Учитель музыки работа одаренными детьми

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Обобщение опыта по теме: «Работа с одаренными детьми на уроках музыки» учителя моу лицея №3 Теленчи Натальи Валерьевны

Обобщение опыта по теме: «Работа с одаренными детьми на уроках музыки» учителя МОУ лицея № 3 Теленчи Натальи Валерьевны

«Только эмоциональное пробуждение разума

даёт положительные результаты в работе с детьми»

Особенности педагога, работающего с одаренными детьми.

Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенный во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на всё реагирующего. Для них не существует стандартных требований (всё как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «неодобряемых». В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.

Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло на пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было «подтвердить» свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы – педагог – должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребёнок пришёл ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одарённых детей такой стиль не приемлем. «Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого педагог должен реально осознать себя субъектом.

Ещё А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от несоответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и некоторые методы работы с ними.

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный» [2-. 138-141].

В практике часто встречаются такие дети, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителем, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нем участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Одаренность состоит из различных способностей.

Остановимся на музыкальных способностях ребенка.

Музыкальные способности, в существующей общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально-одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным.

Лонгитюдным (англ. Longitude – долгота) называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии – людей) в течении времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может и перерывами.

— На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одаренными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela), и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения).

Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике. «Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:

— эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

— способность к переживанию в форме музыкальных образов;

— способность к творческому восприятию музыки;

— музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

— ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

— чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность

Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:

— метод наблюдения за музыкой;

— метод моделирования художественного творческого процесса;

— метод интонационно стилевого постижения музыки.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

В современном образовании так мало уделяется времени проблеме выявления и работы с одарёнными детьми в любой области. И многие даже совсем забыли одну важную истину, что нет детей не одарённых. Скорее педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определённые способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребёнок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Задача же педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребёнку раскрыть свои способности в чём-либо, и потом направить его внимания в ту область деятельности, в которой способности ребёнка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

В.А. Сухомлинский говорил «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираться на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Зачем учителю нужно знать типы одаренности?

Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей и психологов.

Учитель должен знать тины одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.

Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

1. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.

Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их принято называть, «вундеркиндов». Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных детей не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и творчески, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким , а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учеников получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышение способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности – и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники – это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей, – это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

Как и предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.

4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предлагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.

Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и вне меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющим все, же специального интереса.

Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности – это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Понимание типологии одаренности – это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

Важным условием полноценного обучения

является разнообразие организационных форм.

Нетрадиционные формы обучения музыке

Так каким же должен быть современный урок? Как сделать урок лучше? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время является урок. Ему присущи такие основные признаки: определенные временные рамки занятий, твердо установленное расписание, организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Урок как актуальная форма обучения, благодаря Я. Каменскому, используется в образовательных системах разных стран уже белее трехсот лет. Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ученика. Конструируя современный урок, не следует упускать из виду того, что наш ученик – это личность, хранящая значительную часть знаний о мире в разрозненном виде, образной форме.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что урок представляет собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та форма, которая помогает учителям решать педагогические проблемы. Однако урок, в его обычном понимании, не является единственной формой организации учебной работы в школе.

В настоящее время продолжаются поиски путей развития и совершенствования организационных форм обучения. К ним можно отнести нетрадиционные формы обучения.

В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И. Я. Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм. Инновационная деятельность учителей по пути совершенствования процесса обучения и привела в своё время к созданию нетрадиционных форм обучения.

В настоящее время термин «нетрадиционный» получил довольно широкое распространение. Это «нетрадиционная медицина», «нетрадиционные подходы в экономике», «нетрадиционные политические взгляды» и др. особое место в этом перечне мы отводим»нетрадиционным формам» организации учебного процесса.

В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный – это необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариантность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только построением урока. То есть нетрадиционные формы организации учебного процесса могут соответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычный урок, а необычность такого занятия проявляется в форме построения и ведения урока, которая основана на творческом воображении ребят и фантазии учителя.

Для многих учителей рамки традиционного урока оказываются тесными, и они ищут пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс. Когда учитель стремится сделать занятия ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активизировать на творческий процесс, тогда, как правило, и возникают нетрадиционные формы: урок-сказка, урок-путешествие, урок-диспут, экскурсии.

Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в зависимости от задач и методов, используемых на уроке. Наиболее устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и основной формой обучения является урок (Я.А. Коменский, более 300 лет назад).

Новаторская деятельность учителей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.

Когда учитель стремится сделать занятия эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый урок отличается своеобразие и неповторимость. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащегося.

Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на уроке музыке: — интегрированные уроки: музыка – чтение, музыка — изо, музыка – труд, музыка – ритмика: а также: урок – путешествие, урок – экскурсия, КВН, урок- игра, урок – сказка, урок – концерт.

Урок – КВН – также используется на уроках музыки. Такие уроки, как правило, проводятся, в основном, в конце учебного года, когда уже музыкальный багаж достаточно полный. Здесь всё как в настоящем КВНе. Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри – это родители, учащиеся старших классов. Только задания и все конкурсы на музыкальные темы. Такие уроки доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают большой интерес. А для родителей такие уроки просто открытие. Они иногда и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть открытыми и эмоциональными.

Урок-концерт. Разновидность обобщающего урока в конце. Цель его – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течении учебного года.

Урок-концерт необходимо проводить в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно параллельных классов. Строить урок-концерт можно следующим образом. Вначале учитель рассказывает родителям, учителям о задачах и содержании музыкальных занятий в учебном году. Слово учителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Хорошо, если учитель сможет привести примеры, свидетельствующие об активном, заинтересованном отношении школьников к урокам музыки в течение года. Затем учитель приглашает в зал учащихся, которые входят в зал под музыку.

На уроке-концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные школьниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная), предназначенная для игры в четыре руки с учителем, музыка, включающая музыкально-ритмические движения.

Завершается урок-концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для урока-концерта в целом. «Пусть школьники уйдут с заключительного урока как с праздника музыки!» — подчеркивается в программе.

Не менее интересными могут быть урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия и др. нетрадиционные формы.

Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации учебного процесса дает возможность каждому учителю реализовать свои педагогические возможности, проявить творчество, фантазию, раскрыться самому и открыть для себя своих учеников с совсем новой стороны.

Источник: http://refdb.ru/look/1607174.html

Обобщение опыта по теме: «Работа с одаренными детьми на уроках музыки» учителя моу лицея №3 Теленчи Натальи Валерьевны

Обобщение опыта по теме: «Работа с одаренными детьми на уроках музыки» учителя МОУ лицея № 3 Теленчи Натальи Валерьевны

«Только эмоциональное пробуждение разума

даёт положительные результаты в работе с детьми»

Особенности педагога, работающего с одаренными детьми.

Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенный во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на всё реагирующего. Для них не существует стандартных требований (всё как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «неодобряемых». В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.

Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло на пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было «подтвердить» свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы – педагог – должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребёнок пришёл ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одарённых детей такой стиль не приемлем. «Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого педагог должен реально осознать себя субъектом.

Ещё А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от несоответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и некоторые методы работы с ними.

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный» [2-. 138-141].

В практике часто встречаются такие дети, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителем, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нем участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Одаренность состоит из различных способностей.

Остановимся на музыкальных способностях ребенка.

Музыкальные способности, в существующей общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально-одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным.

Лонгитюдным (англ. Longitude – долгота) называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии – людей) в течении времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может и перерывами.

— На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одаренными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela), и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения).

Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике. «Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:

— эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

— способность к переживанию в форме музыкальных образов;

— способность к творческому восприятию музыки;

— музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

— ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

— чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность

Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:

— метод наблюдения за музыкой;

— метод моделирования художественного творческого процесса;

— метод интонационно стилевого постижения музыки.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

В современном образовании так мало уделяется времени проблеме выявления и работы с одарёнными детьми в любой области. И многие даже совсем забыли одну важную истину, что нет детей не одарённых. Скорее педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определённые способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребёнок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Задача же педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребёнку раскрыть свои способности в чём-либо, и потом направить его внимания в ту область деятельности, в которой способности ребёнка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

В.А. Сухомлинский говорил «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираться на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Зачем учителю нужно знать типы одаренности?

Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей и психологов.

Учитель должен знать тины одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.

Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

1. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.

Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их принято называть, «вундеркиндов». Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных детей не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и творчески, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким , а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учеников получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышение способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности – и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники – это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей, – это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

Как и предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.

4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предлагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.

Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и вне меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющим все, же специального интереса.

Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности – это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Понимание типологии одаренности – это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

Важным условием полноценного обучения

является разнообразие организационных форм.

Нетрадиционные формы обучения музыке

Так каким же должен быть современный урок? Как сделать урок лучше? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время является урок. Ему присущи такие основные признаки: определенные временные рамки занятий, твердо установленное расписание, организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Урок как актуальная форма обучения, благодаря Я. Каменскому, используется в образовательных системах разных стран уже белее трехсот лет. Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ученика. Конструируя современный урок, не следует упускать из виду того, что наш ученик – это личность, хранящая значительную часть знаний о мире в разрозненном виде, образной форме.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что урок представляет собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та форма, которая помогает учителям решать педагогические проблемы. Однако урок, в его обычном понимании, не является единственной формой организации учебной работы в школе.

В настоящее время продолжаются поиски путей развития и совершенствования организационных форм обучения. К ним можно отнести нетрадиционные формы обучения.

В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И. Я. Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм. Инновационная деятельность учителей по пути совершенствования процесса обучения и привела в своё время к созданию нетрадиционных форм обучения.

В настоящее время термин «нетрадиционный» получил довольно широкое распространение. Это «нетрадиционная медицина», «нетрадиционные подходы в экономике», «нетрадиционные политические взгляды» и др. особое место в этом перечне мы отводим»нетрадиционным формам» организации учебного процесса.

В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный – это необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариантность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только построением урока. То есть нетрадиционные формы организации учебного процесса могут соответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычный урок, а необычность такого занятия проявляется в форме построения и ведения урока, которая основана на творческом воображении ребят и фантазии учителя.

Для многих учителей рамки традиционного урока оказываются тесными, и они ищут пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс. Когда учитель стремится сделать занятия ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активизировать на творческий процесс, тогда, как правило, и возникают нетрадиционные формы: урок-сказка, урок-путешествие, урок-диспут, экскурсии.

Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в зависимости от задач и методов, используемых на уроке. Наиболее устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и основной формой обучения является урок (Я.А. Коменский, более 300 лет назад).

Новаторская деятельность учителей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.

Когда учитель стремится сделать занятия эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый урок отличается своеобразие и неповторимость. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащегося.

Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на уроке музыке: — интегрированные уроки: музыка – чтение, музыка — изо, музыка – труд, музыка – ритмика: а также: урок – путешествие, урок – экскурсия, КВН, урок- игра, урок – сказка, урок – концерт.

Урок – КВН – также используется на уроках музыки. Такие уроки, как правило, проводятся, в основном, в конце учебного года, когда уже музыкальный багаж достаточно полный. Здесь всё как в настоящем КВНе. Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри – это родители, учащиеся старших классов. Только задания и все конкурсы на музыкальные темы. Такие уроки доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают большой интерес. А для родителей такие уроки просто открытие. Они иногда и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть открытыми и эмоциональными.

Урок-концерт. Разновидность обобщающего урока в конце. Цель его – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течении учебного года.

Урок-концерт необходимо проводить в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно параллельных классов. Строить урок-концерт можно следующим образом. Вначале учитель рассказывает родителям, учителям о задачах и содержании музыкальных занятий в учебном году. Слово учителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Хорошо, если учитель сможет привести примеры, свидетельствующие об активном, заинтересованном отношении школьников к урокам музыки в течение года. Затем учитель приглашает в зал учащихся, которые входят в зал под музыку.

На уроке-концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные школьниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная), предназначенная для игры в четыре руки с учителем, музыка, включающая музыкально-ритмические движения.

Завершается урок-концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для урока-концерта в целом. «Пусть школьники уйдут с заключительного урока как с праздника музыки!» — подчеркивается в программе.

Не менее интересными могут быть урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия и др. нетрадиционные формы.

Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации учебного процесса дает возможность каждому учителю реализовать свои педагогические возможности, проявить творчество, фантазию, раскрыться самому и открыть для себя своих учеников с совсем новой стороны.

Источник: http://refdb.ru/look/1607174.html

«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

«Только эмоциональное пробуждение разума

даёт положительные результаты в работе с детьми»

Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и некоторые методы работы с ними.

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный» [2-. 138-141].

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:

— способность к переживанию в форме музыкальных образов;

— способность к творческому восприятию музыки;

— музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

— ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

— чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

— метод моделирования художественного творческого процесса;

— метод интонационно стилевого постижения музыки.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

В.А. Сухомлинский говорил «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираться на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Просмотр содержимого документа

««РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»»

«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

«Только эмоциональное пробуждение разума

даёт положительные результаты в работе с детьми»

Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и некоторые методы работы с ними.

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный» [2-. 138-141].

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:

— эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

— способность к переживанию в форме музыкальных образов;

— способность к творческому восприятию музыки;

— музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

— ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

— чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

— метод наблюдения за музыкой;

— метод моделирования художественного творческого процесса;

— метод интонационно стилевого постижения музыки.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

В.А. Сухомлинский говорил «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираться на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей и психологов.

Целевая аудитория: Прочее

«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Автор: Маркова Елена Геннадьевна

Похожие файлы

Подтверждение авторства

Пожалуйста, введите ваш Email.

Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Источник: http://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/rabota-s-odarionnymi-diet-mi-na-urokakh-muzyki

Ссылка на основную публикацию