Физическое развитие детей сирот

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Сущностная характеристика и особенности развития детей-сирот дошкольного возраста

Дети, лишенные родительской опеки, временно определяются в различные государственные учреждения (дома ребенка, интернаты и т.д.) Это дети, которые выросли без любви, потому что нежеланны, ненавистны от рождения, потому что ими никогда не интересовались и не занимались.

Психическое развитие детей, выросших без опеки родителей, отличаются от развития ребенка, воспитывающегося в семье.

Для того чтобы специалисты учреждений интернатного типа могли грамотно организовать процессы развития, воспитания и обучения детей, им необходимо знать их психические особенности.

Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботился. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими, а ведь самое ужасное чувство для любого человека – это быть никому ненужным.

По данным многих исследований психическое развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях: нет навыков продуктивного общения, контакты нервозны и поспешны, поверхностны.

Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Дети психологически отчуждены от людей и это открывает им «право» к правонарушению. У них появляется иждивенческая позиция «нам должны, дайте»; отсутствует бережливость и ответственность; присутствует непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие» – мы и они. От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста, т.к. у них не развита и искажена потребность в любви и признании, из-за нестабильного положения ребенка.

У ребенка в интернате отсутствует возможность побыть в одиночестве (именно при этом условии у ребенка происходит внутренняя работа, формируется самопознание). Отсутствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети из интерната в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Это способствует бродяжничеству и побегам.

Дети, воспитывающиеся вне семьи, не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях).

Дети не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них происходит ориентация на внешний контроль.

Вместо умения самому справиться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться и перекладывать ответственность на других.

У детей, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, снижена познавательная активность, с такими детьми важна работа всех специалистов, в частности, педагога-дефектолога.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей; низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Поведение таких детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики детей-сирот разного возраста.

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети раннего возраста, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей, которые растут в семье.

По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у детей в стертой форме, задерживается формирование чувства гордости за достижения, личностное новообразование дошкольного возраста. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития в эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети-сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в интернатное учреждение не знают как играть с игрушками. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество.

Дети дошкольного возраста в специальном учреждении отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников, как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет.

По данным исследований А.М. Прихожан, Н,Н. Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из интернатного учреждения, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры-драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников, поступивших из интернатных учреждений, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. Это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники интернатных учреждений с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью, групповое общение детей со взрослыми не предоставляет самостоятельности ребенку.

Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами девиантного поведения). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживания своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. По данным А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей, воспитывающихся в семье. Наиболее распространенными ответами подростков из специальных учреждений показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей.

Опыт переживания одиночества подростками, воспитывающихся в интернатных учреждениях составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, бродяжничество). При работе с подростками следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков из домов-интернатов подобное состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?».

Источник: http://studopedia.ru/7_60663_sushchnostnaya-harakteristika-i-osobennosti-razvitiya-detey-sirot-doshkolnogo-vozrasta.html

Статьи

У большинства ребятишек из детского дома присутствуют те или иные болезни, явные и неявные физические недостатки. Это обусловлено не только плохой наследственностью, но также средой и условиями жизни сирот. В этой статье хотелось бы подробнее объяснить, почему так происходит. Почему от этих ребят нельзя ожидать в физическом, эмоциональном и интеллектуальном плане того, что от ребенка из обычной семьи.

В 40-х годах группа английских психологов, которую возглавила Анна Фрейд, привела неопровержимые доказательства того, что условия воспитания в детских учреждениях закрытого типа препятствуют нормальному развитию ребенка.Анна Фрейд работала в приютах и детских домах и пыталась помочь справиться детям с болью от потери семьи и одиночеством. Но усилия зачастую были напрасны. Дети страдали, плохо развивались и даже умирали, но не от того, что был плохой уход за ними, а потому что рядом с ними не было любящего взрослого.

Как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале ХХ века. Эти феномены, впервые систематически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Шпитцем, были им названы феноменами госпитализма. Суть сделанного ученым открытия состояла в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых – бедная стимульная среда .

Ребенок, оказавшись в детском доме, интернате или другом учреждении часто оказывается в обедненной стимулами среде, которая, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, а для ребенка она особенно губительна. Воспитаннику не достает индивидуального понимания, не хватает положительных чувств, нормального человеческого общения. Вследствие этого у ребенка снижается эмоциональный тонус, слабеют защитные (иммунные) силы организма, он становится подвержен разного рода инфекциям и заболеваниям.

Необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и взрослых часто порождает тревожность, агрессивность. В отношении ребенка часто допускаются несправедливость, жестокость, проявляется моральное и физическое насилие. Все это создает в психике ребенка хронический стресс. Многие воспитанники детских домов страдают патологическими привычками: сосание пальцев, угла одеяла, грызение ногтей, раскачивание, выдергивание ресниц и волос, онанизм и др. Эти привычки появляются у ребенка на фоне нервно-психического напряжения и служат способом его разрешить. Зачастую ребята не знают, как можно правильно снять эмоциональное напряжение, у них нет человека, который бы мог их выслушать и тем самым помочь выплеснуть негативные чувства. Такое положение влияет на психосоматическое здоровье, т.е. напряжение на эмоциональном уровне прорывается в физические болезни. К психосоматическим проявлениям относятся: энурезы (недержание мочи), эндопрезы (недержание кала), запоры, сердечно-сосудистые заболевания, проблемы с почками, со зрением, слухом, нервные тики, разного рода аллергии, нейродерматиты и др.

Кроме этого при пониженном настроении снижается аппетит, выделяется нодостаточное количество соляной кислоты Это ведет к недостаточной обработке пищи от вредных микрбов, недостаточному усвоению питательных веществ и, следовательно, к болезням. Иногда на фоне стресса аппетит может быть повышен, но пища усваивается неправильно. Оказавшись после изъятия из неблагополучной семьи, где часто недоставало еды, у ребят может наблюдаться обжорство, они «кушают прозапас», под подушками прячут хлеб и другие продукты. Особенно это хорошо заметно, когда такой ребенок попадает в приемную семью. Такие дети не брезгают поднять с пола или из земли случайно упавшую конфету или что-то съедобное. Именно поэтому многие ребята страдают отравлениями, нарушением желудочно-кишечного тракта и расстройствами пищеварения.

Недостаток свежего воздуха, здорового отдыха, подвижности, езды на велосипеде, плавания приводит к снижению мышечной массы, проблемам опорно-двигательного аппарата, отставанию в физическом развитии и созревании.

Как известно дети детских домов любят сладости, это вызвано не столько их ограничением, сколько их потребностью компенсировать положительные эмоции. Часто можно у ребят наблюдать проблемы с кариесом.

Медицинское обслуживание таких детей не всегда проводится на хорошем уровне, поэтому к подростковому возрасту у сирот готов, как говорят, целый букет болезней. Таким образом, практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа и в условиях неблагополучия вне зависимости от возраста, имеют отклонения в физическом развитии.

Все это очень влияет на восприятие нового материала, способность концентрироваться, запоминать, выносить долгие физические, интеллектуальные и психические нагрузки. Многие из детей быстро устают, не могут и не умеют долго заниматься одним и тем же делом. Даже если у них есть хорошие задатки им трудно их развить по причинам изложенным выше.

Только условия семейного воспитания, где ребятам оказывается не только хороший уход, медицинское обслуживание, но и в особенности эмоциональная поддержка, могут улучшить ситуацию. И даже если не удастся предотвратить хронические болезни, то получится замедлить их развитие и степень проявления. Приемным родителям нужно помнить, что очень важно не только оберегать ребенка, пока он с вами, но и научить его заботиться о себе. К сожалению, есть случаи, когда сирота до 16 лет, находясь в условиях семьи, вышел на нормальный уровень по здоровью, но после оказался неспособным заботиться о нормальном сбалансированном питании, применять профилактические меры и своевременно обращаться в больницу. Здоровье такого подростка может оказаться под серьезной угрозой.

Хочется пожелать приемным родителям понимания детей-сирот, которых они берут на воспитание, терпения и снисхождения, грамотного подхода в поддержке их физических и душевных сил. Пусть ваши дети, в которых вы так много вкладываете, растут любимыми, эмоционально защищенными, духовно просвещенными и здоровыми. Мудрая любовь способна исцелить дух, душу и тело.

Материал подготовила психолог Королькова Н.А.

Источник: http://www.syrot.net/ru/novosty/staty/266-osobennosti-zdorov-ya-i-fizicheskogo-razvitiya-detej-sirot.html

Статьи

У большинства ребятишек из детского дома присутствуют те или иные болезни, явные и неявные физические недостатки. Это обусловлено не только плохой наследственностью, но также средой и условиями жизни сирот. В этой статье хотелось бы подробнее объяснить, почему так происходит. Почему от этих ребят нельзя ожидать в физическом, эмоциональном и интеллектуальном плане того, что от ребенка из обычной семьи.

В 40-х годах группа английских психологов, которую возглавила Анна Фрейд, привела неопровержимые доказательства того, что условия воспитания в детских учреждениях закрытого типа препятствуют нормальному развитию ребенка.Анна Фрейд работала в приютах и детских домах и пыталась помочь справиться детям с болью от потери семьи и одиночеством. Но усилия зачастую были напрасны. Дети страдали, плохо развивались и даже умирали, но не от того, что был плохой уход за ними, а потому что рядом с ними не было любящего взрослого.

Как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале ХХ века. Эти феномены, впервые систематически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Шпитцем, были им названы феноменами госпитализма. Суть сделанного ученым открытия состояла в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых – бедная стимульная среда .

Ребенок, оказавшись в детском доме, интернате или другом учреждении часто оказывается в обедненной стимулами среде, которая, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, а для ребенка она особенно губительна. Воспитаннику не достает индивидуального понимания, не хватает положительных чувств, нормального человеческого общения. Вследствие этого у ребенка снижается эмоциональный тонус, слабеют защитные (иммунные) силы организма, он становится подвержен разного рода инфекциям и заболеваниям.

Необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и взрослых часто порождает тревожность, агрессивность. В отношении ребенка часто допускаются несправедливость, жестокость, проявляется моральное и физическое насилие. Все это создает в психике ребенка хронический стресс. Многие воспитанники детских домов страдают патологическими привычками: сосание пальцев, угла одеяла, грызение ногтей, раскачивание, выдергивание ресниц и волос, онанизм и др. Эти привычки появляются у ребенка на фоне нервно-психического напряжения и служат способом его разрешить. Зачастую ребята не знают, как можно правильно снять эмоциональное напряжение, у них нет человека, который бы мог их выслушать и тем самым помочь выплеснуть негативные чувства. Такое положение влияет на психосоматическое здоровье, т.е. напряжение на эмоциональном уровне прорывается в физические болезни. К психосоматическим проявлениям относятся: энурезы (недержание мочи), эндопрезы (недержание кала), запоры, сердечно-сосудистые заболевания, проблемы с почками, со зрением, слухом, нервные тики, разного рода аллергии, нейродерматиты и др.

Кроме этого при пониженном настроении снижается аппетит, выделяется нодостаточное количество соляной кислоты Это ведет к недостаточной обработке пищи от вредных микрбов, недостаточному усвоению питательных веществ и, следовательно, к болезням. Иногда на фоне стресса аппетит может быть повышен, но пища усваивается неправильно. Оказавшись после изъятия из неблагополучной семьи, где часто недоставало еды, у ребят может наблюдаться обжорство, они «кушают прозапас», под подушками прячут хлеб и другие продукты. Особенно это хорошо заметно, когда такой ребенок попадает в приемную семью. Такие дети не брезгают поднять с пола или из земли случайно упавшую конфету или что-то съедобное. Именно поэтому многие ребята страдают отравлениями, нарушением желудочно-кишечного тракта и расстройствами пищеварения.

Недостаток свежего воздуха, здорового отдыха, подвижности, езды на велосипеде, плавания приводит к снижению мышечной массы, проблемам опорно-двигательного аппарата, отставанию в физическом развитии и созревании.

Как известно дети детских домов любят сладости, это вызвано не столько их ограничением, сколько их потребностью компенсировать положительные эмоции. Часто можно у ребят наблюдать проблемы с кариесом.

Медицинское обслуживание таких детей не всегда проводится на хорошем уровне, поэтому к подростковому возрасту у сирот готов, как говорят, целый букет болезней. Таким образом, практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа и в условиях неблагополучия вне зависимости от возраста, имеют отклонения в физическом развитии.

Все это очень влияет на восприятие нового материала, способность концентрироваться, запоминать, выносить долгие физические, интеллектуальные и психические нагрузки. Многие из детей быстро устают, не могут и не умеют долго заниматься одним и тем же делом. Даже если у них есть хорошие задатки им трудно их развить по причинам изложенным выше.

Только условия семейного воспитания, где ребятам оказывается не только хороший уход, медицинское обслуживание, но и в особенности эмоциональная поддержка, могут улучшить ситуацию. И даже если не удастся предотвратить хронические болезни, то получится замедлить их развитие и степень проявления. Приемным родителям нужно помнить, что очень важно не только оберегать ребенка, пока он с вами, но и научить его заботиться о себе. К сожалению, есть случаи, когда сирота до 16 лет, находясь в условиях семьи, вышел на нормальный уровень по здоровью, но после оказался неспособным заботиться о нормальном сбалансированном питании, применять профилактические меры и своевременно обращаться в больницу. Здоровье такого подростка может оказаться под серьезной угрозой.

Хочется пожелать приемным родителям понимания детей-сирот, которых они берут на воспитание, терпения и снисхождения, грамотного подхода в поддержке их физических и душевных сил. Пусть ваши дети, в которых вы так много вкладываете, растут любимыми, эмоционально защищенными, духовно просвещенными и здоровыми. Мудрая любовь способна исцелить дух, душу и тело.

Материал подготовила психолог Королькова Н.А.

Источник: http://www.syrot.net/ru/novosty/staty/266-osobennosti-zdorov-ya-i-fizicheskogo-razvitiya-detej-sirot.html

Ссылка на основную публикацию