Условия обучения детей с умственной отсталостью

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного обществ.

Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода (приложение 1).

В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.

Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Их восприятием необходимо руководить.

Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.

Основные процессы памяти у этих детей также имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Умственно отсталые дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные). Однако при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.

При обучении умственно отсталых детей в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами:

Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой, М., Просвещение, 1999 (2003, 2007, 2009).

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1, 2. Под ред. В.В. Воронковой. М., Владос, 2000 (2005, 2009).

Внутри образовательного учреждения, в котором обучаются дети с особенностями в развитии, всем ходом интегрированного образовательного процесса руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимую корректировку общеобразовательных маршрутов обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены ПМПк рекомендуют посещение занятий дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.

При совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития учителю важно одинаково понимать и принимать всех учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке необходимо видеть личность, которая способна воспитываться и развиться.

На уроках педагогу необходимо создавать такие условия, чтобы дети могли контактировать друг с другом, ученики класса в равной мере должны быть вовлечены в коллективную деятельность, каждый школьник по мере своих способностей должен быть включен в общий учебно-воспитательный процесс.

Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними.

Учителя и специалисты ПМПк составляют календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.

Обучение по специальным (коррекционным) программам для детей с нарушением интеллекта на первой образовательной ступени осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение». Все эти предметы легко интегрируются с общеобразовательными предметами, предусмотренными некоррекционными программами. Это позволяет всем детям посещать одни и те же уроки.

На второй ступени сложнее выстроить подобную систему работы, так как в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта (С(К)ОУ VIII вида) не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены специальной (коррекционной) программой для детей с нарушением интеллекта, учащиеся с особенностями в развитии не посещают. В это учебное время умственно отсталым школьникам рекомендуется посещение уроков трудового обучения в условиях других классов.

Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.

Приведем пример структурной организации урока в общеобразовательном классе, где осуществляется совместное обучение детей с нарушением интеллекта (таблица 1).

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль за знаниями и умениями). Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с нарушением интеллекта выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.

При обучении учеников с нарушением интеллекта в общеобразовательном классе учитель нуждается в адресном дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Обеспечение учебниками и учебными пособиями учеников и учителей ложится на администрацию школы, которая приобретает комплекты учебников по запросу учителей.

Нормы оценок по математике, письменных работ по русскому языку по программе VIII вида даны в таблицах 2, 3.

Умственно отсталые учащиеся могут посещать различные занятия системы дополнительного образования. Чтобы процессы адаптации и социализации протекали успешно, выбирать направление дополнительного образования для умственно отсталых детей необходимо с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, пожеланий ребенка и его родителей. Выбор того или иного кружка, секции должен быть добровольным, отвечать интересам и внутренним потребностям ребенка, но при этом необходимо учитывать рекомендации психоневролога и педиатра. В случае, если ребенок изъявляет желание посещать кружок (секцию), связанный с физическими нагрузками, то желательно иметь справку медицинского учреждения, где врач записывает, что данному ребенку не противопоказаны занятия в данном кружке.

Большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой постоянно подвергается. В выстраивании позитивных внутрисемейных отношений весома роль учителя, специалистов ПМПк. Они помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в общеобразовательной школе. Создание условий для саморазвития каждого ребенка невозможно без желания и умения учителей проектировать его развитие и обучение, позволяющее каждому ученику быть успешным.

В конце обучения (9 класс) умственно отсталые дети сдают один экзамен по трудовому обучению и получают свидетельство установленного образца.

Структура урока при внутренней дифференциации

Методы и приемы

Организация работы по общеобразовательной программе

Организация работы по программе для С(К)ОУ VIIIвида

Словесный (слово учителя)

Проверка домашнего задания

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Повторение изученного материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность, работой над алгоритмом выполнения задания)

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Выполнение упражнений. Проверка

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Уровень домашнего задания для детей с нормальным интеллектом

Уровень домашнего задания для детей с нарушением интеллекта

Нормы оценок по математике (VIII вид, 1-4 класс)

2-3 негрубые ошибки

Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий

Выполнено не менее половины заданий, не решена задача

Не выполнены задания

Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена); ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий; нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи; нарушение правильности расположения записей, чертежей; небольшая неточность в измерении и черчении

Критерии оценивания письменных работ учащихся начальной школы

(VIII вид, 1-4 класс)

За одну ошибку в письменной работе считаются: все исправления, повторение ошибок в одном и том же слове, две пунктуационные ошибки. За ошибку не считаются: ошибки на те разделы программы, которые не изучались (такие орфограммы предварительно оговариваются с учащимися, выписывается трудное слово на карточке), единичный случай пропуска точки в предложении, замены одного слова без искажения смысла

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/5787022/

Умственная отсталость (олигофрения). Лечение, коррекция и обучение детей с умственной отсталостью. Реабилитация и прогноз при умственной отсталости

Лечение и коррекция умственной отсталости (как лечить олигофрению?)

Можно ли вылечить умственную отсталость (снять диагноз умственная отсталость)?

  • При врожденных инфекциях – при сифилисе, цитомегаловирусной инфекции, краснухе и других инфекциях могут назначаться противовирусные и антибактериальные препараты.
  • При сахарном диабете у матери.
  • При нарушении обмена веществ – например, при фенилкетонурии (нарушении обмена аминокислоты фенилаланина в организме) исключение из рациона продуктов, содержащих фенилаланин, может помочь решить проблему.
  • При гидроцефалии – хирургическая операция сразу после выявления патологии может предотвратить развитие умственной отсталости.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

  • Упражнение 1 (пересчитывание пальцев). Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их (вслух). Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.
  • Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе (чтобы они также соприкасались), а после этого возвращаться к исходному положению.
  • Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.
  • Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.
  • Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.

Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них) и так далее.

Лекарства (препараты, таблетки) при умственной отсталости (ноотропы, витамины, нейролептики)

Механизм лечебного действия

Ноотропы и препараты, улучшающие мозговое кровообращение

Улучшают обмен веществ на уровне нейронов (нервных клеток) головного мозга, повышая скорость использования кислорода ими. Это может способствовать обучению пациента и его умственному развитию.

Необходим для нормального развития и функционирования центральной нервной системы.

Необходим для нормального процесса передачи нервных импульсов в центральной нервной системе. При его недостатке может прогрессировать такой признак умственной отсталости как заторможенность мышления.

При недостатке данного витамина в организме может наблюдаться ускоренная гибель нервных клеток (в том числе на уровне головного мозга), что может способствовать прогрессированию умственной отсталости.

Защищает центральную нервную систему и другие ткани от повреждения различными вредными факторами (в частности при недостатке кислорода, при интоксикациях, при облучении).

При его недостатке может нарушаться работа зрительного анализатора.

Угнетают активность головного мозга, позволяя устранить такие проявления олигофрении как агрессивность и выраженное психомоторное возбуждение.

Также угнетают активность центральной нервной системы, помогая устранить агрессивность, а также тревожность, повышенную возбудимость и подвижность.

Назначаются при угнетении психоэмоционального состояния ребенка, сохраняющемся на протяжении длительного времени (более 3 – 6 месяцев подряд). Важно отметить, что сохранение такого состояния в течение длительного времени значительно снижает способность к обучению ребенка в дальнейшем.

Стоит отметить, что дозировка, кратность и длительность применения каждого из перечисленных препаратов также определяется лечащим врачом в зависимости от множества факторов (в частности от общего состояния пациента, преобладания тех или иных симптомов, эффективности проводимого лечения, возможных побочных явлений и так далее).

Задачи массажа при умственной отсталости

  • Улучшение микроциркуляции крови в массируемых тканях, что улучшит доставку кислорода и питательных веществ к нервным клеткам головного мозга.
  • Улучшение оттока лимфы, что улучшит процесс удаления токсинов и побочных продуктов обмена веществ из мозговой ткани.
  • Улучшение микроциркуляции в мышцах, что способствует повышению их тонуса.
  • Стимуляция нервных окончаний в области пальцев и ладоней, что может способствовать развитию мелкой моторики рук.
  • Создание положительных эмоций, благоприятно влияющих на общее состояние больного.

Влияние музыки на детей с умственной отсталостью

  • Развивать речевой аппарат ребенка (во время пения песен). В частности у детей улучшается произношение отдельных букв, слогов и слов.
  • Развивать слух ребенка. В процессе прослушивания музыки или пения пациент учится различать звуки по их тональности.
  • Развивать интеллектуальные способности. Чтобы спеть песню, ребенку нужно выполнить сразу несколько последовательных действий (набрать в грудь воздуха перед очередным куплетом, дождаться подходящей мелодии, правильно подобрать громкость голоса и скорость пения). Все это стимулирует мыслительные процессы, нарушенные у детей с умственной отсталостью.
  • Развивать познавательную деятельность. В процессе прослушивания музыки ребенок может изучать новые музыкальные инструменты, оценивать и запоминать характер их звучания, а потом узнавать (определять) их по одному лишь звуку.
  • Обучить ребенка игре на музыкальных инструментах. Это возможно лишь при легкой форме олигофрении.

Образование лиц с умственной отсталостью

Обычные и коррекционные школы, интернаты и классы для школьников с умственной отсталостью (рекомендации ПМПК)

  • В общеобразовательных школах. Данный метод подходит для детей с легкой формой олигофрении. В некоторых случаях умственно отсталые дети могут успешно заканчивать первые 1 – 2 класса школы, при этом каких-либо различий между ними и обычными детьми не будет заметно. В то же время, стоит отметить, что по мере взросления и утяжеления школьной программы дети начнут отставать от сверстников в успеваемости, что может стать причиной определенных трудностей (пониженного настроения, боязни неудач и так далее).
  • В коррекционных школах или интернатах для умственно отсталых лиц. Специальная школа для детей с олигофренией имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, обучение ребенка в интернате позволяет уделить ему гораздо больше внимания со стороны учителей, чем при посещении им обычной школы. В интернате педагоги и воспитатели обучены работе с такими детьми, вследствие чего легче устанавливают с ними контакт, находят к ним индивидуальный подход в обучении и так далее. Основным недостатком такого обучения является социальная изоляция больного ребенка, который практически не общается с нормальными (здоровыми) детьми. Более того, во время пребывания в интернате за детьми осуществляется постоянное наблюдение и тщательный уход, к которому они привыкают. После окончания интерната они могут оказаться просто неподготовленными к жизни в социуме, в результате чего будут нуждаться в постоянном уходе до конца жизни.
  • В специальных коррекционных школах или классах. В некоторых общеобразовательных школах есть классы для умственно отсталых детей, в которых им преподают упрощенную школьную программу. Это позволяет детям получать необходимые минимальные знания, а также пребывать среди «нормальных» сверстников, что способствует их внедрению в общество в дальнейшем. Подходит данный метод обучения лишь для пациентов с легкой степенью умственной отсталости.

Направлением ребенка в общеобразовательную или специальную (коррекционную) школу занимается так называемая психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Входящие в состав комиссии врачи, психологи и педагоги проводят короткую беседу с ребенком, оценивая при этом его общее и умственное состояние и стараясь выявить признаки умственной отсталости или задержки психического развития.

  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Где он живет?
  • Сколько человек в его семье (могут попросить кратко рассказать о каждом члене семьи)?
  • Есть ли дома домашние животные?
  • Какие игры любит ребенок?
  • Какие блюда он предпочитает на завтрак, обед или ужин?
  • Умеет ли ребенок петь (при этом могут попросить спеть песенку или рассказать короткий стишок)?

После этих и некоторых других вопросов ребенка могут попросить выполнить несколько простых заданий (скомпоновать картинки по группам, назвать увиденные цвета, нарисовать что-либо и так далее). Если в процессе обследования специалисты выявляют какие-либо отставания в психическом или умственном развитии, они могут порекомендовать направить ребенка в специальную (коррекционную) школу. Если же отставание в умственном развитии незначительно (для данного возраста), ребенок может посещать обычную школу, но при этом оставаться под наблюдением психиатров и педагогов.

ФГОС ОВЗ (федеральный государственный образовательный стандарт) для детей с умственной отсталостью

Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для дошкольников и школьников с умственной отсталостью

  • Создание условий для обучения умственно отсталых детей в общеобразовательных школах, а также в специальных школах-интернатах.
  • Создание схожих образовательных программ для детей с олигофренией, которые могли бы эти программы освоить.
  • Создание образовательных программ для получения умственно отсталыми детьми дошкольного и общего образования.
  • Разработку специальных программ для детей с различными степенями олигофрении.
  • Организацию учебного процесса с учетом поведенческих и умственных особенностей детей с различными степенями олигофрении.
  • Контроль качества образовательных программ.
  • Контроль усвояемости информации учениками.

Применение АООП позволяет:

  • Максимально развить умственные способности каждого отдельного ребенка с олигофренией.
  • Научить умственно отсталых детей самообслуживанию (если это возможно), выполнению простой работы и другим необходимым навыкам.
  • Научить детей правильно вести себя в обществе и взаимодействовать с ним.
  • Развить в учениках интерес к обучению.
  • Устранить или сгладить недостатки и дефекты, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка.
  • Научить родителей умственно отсталого ребенка правильно вести себя с ним и так далее.

Конечной целью всех перечисленных пунктов является максимально эффективное обучение ребенка, которое позволило бы ему вести наиболее полноценную жизнь в семье и в обществе.

Рабочие программы для детей с умственной отсталостью

Коррекционные занятия при умственной отсталости

  • Обучение ребенка базовым школьным навыкам – чтению, письму, простому счету.
  • Обучение детей поведению в социуме – для этого применяются групповые занятия.
  • Развитие речи – особенно у детей, у которых нарушено произношение звуков или имеются другие подобные дефекты.
  • Научить ребенка самостоятельно себя обслуживать – при этом преподаватель должен акцентировать внимание на опасностях и рисках, которые могут подстерегать ребенка в повседневной жизни (например, ребенок должен усвоить, что хвататься за горячие или острые предметы не нужно, так как после этого будет больно).
  • Развивать внимание и усидчивость – особенно важно для детей с нарушением способности концентрировать внимание.
  • Учить ребенка контролировать свои эмоции – особенно если у него случаются приступы гнева или ярости.
  • Развивать мелкую моторику рук – если она нарушена.
  • Развивать память – заучивать слова, фразы, предложения или даже стихотворения.

Стоит отметить, что это далеко не полный список дефектов, которые могут исправляться во время коррекционных занятий. Важно помнить, что положительный результат может быть достигнут лишь после длительных тренировок, так как способность умственно отсталых детей к обучению и освоению новых навыков значительно снижена. В то же время, при правильно подобранных упражнениях и регулярно проводимых занятиях ребенок может развиваться, обучаться самообслуживанию, выполнять простую работу и так далее.

СИПРы для детей с умственной отсталостью

Методика обучения грамоте (чтению) детей с умственной отсталостью

  • Научить ребенка распознавать буквы, слова и предложения.
  • Научиться выразительному чтению (с интонацией).
  • Научиться понимать смысл прочтенного текста.
  • Развивать речь (во время чтения вслух).
  • Создать предпосылки для обучения письму.

Для обучения чтению умственно отсталым детям нужно подбирать простые тексты, которые не содержат сложных фраз, длинных слов и предложений. Также не рекомендуется использовать тексты с большим количеством абстрактных понятий, пословиц, метафор и других подобных элементов. Дело в том, что у умственно отсталого ребенка слабо развито (или вовсе отсутствует) абстрактное мышление. Вследствие этого даже после правильного прочтения какой-либо пословицы он может понять все слова, однако не сможет объяснить ее суть, что может негативно повлиять на стремление к обучению в дальнейшем.

Обучение письму

Математика для детей с умственной отсталостью

  • Считать натуральные числа.
  • Выучить понятия «дробь», «пропорция», «площадь» и другие.
  • Освоить основные единицы измерения массы, длины, скорости и научиться применять их в повседневной жизни.
  • Научиться делать покупки, рассчитывать стоимость сразу нескольких предметов и количество необходимой сдачи.
  • Научиться пользоваться измерительными и счетными приборами (линейкой, циркулем, калькулятором, счетами, часами, весами).

Важно отметить, что изучение математики не должно заключаться в банальном зазубривании информации. Дети должны понимать то, что они учат и сразу же учиться применять это на практике. Чтобы этого достичь, каждый урок можно заканчивать ситуационной задачей (например, раздать детям «деньги» и сыграть с ними в «магазин», где они должны будут купить какие-либо вещи, расплатиться и забрать у продавца сдачу).

Пиктограммы для детей с умственной отсталостью

Внеурочная деятельность детей с умственной отсталостью

  • адаптация ребенка в обществе;
  • применение полученных навыков и знаний на практике;
  • развитие речи;
  • физическое (спортивное) развитие ребенка;
  • развитие логического мышления;
  • развитие способности ориентироваться в незнакомой местности;
  • психоэмоциональное развитие ребенка;
  • приобретение ребенком нового опыта;
  • развитие творческих способностей (например, во время походов, игр в парке, в лесу и так далее).

Обучение на дому детей с умственной отсталостью

Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью

Занятия с психологом (психокоррекция)

  • психологическое воспитание ребенка;
  • помощь в осознании своего «Я»;
  • социальное воспитание (обучение правилам и нормам поведения в обществе);
  • помощь в переживании психоэмоциональных травм;
  • создание благоприятной (дружественной) обстановки в семье;
  • совершенствование навыков общения;
  • обучение ребенка контролю эмоций;
  • обучение навыкам преодоления тяжелых жизненных ситуаций и проблем.

Логопедические занятия (с дефектологом-логопедом)

  • Научить детей правильно произносить звуки и слова. Для этого логопед использует различные упражнения, во время которых детям приходится многократно повторять те звуки и буквы, которые они выговаривают хуже всего.
  • Научить ребенка правильно строить предложения. Это также достигается посредством занятий, во время которых логопед общается с ребенком в устной или письменной форме.
  • Повысить успеваемость ребенка в школе. Недоразвитие речи может быть причиной неуспеваемости по многим предметам.
  • Стимулировать общее развитие ребенка. Обучаясь правильно говорить и произносить слова, ребенок одновременно запоминает новую информацию.
  • Улучшить положение ребенка в социуме. Если школьник научится правильно и корректно разговаривать, ему будет легче общаться с одноклассниками и заводить друзей.
  • Развить у ребенка способность концентрировать внимание. Во время занятий логопед может давать ребенку читать вслух все более длинные тексты, что будет требовать более длительной концентрации внимания.
  • Расширить словарный запас ребенка.
  • Улучшить понимание устной и письменной речи.
  • Развивать абстрактное мышление и воображение ребенка. Для этого врач может давать ребенку читать вслух книги со сказками или вымышленными историями, а затем обсуждать с ним сюжет.

Дидактические игры для детей с умственной отсталостью

  • Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.
  • Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.
  • Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.
  • Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее).

Упражнения и лечебная физкультура (ЛФК) для детей с умственной отсталостью

  • Развитие мелкой моторики рук. Так как данное нарушение чаще других встречается у умственно отсталых детей, упражнения по его коррекции должны быть включены в каждую программу занятий. Среди упражнений можно отметить сжимание и разжимание кистей рук в кулаки, разведение и сведение пальцев, прикосновение кончиками пальцев друг к другу, поочередное сгибание и разгибание каждого пальца в отдельности и так далее.
  • Коррекция деформаций позвоночника. Данное нарушение встречается у детей с тяжелой формой олигофрении. Для его коррекции применяются упражнения, развивающие мышцы спины и живота, суставы позвоночника, водные процедуры, упражнения на турнике и другие.
  • Коррекция двигательных нарушений. Если у ребенка отмечаются парезы (при которых он слабо двигает руками или ногами), упражнения должны быть направлены на развитие пораженных конечностей (сгибания и разгибания рук и ног, вращательные движения ими и так далее).
  • Развитие координации движений. Для этого можно выполнять такие упражнения как прыжки на одной ноге, прыжки в длину (после прыжка ребенок должен сохранить равновесие и остаться стоять на ногах), метание мяча.
  • Развитие мыслительных функций. Для этого можно выполнять упражнения, состоящие из нескольких последовательных частей (например, поставить руки на пояс, затем присесть, вытянуть руки вперед, а после этого выполнить то же самое в обратном порядке).

Также стоит отметить, что дети с легкой или умеренной степенью заболевания могут заниматься активными видами спорта, однако только при постоянном наблюдении инструктора или другого взрослого (здорового) человека.

  • Плавание. Это помогает им научиться решать сложные последовательные задачи (прийти в бассейн, переодеться, умыться, поплавать, снова умыться и одеться), а также формирует нормальное отношение к воде и к водным процедурам.
  • Прогулки на лыжах. Развивают двигательную активность и способность координировать движения рук и ног.
  • Катание на велосипеде. Способствует развитию равновесия, концентрации внимания и способности быстро переключаться с одной задачи на другую.
  • Путешествия (туризм). Смена обстановки стимулирует развитие познавательной деятельности умственно отсталого пациента. В то же время, при путешествии происходит физическое развитие и укрепление организма.

Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью

  • Обучение самообслуживанию – ребенка нужно научить самостоятельно одеваться, соблюдать правила личной гигиены, ухаживать за своей внешностью, принимать пищу и так далее.
  • Обучение посильному труду – уже с ранних лет дети могут самостоятельно раскладывать вещи, подметать улицу, пылесосить, кормить домашних животных или убирать за ними.
  • Обучение работе в команде – если родители идут выполнять какую-либо несложную работу (например, собирать грибы или яблоки, поливать огород), ребенка следует брать с собой, объясняя и наглядно демонстрируя ему все нюансы выполняемой работы, а также активно сотрудничая с ним (например, поручить ему приносить воду во время поливки огорода).
  • Разностороннее обучение – родителям следует обучать ребенка самым разным видам труда (даже если вначале выполнять какую-либо работу у него не получается).
  • Осознание ребенком пользы от своего труда – родители должны объяснить ребенку, что после поливки огорода на нем вырастут овощи и фрукты, которые малыш потом сможет съесть.

Прогноз при умственной отсталости

Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости?

  • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
  • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
  • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.

Продолжительность жизни детей и взрослых при олигофрении

Читать еще:
Оставить отзыв

Вы можете добавить свои комментарии и отзывы к данной статье при условии соблюдения Правил обсуждения.

Источник: http://www.tiensmed.ru/news/oligofreniya3.html

Умственная отсталость (олигофрения). Лечение, коррекция и обучение детей с умственной отсталостью. Реабилитация и прогноз при умственной отсталости

Лечение и коррекция умственной отсталости (как лечить олигофрению?)

Можно ли вылечить умственную отсталость (снять диагноз умственная отсталость)?

  • При врожденных инфекциях – при сифилисе, цитомегаловирусной инфекции, краснухе и других инфекциях могут назначаться противовирусные и антибактериальные препараты.
  • При сахарном диабете у матери.
  • При нарушении обмена веществ – например, при фенилкетонурии (нарушении обмена аминокислоты фенилаланина в организме) исключение из рациона продуктов, содержащих фенилаланин, может помочь решить проблему.
  • При гидроцефалии – хирургическая операция сразу после выявления патологии может предотвратить развитие умственной отсталости.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

  • Упражнение 1 (пересчитывание пальцев). Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их (вслух). Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.
  • Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе (чтобы они также соприкасались), а после этого возвращаться к исходному положению.
  • Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.
  • Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.
  • Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.

Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них) и так далее.

Лекарства (препараты, таблетки) при умственной отсталости (ноотропы, витамины, нейролептики)

Механизм лечебного действия

Ноотропы и препараты, улучшающие мозговое кровообращение

Улучшают обмен веществ на уровне нейронов (нервных клеток) головного мозга, повышая скорость использования кислорода ими. Это может способствовать обучению пациента и его умственному развитию.

Необходим для нормального развития и функционирования центральной нервной системы.

Необходим для нормального процесса передачи нервных импульсов в центральной нервной системе. При его недостатке может прогрессировать такой признак умственной отсталости как заторможенность мышления.

При недостатке данного витамина в организме может наблюдаться ускоренная гибель нервных клеток (в том числе на уровне головного мозга), что может способствовать прогрессированию умственной отсталости.

Защищает центральную нервную систему и другие ткани от повреждения различными вредными факторами (в частности при недостатке кислорода, при интоксикациях, при облучении).

При его недостатке может нарушаться работа зрительного анализатора.

Угнетают активность головного мозга, позволяя устранить такие проявления олигофрении как агрессивность и выраженное психомоторное возбуждение.

Также угнетают активность центральной нервной системы, помогая устранить агрессивность, а также тревожность, повышенную возбудимость и подвижность.

Назначаются при угнетении психоэмоционального состояния ребенка, сохраняющемся на протяжении длительного времени (более 3 – 6 месяцев подряд). Важно отметить, что сохранение такого состояния в течение длительного времени значительно снижает способность к обучению ребенка в дальнейшем.

Стоит отметить, что дозировка, кратность и длительность применения каждого из перечисленных препаратов также определяется лечащим врачом в зависимости от множества факторов (в частности от общего состояния пациента, преобладания тех или иных симптомов, эффективности проводимого лечения, возможных побочных явлений и так далее).

Задачи массажа при умственной отсталости

  • Улучшение микроциркуляции крови в массируемых тканях, что улучшит доставку кислорода и питательных веществ к нервным клеткам головного мозга.
  • Улучшение оттока лимфы, что улучшит процесс удаления токсинов и побочных продуктов обмена веществ из мозговой ткани.
  • Улучшение микроциркуляции в мышцах, что способствует повышению их тонуса.
  • Стимуляция нервных окончаний в области пальцев и ладоней, что может способствовать развитию мелкой моторики рук.
  • Создание положительных эмоций, благоприятно влияющих на общее состояние больного.

Влияние музыки на детей с умственной отсталостью

  • Развивать речевой аппарат ребенка (во время пения песен). В частности у детей улучшается произношение отдельных букв, слогов и слов.
  • Развивать слух ребенка. В процессе прослушивания музыки или пения пациент учится различать звуки по их тональности.
  • Развивать интеллектуальные способности. Чтобы спеть песню, ребенку нужно выполнить сразу несколько последовательных действий (набрать в грудь воздуха перед очередным куплетом, дождаться подходящей мелодии, правильно подобрать громкость голоса и скорость пения). Все это стимулирует мыслительные процессы, нарушенные у детей с умственной отсталостью.
  • Развивать познавательную деятельность. В процессе прослушивания музыки ребенок может изучать новые музыкальные инструменты, оценивать и запоминать характер их звучания, а потом узнавать (определять) их по одному лишь звуку.
  • Обучить ребенка игре на музыкальных инструментах. Это возможно лишь при легкой форме олигофрении.

Образование лиц с умственной отсталостью

Обычные и коррекционные школы, интернаты и классы для школьников с умственной отсталостью (рекомендации ПМПК)

  • В общеобразовательных школах. Данный метод подходит для детей с легкой формой олигофрении. В некоторых случаях умственно отсталые дети могут успешно заканчивать первые 1 – 2 класса школы, при этом каких-либо различий между ними и обычными детьми не будет заметно. В то же время, стоит отметить, что по мере взросления и утяжеления школьной программы дети начнут отставать от сверстников в успеваемости, что может стать причиной определенных трудностей (пониженного настроения, боязни неудач и так далее).
  • В коррекционных школах или интернатах для умственно отсталых лиц. Специальная школа для детей с олигофренией имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, обучение ребенка в интернате позволяет уделить ему гораздо больше внимания со стороны учителей, чем при посещении им обычной школы. В интернате педагоги и воспитатели обучены работе с такими детьми, вследствие чего легче устанавливают с ними контакт, находят к ним индивидуальный подход в обучении и так далее. Основным недостатком такого обучения является социальная изоляция больного ребенка, который практически не общается с нормальными (здоровыми) детьми. Более того, во время пребывания в интернате за детьми осуществляется постоянное наблюдение и тщательный уход, к которому они привыкают. После окончания интерната они могут оказаться просто неподготовленными к жизни в социуме, в результате чего будут нуждаться в постоянном уходе до конца жизни.
  • В специальных коррекционных школах или классах. В некоторых общеобразовательных школах есть классы для умственно отсталых детей, в которых им преподают упрощенную школьную программу. Это позволяет детям получать необходимые минимальные знания, а также пребывать среди «нормальных» сверстников, что способствует их внедрению в общество в дальнейшем. Подходит данный метод обучения лишь для пациентов с легкой степенью умственной отсталости.

Направлением ребенка в общеобразовательную или специальную (коррекционную) школу занимается так называемая психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Входящие в состав комиссии врачи, психологи и педагоги проводят короткую беседу с ребенком, оценивая при этом его общее и умственное состояние и стараясь выявить признаки умственной отсталости или задержки психического развития.

  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Где он живет?
  • Сколько человек в его семье (могут попросить кратко рассказать о каждом члене семьи)?
  • Есть ли дома домашние животные?
  • Какие игры любит ребенок?
  • Какие блюда он предпочитает на завтрак, обед или ужин?
  • Умеет ли ребенок петь (при этом могут попросить спеть песенку или рассказать короткий стишок)?

После этих и некоторых других вопросов ребенка могут попросить выполнить несколько простых заданий (скомпоновать картинки по группам, назвать увиденные цвета, нарисовать что-либо и так далее). Если в процессе обследования специалисты выявляют какие-либо отставания в психическом или умственном развитии, они могут порекомендовать направить ребенка в специальную (коррекционную) школу. Если же отставание в умственном развитии незначительно (для данного возраста), ребенок может посещать обычную школу, но при этом оставаться под наблюдением психиатров и педагогов.

ФГОС ОВЗ (федеральный государственный образовательный стандарт) для детей с умственной отсталостью

Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для дошкольников и школьников с умственной отсталостью

  • Создание условий для обучения умственно отсталых детей в общеобразовательных школах, а также в специальных школах-интернатах.
  • Создание схожих образовательных программ для детей с олигофренией, которые могли бы эти программы освоить.
  • Создание образовательных программ для получения умственно отсталыми детьми дошкольного и общего образования.
  • Разработку специальных программ для детей с различными степенями олигофрении.
  • Организацию учебного процесса с учетом поведенческих и умственных особенностей детей с различными степенями олигофрении.
  • Контроль качества образовательных программ.
  • Контроль усвояемости информации учениками.

Применение АООП позволяет:

  • Максимально развить умственные способности каждого отдельного ребенка с олигофренией.
  • Научить умственно отсталых детей самообслуживанию (если это возможно), выполнению простой работы и другим необходимым навыкам.
  • Научить детей правильно вести себя в обществе и взаимодействовать с ним.
  • Развить в учениках интерес к обучению.
  • Устранить или сгладить недостатки и дефекты, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка.
  • Научить родителей умственно отсталого ребенка правильно вести себя с ним и так далее.

Конечной целью всех перечисленных пунктов является максимально эффективное обучение ребенка, которое позволило бы ему вести наиболее полноценную жизнь в семье и в обществе.

Рабочие программы для детей с умственной отсталостью

Коррекционные занятия при умственной отсталости

  • Обучение ребенка базовым школьным навыкам – чтению, письму, простому счету.
  • Обучение детей поведению в социуме – для этого применяются групповые занятия.
  • Развитие речи – особенно у детей, у которых нарушено произношение звуков или имеются другие подобные дефекты.
  • Научить ребенка самостоятельно себя обслуживать – при этом преподаватель должен акцентировать внимание на опасностях и рисках, которые могут подстерегать ребенка в повседневной жизни (например, ребенок должен усвоить, что хвататься за горячие или острые предметы не нужно, так как после этого будет больно).
  • Развивать внимание и усидчивость – особенно важно для детей с нарушением способности концентрировать внимание.
  • Учить ребенка контролировать свои эмоции – особенно если у него случаются приступы гнева или ярости.
  • Развивать мелкую моторику рук – если она нарушена.
  • Развивать память – заучивать слова, фразы, предложения или даже стихотворения.

Стоит отметить, что это далеко не полный список дефектов, которые могут исправляться во время коррекционных занятий. Важно помнить, что положительный результат может быть достигнут лишь после длительных тренировок, так как способность умственно отсталых детей к обучению и освоению новых навыков значительно снижена. В то же время, при правильно подобранных упражнениях и регулярно проводимых занятиях ребенок может развиваться, обучаться самообслуживанию, выполнять простую работу и так далее.

СИПРы для детей с умственной отсталостью

Методика обучения грамоте (чтению) детей с умственной отсталостью

  • Научить ребенка распознавать буквы, слова и предложения.
  • Научиться выразительному чтению (с интонацией).
  • Научиться понимать смысл прочтенного текста.
  • Развивать речь (во время чтения вслух).
  • Создать предпосылки для обучения письму.

Для обучения чтению умственно отсталым детям нужно подбирать простые тексты, которые не содержат сложных фраз, длинных слов и предложений. Также не рекомендуется использовать тексты с большим количеством абстрактных понятий, пословиц, метафор и других подобных элементов. Дело в том, что у умственно отсталого ребенка слабо развито (или вовсе отсутствует) абстрактное мышление. Вследствие этого даже после правильного прочтения какой-либо пословицы он может понять все слова, однако не сможет объяснить ее суть, что может негативно повлиять на стремление к обучению в дальнейшем.

Обучение письму

Математика для детей с умственной отсталостью

  • Считать натуральные числа.
  • Выучить понятия «дробь», «пропорция», «площадь» и другие.
  • Освоить основные единицы измерения массы, длины, скорости и научиться применять их в повседневной жизни.
  • Научиться делать покупки, рассчитывать стоимость сразу нескольких предметов и количество необходимой сдачи.
  • Научиться пользоваться измерительными и счетными приборами (линейкой, циркулем, калькулятором, счетами, часами, весами).

Важно отметить, что изучение математики не должно заключаться в банальном зазубривании информации. Дети должны понимать то, что они учат и сразу же учиться применять это на практике. Чтобы этого достичь, каждый урок можно заканчивать ситуационной задачей (например, раздать детям «деньги» и сыграть с ними в «магазин», где они должны будут купить какие-либо вещи, расплатиться и забрать у продавца сдачу).

Пиктограммы для детей с умственной отсталостью

Внеурочная деятельность детей с умственной отсталостью

  • адаптация ребенка в обществе;
  • применение полученных навыков и знаний на практике;
  • развитие речи;
  • физическое (спортивное) развитие ребенка;
  • развитие логического мышления;
  • развитие способности ориентироваться в незнакомой местности;
  • психоэмоциональное развитие ребенка;
  • приобретение ребенком нового опыта;
  • развитие творческих способностей (например, во время походов, игр в парке, в лесу и так далее).

Обучение на дому детей с умственной отсталостью

Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью

Занятия с психологом (психокоррекция)

  • психологическое воспитание ребенка;
  • помощь в осознании своего «Я»;
  • социальное воспитание (обучение правилам и нормам поведения в обществе);
  • помощь в переживании психоэмоциональных травм;
  • создание благоприятной (дружественной) обстановки в семье;
  • совершенствование навыков общения;
  • обучение ребенка контролю эмоций;
  • обучение навыкам преодоления тяжелых жизненных ситуаций и проблем.

Логопедические занятия (с дефектологом-логопедом)

  • Научить детей правильно произносить звуки и слова. Для этого логопед использует различные упражнения, во время которых детям приходится многократно повторять те звуки и буквы, которые они выговаривают хуже всего.
  • Научить ребенка правильно строить предложения. Это также достигается посредством занятий, во время которых логопед общается с ребенком в устной или письменной форме.
  • Повысить успеваемость ребенка в школе. Недоразвитие речи может быть причиной неуспеваемости по многим предметам.
  • Стимулировать общее развитие ребенка. Обучаясь правильно говорить и произносить слова, ребенок одновременно запоминает новую информацию.
  • Улучшить положение ребенка в социуме. Если школьник научится правильно и корректно разговаривать, ему будет легче общаться с одноклассниками и заводить друзей.
  • Развить у ребенка способность концентрировать внимание. Во время занятий логопед может давать ребенку читать вслух все более длинные тексты, что будет требовать более длительной концентрации внимания.
  • Расширить словарный запас ребенка.
  • Улучшить понимание устной и письменной речи.
  • Развивать абстрактное мышление и воображение ребенка. Для этого врач может давать ребенку читать вслух книги со сказками или вымышленными историями, а затем обсуждать с ним сюжет.

Дидактические игры для детей с умственной отсталостью

  • Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.
  • Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.
  • Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.
  • Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее).

Упражнения и лечебная физкультура (ЛФК) для детей с умственной отсталостью

  • Развитие мелкой моторики рук. Так как данное нарушение чаще других встречается у умственно отсталых детей, упражнения по его коррекции должны быть включены в каждую программу занятий. Среди упражнений можно отметить сжимание и разжимание кистей рук в кулаки, разведение и сведение пальцев, прикосновение кончиками пальцев друг к другу, поочередное сгибание и разгибание каждого пальца в отдельности и так далее.
  • Коррекция деформаций позвоночника. Данное нарушение встречается у детей с тяжелой формой олигофрении. Для его коррекции применяются упражнения, развивающие мышцы спины и живота, суставы позвоночника, водные процедуры, упражнения на турнике и другие.
  • Коррекция двигательных нарушений. Если у ребенка отмечаются парезы (при которых он слабо двигает руками или ногами), упражнения должны быть направлены на развитие пораженных конечностей (сгибания и разгибания рук и ног, вращательные движения ими и так далее).
  • Развитие координации движений. Для этого можно выполнять такие упражнения как прыжки на одной ноге, прыжки в длину (после прыжка ребенок должен сохранить равновесие и остаться стоять на ногах), метание мяча.
  • Развитие мыслительных функций. Для этого можно выполнять упражнения, состоящие из нескольких последовательных частей (например, поставить руки на пояс, затем присесть, вытянуть руки вперед, а после этого выполнить то же самое в обратном порядке).

Также стоит отметить, что дети с легкой или умеренной степенью заболевания могут заниматься активными видами спорта, однако только при постоянном наблюдении инструктора или другого взрослого (здорового) человека.

  • Плавание. Это помогает им научиться решать сложные последовательные задачи (прийти в бассейн, переодеться, умыться, поплавать, снова умыться и одеться), а также формирует нормальное отношение к воде и к водным процедурам.
  • Прогулки на лыжах. Развивают двигательную активность и способность координировать движения рук и ног.
  • Катание на велосипеде. Способствует развитию равновесия, концентрации внимания и способности быстро переключаться с одной задачи на другую.
  • Путешествия (туризм). Смена обстановки стимулирует развитие познавательной деятельности умственно отсталого пациента. В то же время, при путешествии происходит физическое развитие и укрепление организма.

Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью

  • Обучение самообслуживанию – ребенка нужно научить самостоятельно одеваться, соблюдать правила личной гигиены, ухаживать за своей внешностью, принимать пищу и так далее.
  • Обучение посильному труду – уже с ранних лет дети могут самостоятельно раскладывать вещи, подметать улицу, пылесосить, кормить домашних животных или убирать за ними.
  • Обучение работе в команде – если родители идут выполнять какую-либо несложную работу (например, собирать грибы или яблоки, поливать огород), ребенка следует брать с собой, объясняя и наглядно демонстрируя ему все нюансы выполняемой работы, а также активно сотрудничая с ним (например, поручить ему приносить воду во время поливки огорода).
  • Разностороннее обучение – родителям следует обучать ребенка самым разным видам труда (даже если вначале выполнять какую-либо работу у него не получается).
  • Осознание ребенком пользы от своего труда – родители должны объяснить ребенку, что после поливки огорода на нем вырастут овощи и фрукты, которые малыш потом сможет съесть.

Прогноз при умственной отсталости

Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости?

  • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
  • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
  • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.

Продолжительность жизни детей и взрослых при олигофрении

Читать еще:
Оставить отзыв

Вы можете добавить свои комментарии и отзывы к данной статье при условии соблюдения Правил обсуждения.

Источник: http://www.tiensmed.ru/news/oligofreniya3.html

Ссылка на основную публикацию