Физическая готовность ребенка школьному обучению

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Конспект родительского собрания: «Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Конспект родительского собрания: «Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

В нашем детском саду уже не первый год работает клуб для родителей, чьи дети посещают старшие и подготовительные группы «У школьного порога». На заседаниях клуба выступают все специалисты детского сада. Они знакомят родителей с рекомендациями по подготовке детей к обучению в школе. Так же на заседания приглашаются и специалисты и педагоги с разных школ. У родителей посещающих данный клуб, имеется огромная возможность не только узнать, как готовить своего ребенка в школу, но и получить ответы на интересующие их вопросы.

Мне хотелось бы познакомить Вас, с одним из моих выступлений на очередном заседании клуба.

Тема: «Готовность к школьному обучению».

Подготовил: педагог-психолог Руссу Н. З.

Цель: познакомить родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу с понятием готовность ребенка к обучению в школе.

Готовность к школе – это определенный уровень:

Социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;

Развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и др.);

Личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. При определении готовности следует обязательно учитывать и состояние здоровья ребенка

В настоящее время существует множество классификаций готовности ребенка к обучению в школе. Мы рассмотрим самую распространенную классификацию составленную Шашковой З. В.

Физическая готовность ребенка к обучению в школе.

Это готовность номер один! Физическое здоровье ребенка — важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы. Фактор физического здоровья приобретает особое значение в стране, где здоровье населения и рождение детей стало национальной проблемой. Школьные занятия — это многочасовое сидение, согнувшись за письменным столом в классе и дома.

Развитость отдельных физических навыков (катание на велосипеде, быстрый подъем и спускание по лестнице) отражает сформированность некоторых психических функций (скорость мыслительных процессов, пространственные представления, объем и распределение внимания).

Физические упражнения и подвижные игры поддерживают в ребенке увлеченность делом, его желание ладить с другими детьми, быть внимательным при усвоении правил игры, принятии социальных явлений.

Критерии физической готовности к школе:

• абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);

• пропорции тела (филиппинский тест);

• моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; спо

собность к броску);

• работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя

конкретное задание, как минимум, в течение 15-20 минут);

• чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно

приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в

Показатель зрелости детского организма — это «полуростовый скачок». Его переживают дети в 5-6-летнем возрасте.

Несложный филиппинский тест поможет родителям решить вопрос, прошел ли ребенок этап взросления, пора или нет отдавать его в школу. Нужно попросить ребенка достать правой рукой левое ухо. «Просто!» — скажете вы. Для взрослого — без сомнения, но если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг не созрел для того, чтобы усваивать учебную программу.

Тест отражает не столько степень развития скелета, сколько более важный показатель — степень зрелости всего организма! И конечно, уровень созревания нервной системы, способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Этот тест современные гигиенисты и физиологи рассматривают как один из критериев школьной зрелости — готовности ребенка к обучению в школе.

Филиппинский тест. Правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки вытянуты в направлении ушной раковины. У ребенка старше 5 лет кончики пальцев должны доставать до ушной раковины.

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.

Как показывает опыт, психолого-педагогическая работа по интенсификации умственного, речевого, эстетического развития детей еще не означает повышения их готовности к обучению в школе. Специального внимания заслуживает проблема школьной мотивации — изучения и принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Ребенок должен осознавать себя школьником, он должен знать и понимать, чем занимаются дети в школе, и для чего нужно получать знания, как они пригодятся им во взрослой жизни.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:

• понимает суть задания;

• формулирует вопросы, направленные на понимание задания;

• умеет перестроиться в связи с изменением содержания задания;

• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;

• планирует предстоящую работу;

• способен сказать о том, как производить умственные действия или

• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки,

• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;

• производит действия контроля и оценки.

Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций — последовательности, аналогии, анализа, синтеза; сравнения, обобщения.

По утверждению известного исследователя психологии детства В. В. Давыдова и его коллег, наряду с умением действовать по образцу и активно сотрудничать с педагогом, творческое воображение является базовым слагаемым школьной готовности ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве выступает как фундаментальное психологическое новообразование возраста. Творчество, утверждал Л. С. Выготский, есть удел не только гениев и великих талантов, «творчество существует. везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое». Сформированное в ранний детский период воображение «впитывает» затем опыт мышления. Как заметил еще Дж. Дьюи, «когда предметы становятся знаками., игра из простого проявления физической радости превращается в деятельность, которая включает в себя мыслительный фактор».

Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.

Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. Дети должны уметь дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы общий успех.

Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли, ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых.

Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения – словесного (вербального) и невербального, межличностного и делового.

Дети должны уметь слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе предполагает умение ребенка инициировать контакт с учителем и легко выходить из этого контакта, принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не только как проверяющего и оценивающего, координировать с ним свои действия.

Общеличностная готовность ребенка к обучению в школе.

Главное содержание общеличностной готовности составляют самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная устойчивая самооценка (как ребенок сам себя оценивает – адекватно или нет) обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений.

Вы наблюдаете у своего ребенка реальное положительное отношение к себе, ребенок не ведет себя как «лялька», адекватно относится к своим удачам и неудачам.

Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.

В период возрастного кризиса семи лет привычная воспитательная система отношений к ребенку со стороны взрослых не поспевает за его стремительными изменениями. Особенно заметными достижениями ребенка становятся возрастание его самостоятельности и изменение отношений со взрослыми и сверстниками. Внутренняя и внешняя стороны личности ребенка начинают дифференцироваться. Он, утрачивая детскую непосредственность, привносит в свои переживания и свое поведение интеллектуальное содержание. Появляется, по выражению Л. С. Выготского, «смысловое переживание» социальной ситуации развития, возникает новое отношение к себе, новые связи между поступками и переживаниями.

Социальная готовность ребенка к обучению в школе.

Социальная готовность ребенка связана с его способностью, легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами. Он спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми; знает правила общения; умеет управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив. Ребенок хорошо адаптируется в новой обстановке, не меняет своего поведения, не становится возбужденным. Также умеет различать отношение и настроение взрослых.

Все виды готовности к обучению в школе тесно связаны между собой. Прежде всего, это относится к сочетанию интеллектуальной подготовки дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально-волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолевать те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением неинтересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.

Интеллектуальная готовность к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.

Рекомендации для родителей по развитию активности ребенка-дошкольника (познавательной, моторной, коммуникативной)

1. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.

2. Необходима позитивная мотивация к той или иной деятельности.

Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенку будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.

3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.

4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия (выделен цветом, графически обозначен и т. д.).

5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).

6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.

7. Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос, ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в

Мне хотелось бы поблагодарить Всех педагогов, чьими материалами я воспользовалась, при подготовке данного родительского собрания .

Программа клуба для родителей «Первоклашка» В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности.

Собрание для подготовительной группы Ход собрания. 1. Уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-roditelskogo-sobranija-gotov-li-rebenok-k-shkole-psihologicheskaja-gotovnost-k-obucheniyu-v-shkole.html

Конспект родительского собрания: «Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Конспект родительского собрания: «Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

В нашем детском саду уже не первый год работает клуб для родителей, чьи дети посещают старшие и подготовительные группы «У школьного порога». На заседаниях клуба выступают все специалисты детского сада. Они знакомят родителей с рекомендациями по подготовке детей к обучению в школе. Так же на заседания приглашаются и специалисты и педагоги с разных школ. У родителей посещающих данный клуб, имеется огромная возможность не только узнать, как готовить своего ребенка в школу, но и получить ответы на интересующие их вопросы.

Мне хотелось бы познакомить Вас, с одним из моих выступлений на очередном заседании клуба.

Тема: «Готовность к школьному обучению».

Подготовил: педагог-психолог Руссу Н. З.

Цель: познакомить родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу с понятием готовность ребенка к обучению в школе.

Готовность к школе – это определенный уровень:

Социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;

Развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и др.);

Личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. При определении готовности следует обязательно учитывать и состояние здоровья ребенка

В настоящее время существует множество классификаций готовности ребенка к обучению в школе. Мы рассмотрим самую распространенную классификацию составленную Шашковой З. В.

Физическая готовность ребенка к обучению в школе.

Это готовность номер один! Физическое здоровье ребенка — важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы. Фактор физического здоровья приобретает особое значение в стране, где здоровье населения и рождение детей стало национальной проблемой. Школьные занятия — это многочасовое сидение, согнувшись за письменным столом в классе и дома.

Развитость отдельных физических навыков (катание на велосипеде, быстрый подъем и спускание по лестнице) отражает сформированность некоторых психических функций (скорость мыслительных процессов, пространственные представления, объем и распределение внимания).

Физические упражнения и подвижные игры поддерживают в ребенке увлеченность делом, его желание ладить с другими детьми, быть внимательным при усвоении правил игры, принятии социальных явлений.

Критерии физической готовности к школе:

• абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);

• пропорции тела (филиппинский тест);

• моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; спо

собность к броску);

• работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя

конкретное задание, как минимум, в течение 15-20 минут);

• чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно

приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в

Показатель зрелости детского организма — это «полуростовый скачок». Его переживают дети в 5-6-летнем возрасте.

Несложный филиппинский тест поможет родителям решить вопрос, прошел ли ребенок этап взросления, пора или нет отдавать его в школу. Нужно попросить ребенка достать правой рукой левое ухо. «Просто!» — скажете вы. Для взрослого — без сомнения, но если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг не созрел для того, чтобы усваивать учебную программу.

Тест отражает не столько степень развития скелета, сколько более важный показатель — степень зрелости всего организма! И конечно, уровень созревания нервной системы, способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Этот тест современные гигиенисты и физиологи рассматривают как один из критериев школьной зрелости — готовности ребенка к обучению в школе.

Филиппинский тест. Правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки вытянуты в направлении ушной раковины. У ребенка старше 5 лет кончики пальцев должны доставать до ушной раковины.

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.

Как показывает опыт, психолого-педагогическая работа по интенсификации умственного, речевого, эстетического развития детей еще не означает повышения их готовности к обучению в школе. Специального внимания заслуживает проблема школьной мотивации — изучения и принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Ребенок должен осознавать себя школьником, он должен знать и понимать, чем занимаются дети в школе, и для чего нужно получать знания, как они пригодятся им во взрослой жизни.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:

• понимает суть задания;

• формулирует вопросы, направленные на понимание задания;

• умеет перестроиться в связи с изменением содержания задания;

• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;

• планирует предстоящую работу;

• способен сказать о том, как производить умственные действия или

• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки,

• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;

• производит действия контроля и оценки.

Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций — последовательности, аналогии, анализа, синтеза; сравнения, обобщения.

По утверждению известного исследователя психологии детства В. В. Давыдова и его коллег, наряду с умением действовать по образцу и активно сотрудничать с педагогом, творческое воображение является базовым слагаемым школьной готовности ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве выступает как фундаментальное психологическое новообразование возраста. Творчество, утверждал Л. С. Выготский, есть удел не только гениев и великих талантов, «творчество существует. везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое». Сформированное в ранний детский период воображение «впитывает» затем опыт мышления. Как заметил еще Дж. Дьюи, «когда предметы становятся знаками., игра из простого проявления физической радости превращается в деятельность, которая включает в себя мыслительный фактор».

Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.

Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. Дети должны уметь дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы общий успех.

Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли, ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых.

Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения – словесного (вербального) и невербального, межличностного и делового.

Дети должны уметь слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе предполагает умение ребенка инициировать контакт с учителем и легко выходить из этого контакта, принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не только как проверяющего и оценивающего, координировать с ним свои действия.

Общеличностная готовность ребенка к обучению в школе.

Главное содержание общеличностной готовности составляют самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная устойчивая самооценка (как ребенок сам себя оценивает – адекватно или нет) обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений.

Вы наблюдаете у своего ребенка реальное положительное отношение к себе, ребенок не ведет себя как «лялька», адекватно относится к своим удачам и неудачам.

Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.

В период возрастного кризиса семи лет привычная воспитательная система отношений к ребенку со стороны взрослых не поспевает за его стремительными изменениями. Особенно заметными достижениями ребенка становятся возрастание его самостоятельности и изменение отношений со взрослыми и сверстниками. Внутренняя и внешняя стороны личности ребенка начинают дифференцироваться. Он, утрачивая детскую непосредственность, привносит в свои переживания и свое поведение интеллектуальное содержание. Появляется, по выражению Л. С. Выготского, «смысловое переживание» социальной ситуации развития, возникает новое отношение к себе, новые связи между поступками и переживаниями.

Социальная готовность ребенка к обучению в школе.

Социальная готовность ребенка связана с его способностью, легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами. Он спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми; знает правила общения; умеет управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив. Ребенок хорошо адаптируется в новой обстановке, не меняет своего поведения, не становится возбужденным. Также умеет различать отношение и настроение взрослых.

Все виды готовности к обучению в школе тесно связаны между собой. Прежде всего, это относится к сочетанию интеллектуальной подготовки дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально-волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолевать те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением неинтересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.

Интеллектуальная готовность к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.

Рекомендации для родителей по развитию активности ребенка-дошкольника (познавательной, моторной, коммуникативной)

1. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.

2. Необходима позитивная мотивация к той или иной деятельности.

Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенку будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.

3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.

4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия (выделен цветом, графически обозначен и т. д.).

5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).

6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.

7. Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос, ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в

Мне хотелось бы поблагодарить Всех педагогов, чьими материалами я воспользовалась, при подготовке данного родительского собрания .

Программа клуба для родителей «Первоклашка» В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности.

Собрание для подготовительной группы Ход собрания. 1. Уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-roditelskogo-sobranija-gotov-li-rebenok-k-shkole-psihologicheskaja-gotovnost-k-obucheniyu-v-shkole.html

Физиологическая готовность детей к обучению в школе

Как уже было сказано, в понятии «готовность к обучению в школе» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем по данным петербургских ученых у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.).

С точки зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические на¬рушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем детям сММДи невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля. По результатам психодиагностического обследования эти дети могут иметь нормальный (средний) уровень готовности, но в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной нагрузки у них появляются специфические трудности, «сбои» в учебной работе; успешность усвоения знаний ниже, чем у одноклассников, не имеющих отклонений в функционировании нервной системы.

Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей); неблагоприятные условия в семье.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

Готов ли организм шести-семилетнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

Результаты исследования морфофункционального и психофизиологического развития детей 6-10 лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически «зрелых» и уменьшается число «незрелых» детей, особенно среди девочек.

Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. По показателям физического развития современные 6-7-летние дети существенно отличаются от своих сверстников в 60 — 70-е годы, значительно опережая их по росту и общему развитию.

Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом «вытягивания в длину». Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6-7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов (табл. 1), достижение определенных пропорций — отношение окружности головы к длине тела (табл. 2).

Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.

В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая группа — дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.

Вторая группа — дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35%. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.

Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отсрочка поступления в школу.

У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

Наряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценке готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физиологических систем организма ребенка. В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.

В шесть-семь лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышаются надежность и резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы.

В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме,’ размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно-развивающих занятий и подготовке дошкольников к школе важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму) и несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму). О формировании графического навыка письма мы будем говорить позже в разделе «Психологическая готовность детей к обучению в школе», здесь же рассмотрим возможности развития мелкой моторики руки у дошкольников и младших школьников.

Для определения состояния мелкой моторики рук можно использовать достаточно простые методы.

Возможность добавления публикаций и учебных статей имеют только авторизованные зарегистрированные пользователи.

© 2017 «PSYERA» При копировании материалов наличие обратной ссылки обязательно.

Источник: http://psyera.ru/fiziologicheskaya-gotovnost-detey-k-obucheniyu-v-shkole_9964.htm

Ссылка на основную публикацию