Технологии обучения одаренных детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Роль инновационных технологий в обучении одаренных детей

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. И задача перед школой – подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Конечно, школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть математика.

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если к тому же он свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Что же понимается под термином “одаренность”? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями различных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, элективные курсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остается – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задачи. В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение;
  • работа в малых группах;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • использование проблемных ситуаций;
  • частично-поисковый метод;
  • задания творческого и нестандартного характера;
  • применение различных способов решения задач.

На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Учителя ищут эффективные пути и средства развития возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования. Работу по подготовке к олимпиадам я провожу в течение всего учебного года. Ученики показывают хорошие результаты на олимпиадах различного уровня, ежегодно участвуют в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде “Авангард”, при этом многие из них являются призерами или победителями олимпиады http://tal-school.ucoz.ru/publ/0-3.

Первым помощником для развития способностей одаренных детей является интерес учащихся к предмету. Большое внимание придаю вовлечению детей во внеурочную работу по математике. Начиная с 5 класса, провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может показать свои способности. Много накоплено материала по проведению внеурочных интеллектуальных мероприятий. Например, внеклассное мероприятие “Турнир смекалистых” http://festival.1september.ru/articles/570227/, организованное во время декады математики. Младшие школьники оформляют занимательную страницу математики: составляют кроссворды, головоломки, ребусы, придумывают рисунки из геометрических фигур, рисуют по координатам, составляют нестандартные и занимательные задачи, готовят сообщения об известных математиках. Этот материал затем применяем для проведения внеклассных мероприятий, а также на уроках. Участвуя в мероприятиях школьной декады, у детей появляется возможность реализовать свой творческий потенциал в полной мере.

Приоритетной целью своей педагогической деятельности считаю формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы по математике с применением инновационных технологий. Творчество – высшая форма деятельности ученика и учителя. Поэтому одной из основных форм организации уроков и внеклассной работы должно быть создание учениками творческих работ. Ведь именно факты, открытые учащимися самостоятельно, усваиваются ими лучше, чем преподнесенные в готовом виде. Каждый ребенок рождается исследователем. Его потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Задача учителя – заинтересовать его. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в “готовом виде”. Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследование особенно ценно тем, что оно создает надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

Как же строится моя работа в этом направлении?

Использовать данный метод проектов меня побудили следующие причины:

С одной стороны – учащиеся старших классов недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.

С другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования ценятся особенно высоко.

Разрешение этого противоречия можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта. Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Для достижения поставленной цели мои ученики используют научно-популярную литературу, периодику, ресурсы Интернет, проводят самостоятельные исследования. Свои результаты оформляют в виде страниц математической настенной газеты, в виде презентаций, в виде макетов, рефератов. Информационно-техническое оснащение школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одаренных детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.

Мы с ребятами выполняем самые разнообразные проекты. Ведется большая исследовательская работа по тестам единого государственного экзамена. Так, старшеклассники, начиная с 2003 года, оформляют проекты “Задачи на проценты” и “Задачи по геометрии”, которые вызывают большие затруднения на экзамене, причем каждый следующий выпуск продолжает уже начатую работу. Затем их используют при подготовке к экзамену. Ведется большая работа НОУ. Со своими исследовательскими работами учащиеся выходят на областной уровень. Так на региональной конференции “Киселевские чтения VIII” проект учащихся “Проценты в нашей жизни” удостоен диплома 1 степени, а проект “Выгодно ли жить в долг?” – диплома 3 степени. Познакомиться с этими проектами можно по ссылке http://tal-school.ucoz.ru/load/0-27. Этот областной конкурс по математике приравнен к научно-практической конференции студентов и школьников, позволяет выявить одаренных детей, дает им возможность участникам показать свою эрудицию, умение вести исследовательскую работу. В рамках Всероссийского фестиваля исследовательских работ учащихся приняли участие в конкурсе “Учебный проект”, по результатам которого ребята с проектом “Наш класс – наш дом, и пусть красиво будет в нем!” стали лауреатами http://portfolio.1september.ru/work.php?id=590351/.

Диалог с учащимися по работе с проектами приведен ниже.

1. Нравится ли вам заниматься исследовательской деятельностью?

    Да, потому что исследовательская деятельность:
  • Помогает получать навыки самостоятельного приобретения знаний.
  • Развивает аналитическое мышление, творчество, фантазию.
  • Развивает умения планировать свою деятельность.
  • Совершенствует поисково-информационную деятельность.
  • Развивает эстетическую составляющую: культуру оформления работы.
  • Развивает коммуникативные навыки.

2. Какие трудности возникали у вас при написании проекта?

  • На I этапе: выбор темы, длительное обдумывание задачи без осознанных целей, бессистемность, неумение выделить главное.
  • На II этапе: выдвижение, проверка, уточнение и доказательство гипотезы.
  • На III этапе: сбор материала.
  • На IV этапе: групповая работа.

3. Что, по-вашему, является основой успеха реализации исследовательской деятельности?

  • В первую очередь, основой успеха является интерес к проблеме исследования у самого учителя.
  • Во-вторых, увлеченность работой самих учеников.

4. Что вы пожелаете своим сверстникам?

  • Занимайтесь исследовательской деятельностью, это так интересно, увлекательно, познавательно и полезно.
  • Развивайте свои знания и способности.

Можно выделить положительные моменты по использованию метода проектов.

1) Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.

2) Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

3) Данный опыт может быть использован в любом классе. Цели, задачи, тема проекта должны формулироваться с учетом возрастных особенностей детей.

За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции. Успешность в работе с одаренными детьми, во многом зависит и от эффективности педагогической деятельности, чем лучше подготовка учителя, тем более результативна его работа в данном направлении.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни. Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. Современному обществу требуется личность творчески мыслящая, способная к принятию нестандартных решений, самостоятельному пополнению знаний.

В соответствии с этим мы должны разработать и начать реализовывать систему планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

  1. Работа с одаренными детьми должна начинаться с работы над собой, с повышения своего профессионального уровня. Вести работу по созданию банка олимпиадных задач, систематизированных по темам, с соответствующими методическими рекомендациями. Необходимо чтобы в школе были элективные курсы в старших классах, кружок по математике в среднем звене, следует качественно разрабатывать содержание, совершенствовать методику их проведения.
  2. Второе важнейшее направление-это работа с родителями. В полной ли мере они информированы о сути проблемы, которую мы сейчас обсуждаем? Все наши силы направлены на работу с родителями слабых учеников. И это, конечно же, тоже важная часть нашей работы. Но родители именно способных учеников могут стать нашими первыми помощниками и единомышленниками, если дать им четкие рекомендации: как сделать так, чтобы начальный интерес к математике не угас, чтобы настроить детей на упорный труд, в какие моменты необходим контроль и т.д.
  3. Третье важнейшее направление – это работа с детьми. Для этого использовать наглядную агитацию: стенды с фотографиями наших лучших математиков, с материалами о наших бывших выпускниках, достигших успехов в дальнейшей учебе и работе благодаря глубоким знаниям по математике, полученным в нашей школе и т.д. Система подготовки к изучению математики должна начинаться с начального звена, причем на этом этапе она должна носить массовый характер, так как основной целью здесь является привитие начального интереса к математике.
  1. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. М., 1981.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
  3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
  4. Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. Одаренные дети. – М., 1991.
  5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989 г., № 6.
  6. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. М., ООО “АиФ Принт”, 2003 г.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/614248/

Роль инновационных технологий в обучении одаренных детей

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. И задача перед школой – подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Конечно, школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть математика.

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если к тому же он свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Что же понимается под термином “одаренность”? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями различных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, элективные курсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остается – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задачи. В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение;
  • работа в малых группах;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • использование проблемных ситуаций;
  • частично-поисковый метод;
  • задания творческого и нестандартного характера;
  • применение различных способов решения задач.

На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Учителя ищут эффективные пути и средства развития возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования. Работу по подготовке к олимпиадам я провожу в течение всего учебного года. Ученики показывают хорошие результаты на олимпиадах различного уровня, ежегодно участвуют в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде “Авангард”, при этом многие из них являются призерами или победителями олимпиады http://tal-school.ucoz.ru/publ/0-3.

Первым помощником для развития способностей одаренных детей является интерес учащихся к предмету. Большое внимание придаю вовлечению детей во внеурочную работу по математике. Начиная с 5 класса, провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может показать свои способности. Много накоплено материала по проведению внеурочных интеллектуальных мероприятий. Например, внеклассное мероприятие “Турнир смекалистых” http://festival.1september.ru/articles/570227/, организованное во время декады математики. Младшие школьники оформляют занимательную страницу математики: составляют кроссворды, головоломки, ребусы, придумывают рисунки из геометрических фигур, рисуют по координатам, составляют нестандартные и занимательные задачи, готовят сообщения об известных математиках. Этот материал затем применяем для проведения внеклассных мероприятий, а также на уроках. Участвуя в мероприятиях школьной декады, у детей появляется возможность реализовать свой творческий потенциал в полной мере.

Приоритетной целью своей педагогической деятельности считаю формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы по математике с применением инновационных технологий. Творчество – высшая форма деятельности ученика и учителя. Поэтому одной из основных форм организации уроков и внеклассной работы должно быть создание учениками творческих работ. Ведь именно факты, открытые учащимися самостоятельно, усваиваются ими лучше, чем преподнесенные в готовом виде. Каждый ребенок рождается исследователем. Его потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Задача учителя – заинтересовать его. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в “готовом виде”. Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследование особенно ценно тем, что оно создает надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

Как же строится моя работа в этом направлении?

Использовать данный метод проектов меня побудили следующие причины:

С одной стороны – учащиеся старших классов недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.

С другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования ценятся особенно высоко.

Разрешение этого противоречия можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта. Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Для достижения поставленной цели мои ученики используют научно-популярную литературу, периодику, ресурсы Интернет, проводят самостоятельные исследования. Свои результаты оформляют в виде страниц математической настенной газеты, в виде презентаций, в виде макетов, рефератов. Информационно-техническое оснащение школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одаренных детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.

Мы с ребятами выполняем самые разнообразные проекты. Ведется большая исследовательская работа по тестам единого государственного экзамена. Так, старшеклассники, начиная с 2003 года, оформляют проекты “Задачи на проценты” и “Задачи по геометрии”, которые вызывают большие затруднения на экзамене, причем каждый следующий выпуск продолжает уже начатую работу. Затем их используют при подготовке к экзамену. Ведется большая работа НОУ. Со своими исследовательскими работами учащиеся выходят на областной уровень. Так на региональной конференции “Киселевские чтения VIII” проект учащихся “Проценты в нашей жизни” удостоен диплома 1 степени, а проект “Выгодно ли жить в долг?” – диплома 3 степени. Познакомиться с этими проектами можно по ссылке http://tal-school.ucoz.ru/load/0-27. Этот областной конкурс по математике приравнен к научно-практической конференции студентов и школьников, позволяет выявить одаренных детей, дает им возможность участникам показать свою эрудицию, умение вести исследовательскую работу. В рамках Всероссийского фестиваля исследовательских работ учащихся приняли участие в конкурсе “Учебный проект”, по результатам которого ребята с проектом “Наш класс – наш дом, и пусть красиво будет в нем!” стали лауреатами http://portfolio.1september.ru/work.php?id=590351/.

Диалог с учащимися по работе с проектами приведен ниже.

1. Нравится ли вам заниматься исследовательской деятельностью?

    Да, потому что исследовательская деятельность:
  • Помогает получать навыки самостоятельного приобретения знаний.
  • Развивает аналитическое мышление, творчество, фантазию.
  • Развивает умения планировать свою деятельность.
  • Совершенствует поисково-информационную деятельность.
  • Развивает эстетическую составляющую: культуру оформления работы.
  • Развивает коммуникативные навыки.

2. Какие трудности возникали у вас при написании проекта?

  • На I этапе: выбор темы, длительное обдумывание задачи без осознанных целей, бессистемность, неумение выделить главное.
  • На II этапе: выдвижение, проверка, уточнение и доказательство гипотезы.
  • На III этапе: сбор материала.
  • На IV этапе: групповая работа.

3. Что, по-вашему, является основой успеха реализации исследовательской деятельности?

  • В первую очередь, основой успеха является интерес к проблеме исследования у самого учителя.
  • Во-вторых, увлеченность работой самих учеников.

4. Что вы пожелаете своим сверстникам?

  • Занимайтесь исследовательской деятельностью, это так интересно, увлекательно, познавательно и полезно.
  • Развивайте свои знания и способности.

Можно выделить положительные моменты по использованию метода проектов.

1) Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.

2) Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

3) Данный опыт может быть использован в любом классе. Цели, задачи, тема проекта должны формулироваться с учетом возрастных особенностей детей.

За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции. Успешность в работе с одаренными детьми, во многом зависит и от эффективности педагогической деятельности, чем лучше подготовка учителя, тем более результативна его работа в данном направлении.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни. Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. Современному обществу требуется личность творчески мыслящая, способная к принятию нестандартных решений, самостоятельному пополнению знаний.

В соответствии с этим мы должны разработать и начать реализовывать систему планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

  1. Работа с одаренными детьми должна начинаться с работы над собой, с повышения своего профессионального уровня. Вести работу по созданию банка олимпиадных задач, систематизированных по темам, с соответствующими методическими рекомендациями. Необходимо чтобы в школе были элективные курсы в старших классах, кружок по математике в среднем звене, следует качественно разрабатывать содержание, совершенствовать методику их проведения.
  2. Второе важнейшее направление-это работа с родителями. В полной ли мере они информированы о сути проблемы, которую мы сейчас обсуждаем? Все наши силы направлены на работу с родителями слабых учеников. И это, конечно же, тоже важная часть нашей работы. Но родители именно способных учеников могут стать нашими первыми помощниками и единомышленниками, если дать им четкие рекомендации: как сделать так, чтобы начальный интерес к математике не угас, чтобы настроить детей на упорный труд, в какие моменты необходим контроль и т.д.
  3. Третье важнейшее направление – это работа с детьми. Для этого использовать наглядную агитацию: стенды с фотографиями наших лучших математиков, с материалами о наших бывших выпускниках, достигших успехов в дальнейшей учебе и работе благодаря глубоким знаниям по математике, полученным в нашей школе и т.д. Система подготовки к изучению математики должна начинаться с начального звена, причем на этом этапе она должна носить массовый характер, так как основной целью здесь является привитие начального интереса к математике.
  1. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. М., 1981.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
  3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
  4. Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. Одаренные дети. – М., 1991.
  5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989 г., № 6.
  6. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. М., ООО “АиФ Принт”, 2003 г.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/614248/

Современные технологии в работе с одаренными детьми

Индивидуальность одаренных детей, сохранение и развитие их индивидуальности. Проблемы в организации работы с одаренными детьми. Принципы педагогической деятельности, современные технологии, методы и формы работы с одаренными учащимися на уроках в школе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Современные технологии в работе с одарёнными детьми

индивидуальность одаренный учащийся педагогический

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

— отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

— функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

— ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы — урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

* принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

* принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

* принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

* принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

* принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Для полного раскрытия таланта ребенка, необходимы кардинально новые технологии в образовании.

В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. Информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами.

1. Проведение медиа-уроков. Основой образовательной деятельности в школе является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей-предметников.

Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся. Преподавание географии, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.

Возможности использования компьютера в преподавании широки:

· использование компьютера при подготовке и проведении уроков;

· использование электронных учебников;

· использование ресурсов сети Интернет.

Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ при использовании ИКТ на уроках:

· Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя.

· Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.

· Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

Детей нужно знакомить с раннего возраста информационным и компьютерным технологиям, потому что наше будущее станет их настоящим, они с раннего возраста быстрее осваивают компьютер. Просто делать это нужно с трезвым взглядом на вещи: внимательно следить за тем, чтобы компьютер и Интернет не заменили реальную жизнь

Хочется сделать вывод: нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность.

Воспитание и обучение одарённых детей — трудная и широкомасштабная задача. Тут и соответствующее воспитание и подготовка учителей — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят появился еще один стимул — побеждать. Хотя цена этих побед — долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» отмечает Крейг Барретт, и, наверное, с этим мы согласимся. Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал — это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь сделать на своих уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, но в то же время нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность. В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

И напоследок, хочу привести высказывание Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. — М.: Арманов-центр, 2010.

4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

5. Г.Г. Левитас. Технология учебных циклов.-2-е изд., доп.-М.: «Илекса», 2002.

6. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.?М.: Народное образование, 1998.

7. Э.А. Левин, О.И. Прокофьева. Методика индивидуально-группового обучения.?М.: Сентябрь, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ критериев отнесения ребенка к группе «одаренных детей». Исследование специфики методической работы с одаренными детьми на факультативных занятиях по литературе. Разработка структуры конспекта урока-факультатива для работы с одаренными детьми.

Понятие и сущность детской одаренности, ее типы и формы. Педагогические особенности развития одаренных детей. Основные направления работы с одаренными детьми на современном этапе. Метод развивающего дискомфорта. Обучение одаренных детей в обычном классе.

Основные задачи современной школы. Проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. Особенности работы кафедры английского языка с одаренными детьми в рамках системы кафедр гуманитарных наук и дальнейшие перспективы в деятельности педагогов.

Структура работы с одаренными детьми, ее особенности и спецификация, нормативно-правовое обеспечение на основе средней школы. Формирование стратегии данной работы, пути повышения ее эффективности. Проблема выявления одаренных детей, подготовка кадров.

Построение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе без учета индивидуальности ребенка. Жизнь одаренных детей в школе и проблемы их социализации. Опытно-экспериментальная работа по организации воспитательной работы с одаренными детьми.

Выявление и общая оценка психологических особенностей одаренных детей. Методы педагогической поддержки одаренных детей. Проведение анализа практической реализации работы с одаренными и талантливыми детьми на базе дошкольного образовательного учреждения.

Психолого-педагогические условия эффективного обучения одаренных детей в начальной школе. Подходы и методы диагностического исследования одаренности в младшем школьном возрасте. Выбор и апробация программы работы с одаренными детьми в начальной школе.

Психологический портрет личности одаренного ребенка и основные методы организации работы с ним. Исследование, направленное на выявление типа одаренности среди учащихся. Методы и организация учебно-воспитательной работы с одаренными учащимися колледжа.

Понятие «одаренность» и «детская одаренность». Диагностика детской одаренности. Формы обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми. Развитие креативности одаренных детей.

Подходы к изучению проблемы одарённости дошкольников. Основные составляющие детской одарённости. Содержание социально-педагогической поддержки детей в дошкольном образовательном учреждении. Рекомендации по работе с детьми для педагогов и родителей.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00409971_0.html

Ссылка на основную публикацию