблажки.

Гениальные дети, как правило, некоммуникабельные, зажатые. В обычной школе их заклюют, а в спецшколе, наоборот, ученики поддерживают. Главное, чтобы гениев в классе было немного, иначе между ними начнется соперничество. У нас в параллели в десятых классах часто бывают ученики, которые готовы к поступлению в институт. В прошлом году был гениальный математик, но ему была интересна только геометрия, алгебра его не интересовала, хотя способностей к ней было не меньше. Он поступил на мехмат МГУ.

В этих тестах нужно выбрать недостающую картинку из тех, что предложены ниже. Тесты Равена построены по похожему принципу. Английская школа изучения интеллекта, к которой принадлежал Равен, придерживается мнения, что самый лучший способ выявить способности — дать задачу на определение отношений между абстрактными фигурами. За какое-то время человек должен найти логические закономерности. Причем каждое задание обязательно сложнее предыдущего.

При обработке результатов таких тестов психологи обычно выделяют несколько уровней развития интеллекта — от самого высокого до так называемого "дефекта интеллекта". Считается, что тестирование можно проводить у детей с 4, 5 лет. Для них используются цветные тесты. Есть также тесты "повышенной сложности" для интеллектуально продвинутых школьников.

Фото с сайта www.bitnet.ru

В США, где работе с одаренными детьми уделяется огромное внимание, тестирование начинается в самом раннем детстве. Причем используются тесты, которые выявляют разные виды одаренности. Предварительный отбор родителей не пугает, ведь если ребенок вдруг начинает показывать лучшие результаты, его переводят в другую группу, более продвинутую. Анкетирование и опросы проводятся постоянно.

В Америке, как и у нас, есть специализированные школы, в том числе начальные, где детям предлагается до 50 (!) различных дополнительных занятий, и обычные, где школьникам дают 10 уровней освоения предмета. Бывает и больше. В Калифорнии, например, школьникам предлагается 20 уровней. Для одаренных разработаны особые программы и стандарты, им предлагается большая свобода в распоряжении своим учебным временем. Они могут до 20 процентов учебного времени заниматься теми предметами, которые им интересны. Бывает, что в школе в обычной параллели создается особый класс для одаренных детей, постоянно проводятся интенсивные летние и зимние занятия для одаренных детей. В Великобритании и Франции каждый год открываются так называемые центры каникул для одаренных детей, говорящих на разных языках. Интересно, что в американских методиках широко используются программы, нацеленные на воспитание лидерских качеств учеников.

Читайте в рубрике Общество

Главное сегодня

«Редакция «Российской газеты»

Рубрикатор:
Тематические проекты:
Совместные проекты:

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Источник: http://rg.ru/2012/09/11/genii.html

Найти Эйнштейна

Выпускницу столичного лицея "Вторая школа" готовы были принять лучшие университеты мира. Она выбрала МФТИ и без экзаменов, как призер олимпиады, поступила. Ее школьные учителя рассказывают, что она отличается феноменальной работоспособностью, отличной памятью и умением быстро вникать в суть задачи. Александра из тех, кто одарен разносторонне. Она, наверное, могла бы стать отличным математиком, химиком, филологом, но особо заинтересовалась физикой и добилась больших успехов. Вот что она рассказала "РГ":

— Я поступила на факультет общей и прикладной физики, собираюсь стать биофизиком. Самостоятельно учу иностранные языки — английский, французский, португальскй. Несмотря на то, что в моей семье никто не связан с наукой, у нас много врачей, а моя мама — преподаватель начальных классов, все родные поддержали мое увлечение физикой. А в школе мне разрешали заниматься по особому графику, чтобы было время готовиться к олимпиадам.

В свое время способности девушки разглядели и поддержали именно учителя.

В конце сентября в московских школах пройдет первый мониторинг — обследование уровня развития способностей учеников. Руководить этим большим проектом будут ученые из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), которые планируют обследовать учеников с 3 по 10 классы из 63 школ. Всего ученые обследуют 10 500 человек из 372 классов.Школы, заметим, выбирали не чиновники, а социологи.

Цель тестирования — выявить детей с особыми образовательными потребностями. Ученые хотят проверить еще одну научную гипотезу о том, что резкое снижение темпов развития интеллекта начинается иногда уже в начальной школе. Исследователи из МГППУ признаются: им предстоит тяжкая, но очень нужная работа. И дело даже не в организационных сложностях тестирования. А в том, что наше общество еще не готово к тому, чтобы признать — разных детей надо учить по-разному. Причем уже в начальной школе. В США, Сингапуре, Китае никого не удивляет, что детей делят на продвинутых и не очень, и предлагают им разные программы. У нас — картина иная.

Как ни странно, не все учителя поддерживают грядущее тестирование. Вдруг выяснится, что в школе сплошь серенькие ученики и пятерки, которые они ставят, бездари получают незаслуженно? Директора школ боятся, что по результатам тестирования управленцы сделают выводы о том, что такая-то школа хорошая, а такая-то плохая. Поэтому исследователи настояли на том, что все результаты закодируют и никакой информации в открытом доступе не будет. Впрочем, школа сможет попросить свои данные и узнать, сколько учеников нуждаются в углубленном обучении.

Гения запишут в базу

Такая же непростая ситуация с родителями. Не все хотят, чтобы их дети прошли "независимую экспертизу" на выявление способностей. А вдруг выяснится, что их не так много? Психологи готовы встречаться с каждым и объяснять, для чего необходимо тестирование.

В Концепции поддержки одаренности, которая недавно подготовлена в России, стоит задача выявления таких детей, их поддержка и создание базы данных. Собственно, многое уже сделано. У нас есть база данных победителей олимпиад. Пока что они одни и считаются у нас одаренными. Но это список детей уже как-то проявивших себя. А обследование поможет увидеть потенциал ученика, которые еще, может, ничего не завоевал, но при определенных условиях сможет стать самым лучшим.

2-3 процента детей считаются высоко одаренными.

Составление базы данных — вещь, казалось бы, очевидная. Но психологи и социологи возражают: и это социально болезненный вопрос. Весной этого года несколько престижных школ с высоким уровнем преподавания объединились в Ассоциацию школ, работающих с одаренными детьми. Председателем Ассоциации выбрали Сергея Менделевича, директора московской физико-математической школы N 57. Так вот, когда журналисты стали пытать его, какие еще школы вошли в Ассоциацию, он не стал отвечать: "Сейчас идет запись в школы, не хочу создавать ненужный ажиотаж. Родители кинутся в эти школы, а их детям, может быть, нужны совсем другие".

На вопрос, нужна ли единая база данных одаренных детей, у Менделевича нет однозначного ответа: "Есть много аргументов "за" и "против". Тестирование — первый шаг в этой работе. Мне только жаль, что в выборке школ нет коррекционных".

Урок без расписания

Допустим, ученые определят тех, кому нужны особые учителя и программы. А что дальше делать с этой информацией?

За границей есть несколько способов работы с учениками в зависимости от их способностей. Классы в параллели делят на тех, кто особо одарен, имеет средние способности и не очень успешен. Иногда детей делят на гораздо большее количество групп по способностям. Но гениальным детям в таких группах сложно и для них все равно открывают особые классы и вводят дополнительные программы типа латинского или греческого языка.

Третий способ — разделение детей по успехам в отдельных предметах, когда ученик может быть в продвинутой группе по математике и последней по литературе. Такой способ считается наиболее удачным. И в некоторых школах Москвы его используют. Так что у каждого ученика бывает, по сути, собственное расписание.

Американская школа очень "мобильна": некоторым детям разрешено досрочное поступление в школу, перепрыгивание через классы, при этом классы постоянно делятся на группы, и учителя у них меняются, причем даже в начальных классах.

У нас — пока жесткая система: один класс — один учитель. Как в России будет выстраиваться новая модель работы с одаренными — сказать сложно. Мы только включаемся в гонку за талантами. Ясно, что понадобятся новые учителя. Возможно, перед поступлением в педвузы придется проводить тестирование на профпригодность, как это делается за границей. При этом важно сохранить то, что уже имеет российское образование — сеть особых школ при вузах (СУНЦев) и спецшколы с углублением. Как они будут жить после введения нового стандарта, когда все школы будут обязаны предлагать раздение предметов по уровням, сказать сложно.

Очевидно, что педагоги, которые работают с одаренными детьми, должны больше зарабатывать. У нас предлагается повысить подушевой норматив на таких детей. Например, в Москве на одного ученика дают 120 тысяч в год, а на одаренного школа получит, скажем, 200. За границей педагогам, работающим с одаренными, просто повышают ставку на 2-3 тысячи долларов в год.

Виктория Юркевич, руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ:

— Для обследования мы выбрали один из вариантов теста Равена и тест Йельского университета "Аврора". Тест Равена даст представление о так называемом общем, базовом интеллекте на данном этапе развития, а "Аврора" покажет аналитические, творческие и практические способности.

Одна из причин негативного отношения к тестированию — неправильное понимание их задач, а в ряде случаев и использования. Надо понимать, что тесты — не для сортировки учеников, а для помощи педагогам и родителям. Существует важнейшее понятие "особых образовательных запросов" — один ученик боится сложного материала, а другому в школе так легко, что он скучает, и если не усложнять для него задачи, он плохо развивается. В каждой школе есть продвинутые, очень способные ученики, которых не всегда видят их родители и учителя. У некоторых детей способности ярко выражены, а у других они неочевидны, скрыты. У психологов для таких детей есть понятие — "тип развития Эйнштейна". Знаменитый физик, как помните, не разговаривал до 4 лет, отставал по некоторым предметам в школе и дважды сдавал экзамены, говоря нынешним языком, в вуз. А с помощью специального обследования такие скрытые способности можно увидеть. Даже у такого ученика, которого учителя и даже родители считают "сереньким". Мы хотим помочь учителям и психологам организовать развивающие условия обучения для каждой группы детей.

Наталья Шумакова, ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО:

— Около 20-25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении. Одаренность может проявляться в разном возрасте. Ее главный признак у детей — повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком. Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой.

Георгий Арабули, преподаватель физики лицея "Вторая школа", Москва:

— Олимпиады — тоже хороший способ выявления одаренных. Но надо иметь в виду, что в 7-8-м классах их выигрывают способные. А в 10-11-м еще и те, кто берет усердием. Считаю, что одаренных детей надо учить либо в специальных интернатах, таких, как СУНЦ при МГУ, либо в спецклассах по особым программам. Может быть, таких программ будет две, три или даже четыре в одном классе. Во всяком случае, мне на контрольных иногда приходилось придумывать и давать четыре разных варианта в зависимости от способностей учеников. То, что предлагается в обычных школах, для них не подходит — слишком просто. Бывает, что одаренность проявляется сразу во всех областях, а бывает, что только в одной, и учителя по другим предметам должны учитывать это. Скажу иначе — делать им поблажки.

Гениальные дети, как правило, некоммуникабельные, зажатые. В обычной школе их заклюют, а в спецшколе, наоборот, ученики поддерживают. Главное, чтобы гениев в классе было немного, иначе между ними начнется соперничество. У нас в параллели в десятых классах часто бывают ученики, которые готовы к поступлению в институт. В прошлом году был гениальный математик, но ему была интересна только геометрия, алгебра его не интересовала, хотя способностей к ней было не меньше. Он поступил на мехмат МГУ.

В этих тестах нужно выбрать недостающую картинку из тех, что предложены ниже. Тесты Равена построены по похожему принципу. Английская школа изучения интеллекта, к которой принадлежал Равен, придерживается мнения, что самый лучший способ выявить способности — дать задачу на определение отношений между абстрактными фигурами. За какое-то время человек должен найти логические закономерности. Причем каждое задание обязательно сложнее предыдущего.

При обработке результатов таких тестов психологи обычно выделяют несколько уровней развития интеллекта — от самого высокого до так называемого "дефекта интеллекта". Считается, что тестирование можно проводить у детей с 4, 5 лет. Для них используются цветные тесты. Есть также тесты "повышенной сложности" для интеллектуально продвинутых школьников.

Фото с сайта www.bitnet.ru

В США, где работе с одаренными детьми уделяется огромное внимание, тестирование начинается в самом раннем детстве. Причем используются тесты, которые выявляют разные виды одаренности. Предварительный отбор родителей не пугает, ведь если ребенок вдруг начинает показывать лучшие результаты, его переводят в другую группу, более продвинутую. Анкетирование и опросы проводятся постоянно.

В Америке, как и у нас, есть специализированные школы, в том числе начальные, где детям предлагается до 50 (!) различных дополнительных занятий, и обычные, где школьникам дают 10 уровней освоения предмета. Бывает и больше. В Калифорнии, например, школьникам предлагается 20 уровней. Для одаренных разработаны особые программы и стандарты, им предлагается большая свобода в распоряжении своим учебным временем. Они могут до 20 процентов учебного времени заниматься теми предметами, которые им интересны. Бывает, что в школе в обычной параллели создается особый класс для одаренных детей, постоянно проводятся интенсивные летние и зимние занятия для одаренных детей. В Великобритании и Франции каждый год открываются так называемые центры каникул для одаренных детей, говорящих на разных языках. Интересно, что в американских методиках широко используются программы, нацеленные на воспитание лидерских качеств учеников.

Читайте в рубрике Общество

Главное сегодня

«Редакция «Российской газеты»

Рубрикатор:
Тематические проекты:
Совместные проекты:

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Источник: http://rg.ru/2012/09/11/genii.html

Педпроспект

Автор: Дубовицкая Наталия Викторовна

Должность: учитель математики и экономики

Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 27 с УИОП"

Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область

Наименование материала: статья

Тема: "Одаренные дети — будущее России"

Дата публикации: 25.06.2017

Раздел: полное образование

Одаренные дети – будущее России

Дубовицкая Наталия Викторовна

«Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые

ребята смогли реализовать себя в нашей стране.

И сделать это нужно не путем административных

ограничений, а создав наилучшие условия»

Многих ученых, педагогов, психологов давно волнует проблема детской

одаренности. Забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра –

это забота об одаренных детях сегодня. В настоящее время очень высок ин-

терес к одаренности. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной

творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды тре-

бует не только высокой активности человека, но и его умений нестандартного

мышления и поведения, а именно высоко одаренные люди способны внести

свой вклад в развитие общества.

Есть мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в

особом внимании и руководстве. Но не надо забывать, что в силу личностных

особенностей одаренные дети более чувствительны к оценки их деятельности,

поведения и мышления. Необходимо помнить, что как бы ни был одарен ребе-

нок, его нужно учить. Приучить трудиться и самостоятельно принимать реше-

ния. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснения, окриков. У такого

ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Такого

ребенка с дошкольного возраста следует приобщать к творчеству, создавать для

Хотя многих одаренных детей интересует все на свете, у них рано склады-

ваются весьма устойчивые интересы. Конечно, не все учебные предметы могут

попасть в это число. Не стоит переживать из-за того, что, несмотря на все при-

ложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого человека.

Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затра-

тили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он

посчитает это за норму и даже может не заметить этого.

Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевид-

ными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосыл-

ки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество

психики, которое определяет возможность достижения человеком более высо-

ких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах дея-

тельности по сравнению с другими людьми [1,1].

Одаренный ребенок — это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г.

Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристи-

ки: разбросанность, голова полна шалостей; он — нерадивый, халатный, невни-

мательный, озорной, своенравный» [5,138].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обраща-

ет внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки

талантливых ребят и общую среду для проявления и развития способностей

каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят. »

Коллектив педагогов МАОУ «СОШ № 27 с УИОП» создал авторскую

программу «Шаг к совершенству» и считает своей целью: «…формирование

у учащихся представления о научном способе познания – основном средстве

самореализации личности XXI века. »

объединяет всю работу в школе с одаренными детьми, которые участвуют в

предметных олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах и конференциях.

НОУ «ШАГ» объединяет учеников по следующим направлениям:

На протяжении многих лет я являюсь руководителем НОУ «ШАГ» и уве-

рена, что если человек талантлив, то талант у него многогранен. Нам педагогам

необходимо создать атмосферу, способствующую становлению

ренного ребенка, отшлифовать способности, развить все его дарования.

Являясь учителем математики и экономики, стараюсь проводить уроки

интегрированно, объясняя экономическую теорию через решение задач. Иногда

при решении трудных задач, применяя графические и аналитические методы,

дети лучше понимают изучаемую тему.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие

выявление одаренных детей;

развитие творческих способностей на уроках;

развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкур-

сы, исследовательская работа);

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

На протяжении 15 лет мои ученики участвуют в олимпиадах по экономике и

становятся победителями и призерами муниципальных, региональных и всерос-

сийских этапов Всероссийской олимпиады школьников.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический

процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими

детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуть-

Истинно одарённых детей мало, но они есть- и педагогу важно увидеть ис-

корку одарённости в каждом ребенке и разжечь огонек таланта, постараться

раскрыть и поддержать.

Конкурс «Юный мэр»

Олимпиада по экономике «Эконом-

II городской фестиваль ШНО «Ученые

Муниципальный этап регионального

проекта «Эрудит Белогорья»

Особенности, присущие одаренным детям, обогащают нашу жизнь во

всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-пер-

вых, таких детей отличает высокая восприимчивость ко всему, у многих высоко

развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в

общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике,

быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и

высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окру-

жающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концеп-

ций, теорий, подходов.

В-третьих, большинство из них обладают такими качествами, как энер-

гичность, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огром-

ными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь

массу интересных и значимых проектов.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными

детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от

учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в обла-

сти психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с

психологами и другими учителями, администрацией и родителями одаренных

детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, уме-

ния отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и силь-

Именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в

развитие общества. Транжирить таланты является непозволительной ошибкой

для развития любого государства.

1. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ре-

2.Н.С. Лейтес «Психология особенностей одаренных детей и подростков». М.,

3. Ж.К. Терасье «Сверходаренные дети». М., 1999.

4. А.В.Хуторской «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного

обучения». М., 2000

5. Савин Н. В. Педагогика. // уч. пособие для пед. уч-щ. — М.: Просвещение,

6. В.С. Юркевич «Одаренный ребенок». М., 1996.

Источник: http://pedprospekt.ru/servisy/publik/publ?id=445

Ссылка на основную публикацию