Характеристика готовности ребенка к школьному обучению

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Углублённое обследование детей проводится перед поступлением детей в школу (с февраля по май). Для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе ориентиром чаще всего служит карта-характеристика. В карте заложены уровни готовности к обучению по следующим параметрам:

— Психологическая и социальная готовность;

— Развитие школьно-значимых психофизиологических функций;

— Развитие познавательной деятельности;

Карта-характеристика построена в виде теста. Результаты обследования фиксируют (обводят кружочком) в карте-характеристике. Которую заполняют педагоги, воспитатели и психологи во время тестировании ребёнка.

На основании результатов обследования окончательное заключение о готовности ребёнка к школе даёт психолого-педагогическая комиссия, которая стоит в основном из психолога, педагога и врача – педиатра.

1. Психологическая и социальная готовность к школе:

1) Ребёнок хочет идти в школу

2) Особого желания пока нет

3) Идти в школу не хочет

1) Осознаёт важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.

2) Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь новые школьные принадлежности и т.д.)

3) Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребёнок не видит.

В. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

1) Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя.

2) Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны.

3) Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

Г. Организованность поведения.

1) Поведение организованное.

2) Поведение недостаточно организованное.

3) Поведение неорганизованное.

Результат после проведения тестирования ребёнка:

Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:

Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.

Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат;

1) Нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении нет. Речь правильна, отчетлива.

2) В фонематическом строе речи и звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).

3) Ребёнок косноязычен — не умеющий грамотно и красиво формулировать мысли или говорить. Имеет дефект произношения. На лицо у ребёнка расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить некоторые звуки; невнятное, неясное произношение (необходимо наблюдение у логопеда).

1) Рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами.

2) Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением.

3) Рука развита плохо, карандашом, ножницами ребёнок работает плохо.

В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­

1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.

2) Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.

3) Ориентация в пространстве, координация движения развиты плохо, неуклюж, мало подвижен.

1) Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимая на расстоянии (с доски, с книги).

2) Графический образ, зрительно воспринимаемый с расстояния, переноситься в тетрадь с незначительными искажениями

3) При переносе графического образа, зрительно воспринимаемый с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в

картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

1) Соответствует средним показателям возрастной группы.

2) Ниже средних показателей возрастной группы.

3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Результат после проведения тестирования ребёнка:

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций:

Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.

Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

3. Развитие познавательной деятельности:

1) Представления о мире достаточно развёрнуты и конкретны, ребёнок может рассказать о стране, городе, в котором он живёт, о животных, о растениях, временах года.

2) Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим .

3) Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

1) Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.

2) Ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она не достаточно выразительна.

3) Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласные, порядок слов, не закончены предложения).

В. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

1) Ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2) Ребёнок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересов достаточно узок.

3) Уровень активности, самостоятельности достаточно низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1) Ребёнок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознаёт тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2) Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняется со стимулирующей помощью взрослого.

3) Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребёнок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4) При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь. Помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности:

1) Ребёнок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

2) Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологическом поддержке.

3) Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

1) Результаты усилий ребёнка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставлять все полученные результаты с поставленной целью.

2) Результаты усилий ребёнка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребёнок не может видеть это неполное соответствие.

3) Результаты усилий ребёнка совсем не соответствуют поставленной цели, ребёнок не видит этого соответствия.

1) Соответствует средним показателям возрастной группы.

2) Ниже средних показателей возрастной группы.

3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Результат после проведения тестирования ребёнка:

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:

Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.

Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

Очень низкий – интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем, при оценке большинства показателей 3-м .

1) Особенности развития ребёнка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковы имелись, повлиявшие на развитие ребёнка: тяжёлые роды, травмы, длительные заболевания).

2) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребёнок начал ходить, говорить).

3) Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность – сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

Группа здоровья __________________

Рекомендации по индивидуальной работе с ребёнком ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В дополнение к карте-характеристике проводят обследование будущих первоклассников, в основу которого положен принцип достаточного минимума.

Похожие записи

Как это построено: купола

Методика Монтессори

Как из семечка вырастит подсолнух

2 комментария

Вот спасибо! Давно искала карту, очень нужная информация.

Я считаю, что перед тем, как ребёнок пойдёт в школу, он должен уже иметь первоначальные и базовые знания, например, как вести себя в обществе и т.д., родителям нужно приложить усилия, чтоб научить ребёнка, тем более, что для этого существуют ряд мероприятий, которые будут очень полезны для детей, можно ознакомиться например детально на детской портале «********».

Добавить комментарий Отменить ответ

Последние записи

Полное или частичное копирование информации без указания прямой индексируемой рабочей ссылки на сайт запрещено!

Источник: http://stranakids.ru/karta-harakteristika-gotovnosti-k-shkole/

Характеристика готовности ребенка к школе.

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения.

Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни.

Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?

1. Общее развитие:

— ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;

— умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;

— имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;

— активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;

— может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.

2. Развитие памяти и внимания:

— ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;

— переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;

— может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;

— после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк.

У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.

— ребенок правильно произносит все звуки родного языка;

— четко дифференцирует все звуки;

— может выделять звук в начале, середине, конце слова;

— может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;

— использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;

— умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;

— способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.

4. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:

— ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;

— может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;

— копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;

— дорисовывает элементы согласно схеме (образцу) ;

— находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;

— не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.

5. Социально-личностное развитие:

— ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;

— может заниматься и учиться, а не только играть;

— может планировать свою деятельность, не действует хаотично;

— доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;

— может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;

— проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;

— хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;

— способен управлять своим поведением.

Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.

6.Развитие движений и пространственная ориентация:

— ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;

— освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр. ;

— при сохранении равновесия движения координированы и ловки;

— хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

— ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год) ;

— не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;

— спокоен, нераздражителен, усидчив;

— в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т. п.)

— в речи нет выраженных задержек в развитии.

Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития

тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено — это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр. ; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 1761
  • 22.07.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

2324138 материалов.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/harakteristika-gotovnosti-rebenka-k-shkole-1145881.html

Характеристика готовности ребенка к школе.

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения.

Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни.

Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?

1. Общее развитие:

— ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;

— умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;

— имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;

— активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;

— может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.

2. Развитие памяти и внимания:

— ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;

— переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;

— может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;

— после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк.

У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.

— ребенок правильно произносит все звуки родного языка;

— четко дифференцирует все звуки;

— может выделять звук в начале, середине, конце слова;

— может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;

— использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;

— умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;

— способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.

4. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:

— ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;

— может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;

— копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;

— дорисовывает элементы согласно схеме (образцу) ;

— находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;

— не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.

5. Социально-личностное развитие:

— ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;

— может заниматься и учиться, а не только играть;

— может планировать свою деятельность, не действует хаотично;

— доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;

— может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;

— проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;

— хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;

— способен управлять своим поведением.

Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.

6.Развитие движений и пространственная ориентация:

— ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;

— освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр. ;

— при сохранении равновесия движения координированы и ловки;

— хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

— ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год) ;

— не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;

— спокоен, нераздражителен, усидчив;

— в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т. п.)

— в речи нет выраженных задержек в развитии.

Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития

тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено — это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр. ; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 1762
  • 22.07.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

2324138 материалов.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/harakteristika-gotovnosti-rebenka-k-shkole-1145881.html

Ссылка на основную публикацию