Характеристики индивидуальных особенностей детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. [5, с.168].

Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что обучение и воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе обучения и воспитания [5, с.214].

Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность [2, с.314].

Процесс обучения формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе и людях.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра — лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе [4, с.215].

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [8, с.236].

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли [1, с.324].

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX) классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма.

Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — это специфическая избирательность.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением [1, 353]. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего.

У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень обобщения и абстрагирования.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.

Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения учащихся, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов [9, с.237]:

— Силу возбуждения и неуравновешенность;

— Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности :

Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети — флегматики — спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей обучения отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на тот материал, который он получает в процессе личного изучения учащихся.

В результате рассмотрения изучаемого аспекта с психологической точки зрения стало возможным подтвердить наше предположение о том, что учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения не только необходим, но и обязателен. И именно поэтому в последние годы все чаще в педагогике встает вопрос об индивидуализации обучения в современной школе. Данный аспект будет рассмотрен в следующем пункте данной контрольной работы.

Источник: http://studbooks.net/1948768/pedagogika/vozrastnye_individualnye_osobennosti_rebenka

Индивидуальные особенности детей

Индивидуальные особенности детей

Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей. В составлении характеристики, отра­жающей индивидуальные особенности деятельности и поведения дошкольника, родитель сможет на основе наблюдений за особенностями ребенка.

При этом важно знать об особенностях поведения детей в раннем возрасте, так как в пер­вые три года жизни индивидуальные особенности ребенка про­являются наиболее ярко. Если в дошкольном возрасте отмечены негативные черты характера или индивидуальные осо­бенности ребенка резко изменились, то, зная его развитие в ран­нем возрасте, легче понять причину этих изменений. Причиной могут быть и длительные болезни ребенка, и особенности воспи­тания в семье.

Примерные вопросы

1. Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?

2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования)? Каковы эти особенности в данное время?

3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или медленно)? Спокойно ли он вел себя в кроватке, как происходил переход от сна к бодрствованию? Изменились ли эти особенности сейчас?

4. Как реагировал ваш ребенок в раннем возрасте и как реаги­рует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведет себя в гостях, при посещении театра?

5. Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения и охотно ли подчиняется им? Легко ли направить его поведение в нужном вам направлении?

6. Каким вы считаете своего ребенка (спокойным, малоэмоцио­нальным или очень эмоциональным)? Как он выражает свое от­ношение к близким?

7. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? Ча­сто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх.)

8.Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка в раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить его на режим? У ребенка появлялись привычные формы поведения, которые не совсем вас устраивали. Удавалось ли вам их изменить? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это давалось вам?

9. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое-либо по­ручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение какого времени ребенок может заниматься одним делом, не­смотря на отвлекающие факторы?

10. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бы

вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

Анализируя ответы, родители могут сделать вывод об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.

Уравновешенные, подвижные дети

Живые и эмоциональные дети почти всегда в хорошем настрое­нии. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, кото­рые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь живая, быстрая, интонационно выра­зительная. Движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются весе­лыми и бодрыми.

Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пуга­ют: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации к детскому саду у них очень не­значительный (3—5 дней). Навыки у детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.

У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если ра­бота однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания меняются очень быстро.

При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов может привести к отсутствию настойчивости и усидчивости.

В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидера­ми, но сверстники, характеризуя их, называют такую черту, как хитрость, а наблюдения показывают, что таким детям бывает свойственна завышенная самооценка. Она часто формируется в семье.

Возбудимые, неуравновешенные дети

Они очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ло­жатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает бес­покойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая, выразительная, движе­ния резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны В присутствии незнакомых людей такие дети могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду они при­выкают быстро (5—10 дней). Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками.

Они энергичны, способны выполнить большой объем работы. Увлеченность помогает им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, они внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанав­ливаются быстро, и они включаются в другую деятельность.

Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам ха­рактера, как упрямство, вспыльчивость.

Эти дети внешне мало эмоциональны. Они спокойны, уравно­вешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут ис­пытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительно­сти такие дети имеют близких друзей, расставание с которыми долгое время переживают. Перед сном они ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихо лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными. Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание де­тей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо. Навыки формируются долго, но они устой­чивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в дея­тельности. Какое-либо дело он может выполнять не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требую­щую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, по­стоянно проверяя правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными спо­собами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявля­ют высокую активность, способны преодолевать препятствия.

На этих детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодуши­ем, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитатель­ных воздействиях у медлительных детей могут развиться пассив­ность, узость интересов, слабость чувств.

Чувствительные, ранимые дети

Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. На­строение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (из­менившийся тон голоса) они очень реагируют. Сильное воздейст­вие взрослого вызывает у них или состояние запредельного тор­можения, или истерику.

Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться по-разному, в зависимости от внеш­них обстоятельств. В привычной обстановке они долго, нетороп­ливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми, бодрыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо, неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке дети про­являют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к ме­лочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.

Навыки, привычные формы поведения у этих детей возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних об­стоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает пра­вильно и тщательно.

В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх и поэтому проявляют работоспособность ниже своих воз­можностей. К детскому саду привыкают долго.

У детей этого типа есть важная положительная особенность — высокая чувствительность, которая необходима при воспитании таких ценных качеств характера, как доброта и отзывчивость.

При неправильных воспитательных воздействиях высокая впе­чатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, склонность к внутренним переживаниям событий, которые этого не заслуживают.

Источник: http://ucthat-v-skole.ru/uchitel/27-individualnye-osobennosti-detej

Индивидуальные особенности детей

Индивидуальные особенности детей

Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей. В составлении характеристики, отра­жающей индивидуальные особенности деятельности и поведения дошкольника, родитель сможет на основе наблюдений за особенностями ребенка.

При этом важно знать об особенностях поведения детей в раннем возрасте, так как в пер­вые три года жизни индивидуальные особенности ребенка про­являются наиболее ярко. Если в дошкольном возрасте отмечены негативные черты характера или индивидуальные осо­бенности ребенка резко изменились, то, зная его развитие в ран­нем возрасте, легче понять причину этих изменений. Причиной могут быть и длительные болезни ребенка, и особенности воспи­тания в семье.

Примерные вопросы

1. Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?

2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования)? Каковы эти особенности в данное время?

3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или медленно)? Спокойно ли он вел себя в кроватке, как происходил переход от сна к бодрствованию? Изменились ли эти особенности сейчас?

4. Как реагировал ваш ребенок в раннем возрасте и как реаги­рует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведет себя в гостях, при посещении театра?

5. Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения и охотно ли подчиняется им? Легко ли направить его поведение в нужном вам направлении?

6. Каким вы считаете своего ребенка (спокойным, малоэмоцио­нальным или очень эмоциональным)? Как он выражает свое от­ношение к близким?

7. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? Ча­сто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх.)

8.Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка в раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить его на режим? У ребенка появлялись привычные формы поведения, которые не совсем вас устраивали. Удавалось ли вам их изменить? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это давалось вам?

9. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое-либо по­ручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение какого времени ребенок может заниматься одним делом, не­смотря на отвлекающие факторы?

10. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бы

вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

Анализируя ответы, родители могут сделать вывод об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.

Уравновешенные, подвижные дети

Живые и эмоциональные дети почти всегда в хорошем настрое­нии. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, кото­рые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь живая, быстрая, интонационно выра­зительная. Движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются весе­лыми и бодрыми.

Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пуга­ют: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации к детскому саду у них очень не­значительный (3—5 дней). Навыки у детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.

У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если ра­бота однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания меняются очень быстро.

При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов может привести к отсутствию настойчивости и усидчивости.

В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидера­ми, но сверстники, характеризуя их, называют такую черту, как хитрость, а наблюдения показывают, что таким детям бывает свойственна завышенная самооценка. Она часто формируется в семье.

Возбудимые, неуравновешенные дети

Они очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ло­жатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает бес­покойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая, выразительная, движе­ния резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны В присутствии незнакомых людей такие дети могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду они при­выкают быстро (5—10 дней). Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками.

Они энергичны, способны выполнить большой объем работы. Увлеченность помогает им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, они внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанав­ливаются быстро, и они включаются в другую деятельность.

Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам ха­рактера, как упрямство, вспыльчивость.

Эти дети внешне мало эмоциональны. Они спокойны, уравно­вешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут ис­пытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительно­сти такие дети имеют близких друзей, расставание с которыми долгое время переживают. Перед сном они ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихо лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными. Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание де­тей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо. Навыки формируются долго, но они устой­чивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в дея­тельности. Какое-либо дело он может выполнять не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требую­щую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, по­стоянно проверяя правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными спо­собами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявля­ют высокую активность, способны преодолевать препятствия.

На этих детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодуши­ем, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитатель­ных воздействиях у медлительных детей могут развиться пассив­ность, узость интересов, слабость чувств.

Чувствительные, ранимые дети

Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. На­строение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (из­менившийся тон голоса) они очень реагируют. Сильное воздейст­вие взрослого вызывает у них или состояние запредельного тор­можения, или истерику.

Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться по-разному, в зависимости от внеш­них обстоятельств. В привычной обстановке они долго, нетороп­ливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми, бодрыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо, неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке дети про­являют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к ме­лочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.

Навыки, привычные формы поведения у этих детей возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних об­стоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает пра­вильно и тщательно.

В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх и поэтому проявляют работоспособность ниже своих воз­можностей. К детскому саду привыкают долго.

У детей этого типа есть важная положительная особенность — высокая чувствительность, которая необходима при воспитании таких ценных качеств характера, как доброта и отзывчивость.

При неправильных воспитательных воздействиях высокая впе­чатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, склонность к внутренним переживаниям событий, которые этого не заслуживают.

Источник: http://ucthat-v-skole.ru/uchitel/27-individualnye-osobennosti-detej

Ссылка на основную публикацию