Ушинский первоначальном обучении детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Ушинский о первоначальном обучении

«Издавая руководство для учащихся по «Родному слову», я имел в виду не только школу, но и семью.

У нас более чем где-нибудь распространено домашнее первоначальное обучение, и дай Бог, чтобы оно распространялось и улучшалось. Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе, и что самая школа для малолетних детей тогда только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу.

Я нередко любовался устройством малолетних школ за границею, но всегда находил дурным, что они избавляют от необходимости заниматься с детьми не только таких матерей, у которых весь день поглощен личным и тяжелым трудом, но и таких, которые очень могли бы посвятить обучению своих малюток те немногие часы или, лучше сказать, минуты дня, какие для этого нужны. С удивлением заметил я потом, что в самой педагогической стране в мире вовсе не развиты в женщине те педагогические наклонности, которые столь свойственны женской природе.

Желал бы от всей души, чтобы на моей родине, рядом с устройством малолетних школ для детей, не могущих, по каким-либо уважительным причинам, пользоваться счастьем хорошего домашнего воспитания и ученья, развивались в русской женщине наклонности и уменье самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому, без крайней необходимости. Что женщине врождено стремление учить и развивать свое дитя, а вместе с тем даны и необходимые для этого способности, – в этом не может быть сомнения.

И если многие матери, несмотря на все свое желание не расставаться рано со своими детьми и учить их самим, тем не менее, поручают это дело школе или чужим лицам, то это объясняется практическою неподготовленностью матерей к делу первоначального обучения. Вот почему, назначая мой учебник не только для школы, но и для семьи, я счел необходимым приложить к нему такое руководство для учащих, которое ведет их шаг за шагом в деле первоначального обучения отечественному языку.

Я в этой книге имел главною целью – помочь начинающим учить и в особенности облегчить для матери и сделать для нее приятным труд первоначального обучения».

Ушинский о родном языке

«Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания.

Так как грамматика есть результат наблюдений человека над собственным языком, а не язык – результат грамматики, то самый рациональный прием изучения грамматики будет такой, при котором стараются обратить внимание дитяти на то, как он говорит, и только руководят его наблюдением над теми грамматическими законами, которым он бессознательно подчиняется в своей речи, усвоенной подражанием, но созданной самосознанием.

Руководство наставника при этом, без сомнения, необходимо; предоставленное самому себе дитя, конечно, не сделает никаких наблюдений над таким сложным, обширным и притом невидимым явлением, каким представляется человеческое слово во всей его исторической и логической организации.

Но при этом руководстве должно, сколько возможно более, оставлять самодеятельности ученику».

Ушинский о труде

В книге «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский предлагает средства, способные развить привычку к труду.

Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.

Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать — легко и приятно, думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать его к умственному труду.

Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.

Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и та принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

«Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутомимую жажду труда».

«Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад».

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/5702007/page:4/

Введение

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Мы считаем, что экологическое воспитание — самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

К.Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении детей

К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) вошел в историю русской педагогической мысли как основоположник педагогической психологии, создатель оригинальной педагогической системы первоначального обучения детей, а также основ естествознания дошкольников. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

К.Д. Ушинский определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека» [1, с.54]. К.Д. Ушинский считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить.

Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д. Ушинского с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, ее историю, ее природу.

Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе в первоначальном обучении детей?

Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в Предисловии к «Детскому миру» К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».

В «Родном слове» — книге для учителя К.Д. Ушинский вновь подчеркивает значение наглядного обучения. Все первоначальное обучение отечественному языку он разделяет на три совместно идущие занятия: 1) наглядное обучение; 2) приготовительные упражнения к письму; 3) звуковые упражнения, приготовляющие к чтению. К.Д. Ушинский считает, что, и изустная речь так же основана на мышлении. Следовательно, первая задача первоначального обучения — дать упражнения, возбуждающие мысль и выражающие эту мысль в слове. Дитя мыслит «формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений — значит сделать его доступным ребенку.

Вторая причина, по которой К.Д. Ушинский остановился на «естественной истории» для первоначального обучения: именно на этом материале, считает он, легче всего приучить ребенка к логичности мышления, а это составляет одну из главных задач чтения и рассказывания. «…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей», — пишет он. «Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы [1, с.56]

Таково значение наглядного обучения. И оно должно осуществляться до поступления ребенка в школу. Только отсутствие возможностей наглядного систематического обучения в семье, указывает К.Д. Ушинский, заставляет использовать его при первоначальном обучении в школе. Для дошкольных педагогов это положение К.Д. Ушинского особенно важно. Оно расширяет содержание воспитания и обучения детей до школы, включает в него развитие наблюдательности и процесс формирования знаний о природе.

К.Д. Ушинский неоднократно возвращается к мысли о том, что развитие ума ребенка легче и успешнее всего осуществляется при изучении естествознания. Таким образом, К.Д. Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума.

Считая, что ум — это система хорошо организованных знаний, К.Д. Ушинский уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесс формирования системы знаний, ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи — значит утомлять и засорять детскую память. Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематики. «…Рассмотрев с детьми какой-нибудь предмет, не должно, переходя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели… Приучать дитя рассуждать… живыми и верными образами — значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаемо систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов». Это требование системности первоначальных знаний представляет большую ценность в наше время.

В первой книге «Родного слова», предназначенной для чтения при первоначальном обучении, К.Д. Ушинский знакомит детей с предметами и явлениями быта, труда, с растениями и животными, неживой природой. Первая группа предметов, с которыми знакомятся дети, — учебные вещи и игрушки, затем мебель и посуда, платье, обувь и белье.

Ознакомление с животными начинается с домашних животных — их ребенок чаще всего и, прежде всего, встречает и наблюдает. Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с «животными четвероногими и птицами». При этом указан важный признак, по которому животные разделяются на классы. Четвероногие животные в свою очередь разделяются по способу питания на травоядных и плотоядных, а птицы — на домашних, хищных и певчих. Отдельно группируются «гады, рыбы, насекомые». Так, уже при первоначальном ознакомлении с животными детей практически подводят к основным систематическим (для того времени) единицам. В определенной группировке предстают перед детьми растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которой дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы и цветы. В другую группу включаются растения, практически используемые человеком, выращиваемые им: растения хлебные и огородные, ягоды и плоды. К третьей группе растений относятся деревья плодовые, простые и кустарники.

К.Д. Ушинский обращается и к миру неживой природы: предлагает познакомить детей с металлами и камнями — драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.

Материал второй части «Родного слова» так же представлен в системе. Основание для порядка в этой части, как указывает К.Д. Ушинский, являются: в первом отделении — место, во втором — время.

В первом отделе предметы расположены по месту их нахождения, «все более расширяющимися кругами; центром круга является ученик и его класс».

Определяется время как основание для «порядка» во втором отделе, К.Д. Ушинский насыщает событиями целый детский год. При этом он использует и «природу со всеми годовыми переменами», труд людей, события из детской жизни и т.д. Однако этот материал К.Д. Ушинский в значительной степени насыщает религиозным содержанием.

Вместе с тем дети получают разнообразные сведения об использовании тех или иных вещей, о материале, из которого они изготовлены, о способах изготовления. Эти сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.

Несомненной ценностью обладают мысли К.Д. Ушинского о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения. Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность как важнейшее качество ума, К.Д. Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности.

Кроме того, К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности. Он предлагает при рассматривании предмета, прежде всего, приучать отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов: какого цвета предмет? Из чего он сделан? Какова его величина сравнительно с другими предметами? Сколько ног? Сколько крыльев? И т.д. Но тут же К.Д. Ушинский предупреждает, что наблюдение должно быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию, к констатации фактов.

От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет. Педагог предлагает переходить к перечислению существенных признаков, рассказать о пользе, которую предмет может принести человеку (как видим, это также расходится с современными экологическими представлениями).

Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходство и различие. К.Д. Ушинский указывал на исключительное значение сравнения. Практически он считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение и, только благодаря способности сравнивать и отличать, мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира. Однако дошкольников необходимо учить сравнению.

Источник: http://studbooks.net/1938001/pedagogika/ushinskiy_prirode_pervonachalnom_obuchenii_detey

Введение

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Мы считаем, что экологическое воспитание — самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

К.Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении детей

К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) вошел в историю русской педагогической мысли как основоположник педагогической психологии, создатель оригинальной педагогической системы первоначального обучения детей, а также основ естествознания дошкольников. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

К.Д. Ушинский определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека» [1, с.54]. К.Д. Ушинский считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить.

Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д. Ушинского с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, ее историю, ее природу.

Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе в первоначальном обучении детей?

Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в Предисловии к «Детскому миру» К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».

В «Родном слове» — книге для учителя К.Д. Ушинский вновь подчеркивает значение наглядного обучения. Все первоначальное обучение отечественному языку он разделяет на три совместно идущие занятия: 1) наглядное обучение; 2) приготовительные упражнения к письму; 3) звуковые упражнения, приготовляющие к чтению. К.Д. Ушинский считает, что, и изустная речь так же основана на мышлении. Следовательно, первая задача первоначального обучения — дать упражнения, возбуждающие мысль и выражающие эту мысль в слове. Дитя мыслит «формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений — значит сделать его доступным ребенку.

Вторая причина, по которой К.Д. Ушинский остановился на «естественной истории» для первоначального обучения: именно на этом материале, считает он, легче всего приучить ребенка к логичности мышления, а это составляет одну из главных задач чтения и рассказывания. «…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей», — пишет он. «Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы [1, с.56]

Таково значение наглядного обучения. И оно должно осуществляться до поступления ребенка в школу. Только отсутствие возможностей наглядного систематического обучения в семье, указывает К.Д. Ушинский, заставляет использовать его при первоначальном обучении в школе. Для дошкольных педагогов это положение К.Д. Ушинского особенно важно. Оно расширяет содержание воспитания и обучения детей до школы, включает в него развитие наблюдательности и процесс формирования знаний о природе.

К.Д. Ушинский неоднократно возвращается к мысли о том, что развитие ума ребенка легче и успешнее всего осуществляется при изучении естествознания. Таким образом, К.Д. Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума.

Считая, что ум — это система хорошо организованных знаний, К.Д. Ушинский уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесс формирования системы знаний, ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи — значит утомлять и засорять детскую память. Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематики. «…Рассмотрев с детьми какой-нибудь предмет, не должно, переходя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели… Приучать дитя рассуждать… живыми и верными образами — значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаемо систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов». Это требование системности первоначальных знаний представляет большую ценность в наше время.

В первой книге «Родного слова», предназначенной для чтения при первоначальном обучении, К.Д. Ушинский знакомит детей с предметами и явлениями быта, труда, с растениями и животными, неживой природой. Первая группа предметов, с которыми знакомятся дети, — учебные вещи и игрушки, затем мебель и посуда, платье, обувь и белье.

Ознакомление с животными начинается с домашних животных — их ребенок чаще всего и, прежде всего, встречает и наблюдает. Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с «животными четвероногими и птицами». При этом указан важный признак, по которому животные разделяются на классы. Четвероногие животные в свою очередь разделяются по способу питания на травоядных и плотоядных, а птицы — на домашних, хищных и певчих. Отдельно группируются «гады, рыбы, насекомые». Так, уже при первоначальном ознакомлении с животными детей практически подводят к основным систематическим (для того времени) единицам. В определенной группировке предстают перед детьми растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которой дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы и цветы. В другую группу включаются растения, практически используемые человеком, выращиваемые им: растения хлебные и огородные, ягоды и плоды. К третьей группе растений относятся деревья плодовые, простые и кустарники.

К.Д. Ушинский обращается и к миру неживой природы: предлагает познакомить детей с металлами и камнями — драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.

Материал второй части «Родного слова» так же представлен в системе. Основание для порядка в этой части, как указывает К.Д. Ушинский, являются: в первом отделении — место, во втором — время.

В первом отделе предметы расположены по месту их нахождения, «все более расширяющимися кругами; центром круга является ученик и его класс».

Определяется время как основание для «порядка» во втором отделе, К.Д. Ушинский насыщает событиями целый детский год. При этом он использует и «природу со всеми годовыми переменами», труд людей, события из детской жизни и т.д. Однако этот материал К.Д. Ушинский в значительной степени насыщает религиозным содержанием.

Вместе с тем дети получают разнообразные сведения об использовании тех или иных вещей, о материале, из которого они изготовлены, о способах изготовления. Эти сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.

Несомненной ценностью обладают мысли К.Д. Ушинского о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения. Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность как важнейшее качество ума, К.Д. Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности.

Кроме того, К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности. Он предлагает при рассматривании предмета, прежде всего, приучать отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов: какого цвета предмет? Из чего он сделан? Какова его величина сравнительно с другими предметами? Сколько ног? Сколько крыльев? И т.д. Но тут же К.Д. Ушинский предупреждает, что наблюдение должно быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию, к констатации фактов.

От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет. Педагог предлагает переходить к перечислению существенных признаков, рассказать о пользе, которую предмет может принести человеку (как видим, это также расходится с современными экологическими представлениями).

Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходство и различие. К.Д. Ушинский указывал на исключительное значение сравнения. Практически он считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение и, только благодаря способности сравнивать и отличать, мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира. Однако дошкольников необходимо учить сравнению.

Источник: http://studbooks.net/1938001/pedagogika/ushinskiy_prirode_pervonachalnom_obuchenii_detey

Ссылка на основную публикацию