Физическое воспитание и развитие ребенка младенческого возраста

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте Краткое содержание

Первые шаги в воспитании. Отсутствие связи практики физического ухода за детьми в младенческом возрасте с их личностным развитием. Передача ребенку характера и стиля общения от тех людей, которые ухаживают за ним в первые месяцы жизни. Формирование личностных качеств, определяющих общение ребенка с окружающими людьми. Значение младенческого возраста для последующего формирования и развития личности. Отсроченный характер внешних проявлений тех воспитательных воздействий, которые имели место в младенчестве. Младенческий, возраст как сензитивный для формирования экстра- и интровертированности, личной привязанности к людям. Пути развития и укрепления детской эмоциональной привязанности. Воспитание аккуратности и дисциплинированности.

Начало формирования социально важных качеств личности. Особое значение Раннего возраста для воспитания качеств личности, от которых зависят успехи Ребенка в различных видах деятельности: самооценки, уровня притязаний, потребности в достижении успехов, инициативности, самостоятельности, стремления к признанию. Социально-психологические условия воспитания правильной самооценки и адекватного уровня притязаний. Ранний возраст как подходящий для начала воспитания потребности в достижении успехов. Условия успешного развития потребности в достижении успехов у детей данного возраста. Взаимозависимость воспитания потребности в достижении успехов, самооценки, уровня притязаний и внутреннего локуса контроля. Важность раннего развития у детей стремления к одобрению и признанию. Оптимальные условия для воспитания самостоятельности и ответственности.

Нравственное воспитание детей в первые годы жизни. Понятия эмоционально-нравственного воспитания, нравственной воспитанности и нравственных чувств Благородные и неблагородные чувства. Доступность для детей раннего возраста восприятия и оценки нравственных чувств. Взаимосвязь нравственных суждений чувств и поступков. Значение потребности в эмоционально-положительном общении для формирования нравственных чувств. Особенности и возможности воспитания у детей раннего возраста нравственных суждений и поступков.

Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годы. Дисциплинированность как способность к внутренней саморегуляции. Роль физического воспитания в формировании дисциплинированности. Приоритет произвольности в управлении психическими процессами и состояниями. Роль слова в воспитании дисциплинированности. Комплексная развивающая функция физического воспитания. Несводимость физического воспитания к занятиям физической культурой и спортом. Управление физическим воспитанием ребенка через организацию деятельности, включающую координацию психических процессов, телесных и ручных движений. Значение гигиенического воспитания для общего развития ребенка.

Первые шаги в воспитании

Внешне легко обнаруживаемые признаки личности у ребенка впервые появляются в возрасте около трех лет. Однако это не означает, что именно в это время необходимо по-настоящему начинать воспитание. Оно фактически идет с первых месяцев жизни ребенка, и только его внешние результаты появляются к началу дошкольного возраста.

Первые, заложенные в младенчестве зерна воспитательных воздействий дают всходы в течение всего детства. Иными словами, то, что посеяно в младенчестве, впервые произрастает в раннем возрасте и продолжает расти в детстве, а плоды развития личности в это время пожинаются в течение всей жизни человека. Таково реальное значение начального этапа воспитания ребенка, приходящегося на младенческий и ранний возраст.

Беспомощность младенца, бедность его психологических и поведенческих реакций иногда создают иллюзию того, что в этом возрасте с ребенком как личностью ничего существенного не происходит. Это нередко порождает благодушие, ведет к необоснованному выводу о том, что в этом возрасте еще рано заниматься воспитанием ребенка.

Известно, что в разных странах, географических регионах и у разных народов практика обращения с детьми в младенчестве существенно различается. Даже тогда, когда мы сравниваем между собой социальные группы и семьи внутри одной и той же страны, мы обнаруживаем существенные различия в обращении взрослых с детьми. Данные различия касаются питания, физического ухода, воспитания и многого другого. Естественно, возникает вопрос: какое влияние это оказывает на психологическое развитие детей и их поведение?

Попытки напрямую связать практику физического ухода за детьми в ранние годы их жизни с дальнейшим личностным развитием детей успеха не имели. Значимой для воспитания, по-видимому, является не сама по себе эта практика, а социальные установки родителей, их отношение к воспитанию детей и их общение с ними.

Воспитание действительно начинается с общения, причем характер отношений матери с ребенком в первые месяцы его жизни определяет последующее личностное развитие самого ребенка. Многие личностные свойства, проявляемые человеком в общении с окружающими людьми, передаются от матери к ребенку, и вероятнее всего это происходит в младенчестве. Определенно можно сказать только одно: генотипический механизм передачи свойств по наследству здесь не срабатывает. Современная психология располагает многочисленными фактами, доказывающими, что от матери к ребенку или от человека, заменяющего ее в младенчестве, ребенку передаются многие качества, связанные с человеческими эмоциональными взаимоотношениями: потребность в общении (аффилиативная потребность), открытость в общении, стремление к сближению с людьми, расположенность к людям, доверие, привязанность или качества, противоположные названным. Эти свойства личности с раннего детства начинают определять характер ребенка, стиль его общения с людьми, влиять на складывающиеся у него взаимоотношения с окружающими и дальнейшее собственное личностное развитие. Уже на втором полугодии жизни у младенца начинает проявляться особое качество личности, сохраняющееся затем в течение всей последующей жизни,— привязанность к людям. Младенец довольно рано начинает больше симпатизировать одним, чем другим людям, стремится всегда находиться рядом с ними и чаще обращаться к ним за помощью.

Человек, ставший объектом младенческой привязанности, способен оказывать на ребенка более сильное воспитательное влияние, чем остальные люди. Ребенок при нем обычно спокоен, реже испытывает чувство страха, ведет себя более раскованно. Для развития детской привязанности, которая, конечно, является положительным личностным качеством человека, важна способность взрослого «чувствовать» ребенка, чутко отзываться на его сигналы (взгляд, движение, улыбка, голос, плач и т. п.). Дети психологически сильнее привязываются к людям, которые эмоционально-положительно реагируют на них самих. Теплота и мягкость обращения, подбадривание и поддержка способствуют развитию привязанности у детей.

К аккуратности и дисциплине ребенка необходимо активно приучать с первого года жизни. От раннего приобретения этих свойств непосредственно зависит развитие в будущем многих других полезных личностных качеств.

В обращении с ребенком младенческого возраста следует придерживаться золотого правила: все делать вовремя, не запаздывая и не забегая вперед. И еще одно правило: никогда не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Наступление раннего возраста связано с открывающимися возможностями для воспитания у детей таких ценных личностных качеств, которые наряду с интеллектуальными способностями, знаниями, умениями и навыками определяют успехи детей в различных видах деятельности. Это — самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию (честолюбие). Ранний возраст представляет собой начало сензитивного периода формирования всего этого важнейшего комплекса личностных качеств человека.

Сравнивая себя с окружающими людьми, многие дети уже в возрасте около трех лет имеют определенную самооценку. Если она правильная, т. е. соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребенка, то он быстрее продвигается в своем развитии. Если самооценка оказывается неверной (что часто случается, когда ребенка неоправданно много хвалят или ругают), то нередко наступает задержка в психическом развитии. Ребенок с заниженной самооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы вполне мог добиться успеха. Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается. О правильности самооценки у детей необходимо начинать заботиться примерно с полуторагодовалого возраста.

Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый. Следовательно, именно взрослый в это время формирует самооценку ребенка. Родителям или воспитателям особенно важно следить за тем, чтобы их оценки, даваемые детям, были правильными. Значения таких слов, как «хорошо», «плохо», «молодец», и ряда других понимают уже полуторагодовалые-двухлетние дети. Их использование взрослым в общении с ребенком прямо влияет на формирующуюся самооценку ребенка. Большую роль в этом процессе играют побуждения ребенка со стороны взрослого к оцениванию других детей, людей и самого себя. Если ребенок ошибается в оценке, взрослый должен его поправить и объяснить, почему тому или иному человеку или самому ребенку нужно дать другую оценку.

В одно время с самооценкой в онтогенезе складывается уровень притязаний, т. е. величина тех успехов, на которые рассчитывает ребенок в различных видах деятельности. Уровень притязаний зависит от того, каких результатов добивается ребенок, насколько часто его преследуют неудачи и как оцениваются успехи и неудачи. Если успехи в жизни ребенка встречаются чаще, чем неудачи, то у него формируется высокий уровень притязаний; если, напротив, неудачи встречаются чаще, чем успехи, то возникает низкий уровень притязаний. Очень важно, чтобы в процессе воспитания сформировался адекватный уровень притязаний ребенка, не завышенный и не заниженный, соответствующий его реальным возможностям. для этого бытовые и игровые задания, которые выполняет ребенок, должны находиться на верхнем пределе возможностей ребенка, быть для него достаточно трудными, но доступными. Для того чтобы уровень притязаний был адекватным, необходимо также стремиться к тому, чтобы частота успехов ребенка примерно соответствовала частоте его неудач.

Нормальный уровень притязаний обычно имеют дети, которые не испытывают частых неудач, воспитываются в атмосфере доброжелательности и терпимости. Излишне опекаемые дети, лишенные поведенческой свободы и независимости, нередко имеют заниженный уровень притязаний. Ребенок, выросший в атмосфере строгости, воспитываемый исключительно методом поощрений и наказаний, может иметь умеренно высокий уровень притязаний. Наконец, ребенок, рано испытавший множество удач, капризный нередко обладает завышенным уровнем притязаний.

Самооценка и уровень притязаний взаимосвязаны в развитии, но сами по себе лишь в малой степени определяют те усилия, которые ребенок прилагает в решении разнообразных задач. Эти усилия больше зависят от особого личностного качества, которое называется потребностью в достижении успехов. Ранний возраст выступает как начало сензитивного периода ее воспитания.

Интересную закономерность, показывающую связь системы воспитания детей с развитием у них этой потребности, обнаружил Д. Макклелланд. Он показал, что формирование с раннего возраста самостоятельности и чувства ответственности у детей, развитие у них стремления к достижению успехов положительно связаны с социально-экономическим развитием страны, где живут эти дети. Став взрослыми, люди, воспитанные подобным образом, начинают проявлять соответствующие положительные качества личности в своей профессиональной работе и тем самым способствуют развитию экономики своей страны. Такое воспитание ведет к усилению предпринимательской деятельности. В истории развития ряда европейских стран— Греции, Испании и Англии— подъемы и спады показателей мотивации достижения успехов предшествовали, соответственно, подъемам и спадам в их экономическом развитии. Аналогичная зависимость обнаружилась между количеством патентов, полученных за изобретения (данные по США с 1810 по 1950 г.), и динамикой величины мотива достижения успехов у населения страны.

Потребность в достижении успехов у ребенка раннего возраста начинает складываться под влиянием системы поощрений и наказаний, применяемых для стимулирования ребенка в его игровой деятельности. Если практика воспитания такова, что взрослые обращают особое внимание на успехи ребенка и почти не реагируют на его неудачи, то у ребенка формируется и закрепляется именно потребность в достижении успехов. Такой ребенок с удовольствием берется за любое дело, непременно старается добиться в нем успеха и заслужить похвалу. Особенно сильно его стремление к успехам проявляется в том случае, когда в практической деятельности он соревнуется с другими детьми.

В том случае, если взрослый в процессе воспитания игнорирует успехи ребенка и чаще наказывает его за неудачи, то у ребенка складывается и закрепляется иное мотивационное качество личности: стремление избежать неудачи. Такой ребенок берется за качественное выполнение тех или иных заданий или стремится выиграть соревнование лишь под угрозой страха наказания, и хотя он при этом может добиться успеха, но внутренне к нему по своей инициативе не стремится. Успех стимулируется поощрением, вызывает у ребенка положительные эмоции, и, стремясь еще раз их пережить, ребенок вновь старается добиться успеха. Таков циклический психологический механизм действия поощрений, которые стимулируют развитие у детей потребности в достижении успехов.

Для воспитания у ребенка трудолюбия не безразлично, что доминирует в системе его стимулирования: поощрения или наказания. Для того чтобы в раннем детстве у ребенка формировалась и укреплялась потребность в достижении успехов, необходимо в стимулировании его практической деятельности руководствоваться следующими правилами:

1. Всеми возможными мерами поддерживать и закреплять у детей положительные аффективно окрашенные переживания, связанные с достижениями успехов в практической деятельности.

2. Способствовать осознанию ребенком этих переживаний как связанных именно с успехами.

3. Укреплять и повышать стимулирующую роль таких переживаний через их соединение с актуальными потребностями, целями и интересами.

Развитию мотива достижения успехов у детей способствует постановка перед ними достаточно сложных, но реалистических с точки зрения возможности их решения задач, знание детьми своих сильных и слабых сторон (адекватная самооценка), вера в возможность достижения успеха, умение намечать план и последовательно реализовывать программу действий, ведущих к успеху, а также получать и пользоваться обратной информацией о достигнутых результатах. Все это—общие мотивационно-психологические требования к развитию мотивации достижения успехов. В рудиментарной, простейшей форме большинство из них могут быть реализованы в работе с детьми раннего возраста. Иными словами, всякая воспитательная программа, рассчитанная на развитие потребности в достижении успехов, должна учитывать функциональную зависимость, существующую между этой потребностью, самооценкой и уровнем притязаний. Важно также, чтобы причины своих успехов и неудач ребенок научился видеть в себе самом, в своем старании или его отсутствии, в прилагаемых усилиях или собственной пассивности, т. е. необходимо добиться того, чтобы с раннего детства у ребенка формировался внутренний локус контроля.

Оказалось, что желание родителей видеть своих детей стремящимися к достижению успехов далеко не всегда совпадает с поведением и мотивацией самого ребенка. У детей сверхтребовательных родителей больше выражен мотив избегания неудачи, чем мотив достижения успехов. Выяснилось, что оптимальным для ускоренного развития мотивации достижения успехов у детей является такой период их жизни, когда у ребенка уже сформировалась выраженная аффективная реакция на успех и неудачу, но вместе с тем эта реакция еще является достаточно общей, не связанной со специфическими социальными ситуациями.

Лучшие результаты в воспитании мотивации достижения успехов получаются в том случае, когда родители правильно оценивают способности своих детей, и худшие—тогда, когда способности детей сильно завышаются или занижаются родителями. К этому следует добавить необходимость предъявления ребенку умеренных требований, так как чрезмерная требовательность не ведет к развитию сильной мотивации достижения успехов даже в случае адекватной оценки детьми своих способностей.

Более сильный мотив достижения, ориентированный на успех, складывается, по-видимому, тогда, когда успех ребенка сопровождается его похвалой и демонстрацией со стороны взрослого человека, общающегося с ребенком, своего личного расположения к нему. При этом неудачи ребенка, в особенности те, по поводу которых он сам сильно переживает, как бы не замечаются взрослым, но вместе с тем к ребенку предъявляются достаточно высокие требования, касающиеся качественных и количественных результатов его деятельности.

Для младших детей преобладание положительных или отрицательных эмоций имеет большее значение, чем для детей старшего возраста. Для последних важнее уровень родительских стандартов, о которых они могут прямо или косвенно судить по тому, за что их поощряют или наказывают родители. Высокие стандарты достижений, устанавливаемые родителями для детей, сказываются на их мотивации достижения успехов. Такие родители более эмоционально реагируют на успехи детей: положительно при удачах и отрицательно при неудачах.

Установлено, что если матери поощряют старание детей, то, оказавшись в детском дошкольном учреждении, такие дети сами начинают проявлять повышенную инициативу в играх и учении.

В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качество, которое вместе с уже рассмотренными полезными личностными свойствами играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие. С данным качеством также связано становление ответственности и чувства долга у человека.

Описанный комплекс личностных свойств был бы незавершенным и не стал бы обладать достаточной стимулирующей силой, обеспечивающей полноценное личностное развитие ребенка с учетом требований современной жизни, если бы не был дополнен еще одним важным свойством: самостоятельностью ребенка в суждениях и поступках. Благоприятные условия для воспитания данного качества также складываются в раннем детстве. Уже к трем годам ребенок открыто заявляет о своих претензиях на самостоятельность, и взрослому необходимо это вовремя заметить и поддержать.

Следует также стимулировать каждую попытку ребенка к совершению самостоятельных действий: самостоятельность мышления, самостоятельность в принятии решений, самообслуживание, самостоятельность в практических действиях и т. п. Продвигаясь шаг за шагом, воспитание самостоятельности должно постепенно распространяться от сравнительно простых к более сложным действиям и ситуациям, последовательно вести к расширению жизненного опыта ребенка.

Существенное значение для дальнейшего развития личности имеет не только раннее воспитание самостоятельности, но также соответствие требований, предъявляемых ребенку, его возможностям и уже достигнутому уровню интеллектуально-личностной зрелости. Заметим, что раннее воспитание самостоятельности у детей, опережающее естественный ход их развития, придает особый вес внешней оценке достижений ребенка при формировании у него мотива достижения успеха.

Как одну из главных задач актуального воспитания детей следует рассматривать задачу формирования с раннего детства внутренней свободы ребенка. Без такой свободы мы никогда не осуществим подлинную перестройку сознания людей и не достигнем в нашей стране высокого уровня социально-экономического развития. Многочисленные неудачи в прошлом, связанные с попытками совершения подобных переворотов в сознании (имеется в виду многовековая история Российского государства), не в последнюю очередь определялись недостатками в теории и практике воспитания детей. Положение дел в нашем веке усугубила господствовавшая в течение многих десятилетий после Октябрьской социалистической революции и ложно понятая коллективистская система воспитания, о существенных недостатках которой говорилось в предыдущей главе. Вместо коллективиста как индивида, не имеющего своего, отличного от коллектива лица и полностью зависящего от него, необходимо с раннего детства формировать свободную, независимую личность.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/5764819/page:89/

Физическое развитие младенца

Время появления движений

Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

Сидит с поддержкой

Хватает рукой предметы

Сидит без поддержки

Садится без посторонней помощи

Стоит с поддержкой; ползает на животе

Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

Стоит без поддержки

Ходит, держась одной рукой

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте

Возраст в месяцах

Когда на глазах у ребенка пря-чется предмет, не наблюдается никаких определенных действий

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место

Ребенок больше не делает ошибок, характерных 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком

Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком

Ребенок может найти предмет полностью закрытый платком

Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах

Общая схема возрастного развития ребёнка раннего возраста (от года до трёх лет)

Социальная ситуация развития

Это ситуация совместной деятельности со взрослым, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребёнку открылись и затем стали его миром. ССР можно описать схемой: «ребёнок – ПРЕДМЕТ – взрослый», причём общение носит характер ситуативно-делового. Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребёнок в то же время должен выполнять индивидуальную деятельность. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста.

Ведущий вид деятельности

Ядром возраста является предметно-манипулятивная деятельность с ведущим мотивом овладения общественно выработанными способами действия с предметами. Мотив деятельности перемещается от взрослого на общественный предмет (фетишизация предмета). Общение перестаёт быть деятельностью в собственном смысле слова, оно выступает как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. ВВД открывает функции предметов: 1 фаза – с предметом выполняются любые действия; 2 фаза – предмет употребляется только по назначению; 3 фаза – ребёнок знает основную функцию предмета, но может выполнять любые действия, усваивая их назначение и правила поведения в обществе. Появляются орудийные предметы – усваивается принцип употребления орудий. Игра ещё не осознана. Игровая ситуация плохо дифференцируется от ситуации реальной. Игрушка – предмет, моделирующий предмет взрослого мира.

Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребёнок увидел себя самого и появился феномен сознания «Я сам». Появляется структурное и системное строение сознания – формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом.

«Аффективное» восприятие объектов и ситуаций.

Развитая активная речь, которая характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учётом согласованности слов; началом фонематического анализа, поиском смысловых связей. К 3-м годам – освоение грамматического состава речи.

Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий.

Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание.

Развитие познавательных процессов происходит в предметной деятельности, начинается их вербализация, т.е. опосредствование речью и приобретение произвольности.

Ведущей психической функцией является восприятие, которое находится в центре сознания и влияет на развитие образной памяти и мышления. Основными направлениями развития восприятия являются перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Поведение ребёнка полностью определяется восприятием, важная характеристика которого – аффективная окрашенность.

У детей в этом возрасте наблюдается сенсомоторное единство, т.е. любую увиденную вещь нужно потрогать, пощупать. Это единство создаёт условия для развития мышления. Происходит постепенный переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, способность к переносу приобретённого опыта в новое умение устанавливать связи между предметами и явлениями путём экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.

Речь с мышлением ещё не связаны. Понимание и говорение вместе представляют акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака воспринимаемого слова к значению – конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот – от значения к знаку. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых, под влиянием речи перестраиваются психические процессы.

Память в раннем возрасте носит непроизвольный характер, появляется воспоминание и латентный период его увеличивается. Память ещё не действует как отдельный процесс, развивается оперативная память.

Достаточно развито воображение.

В этом возрасте закладывается личность ребёнка. Личностное новообразование – формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Ребёнок уже откликается на своё имя, узнаёт себя в зеркале и пользуется местоимением «Я». Формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний. Развитие эмпатии. Появляется потребность в самостоятельности. В начале 3-го года – потребность в достижении успехов, приписывание своих успехов и неудач каким-либо обстоятельствам; появляется способность различать задания разной степени трудности, умение различать способности и прилагаемые усилия.

Социальное развитие идёт по двум направлениям: 1. через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом; 2. через взаимодействие ребёнка с предметом в мире постоянных вещей. Процесс осуществляется через посредника – взрослого и соучастника усвоения социальных норм – ровесника. Развиваются основы отношения человека к человеку. Развивается притязание на признание со стороны взрослого, которое становится потребностью ребёнка, определяющей успешность его развития.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/6057085/page:4/

Физическое развитие младенца

Время появления движений

Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

Сидит с поддержкой

Хватает рукой предметы

Сидит без поддержки

Садится без посторонней помощи

Стоит с поддержкой; ползает на животе

Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

Стоит без поддержки

Ходит, держась одной рукой

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте

Возраст в месяцах

Когда на глазах у ребенка пря-чется предмет, не наблюдается никаких определенных действий

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место

Ребенок больше не делает ошибок, характерных 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком

Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком

Ребенок может найти предмет полностью закрытый платком

Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах

Общая схема возрастного развития ребёнка раннего возраста (от года до трёх лет)

Социальная ситуация развития

Это ситуация совместной деятельности со взрослым, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребёнку открылись и затем стали его миром. ССР можно описать схемой: «ребёнок – ПРЕДМЕТ – взрослый», причём общение носит характер ситуативно-делового. Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребёнок в то же время должен выполнять индивидуальную деятельность. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста.

Ведущий вид деятельности

Ядром возраста является предметно-манипулятивная деятельность с ведущим мотивом овладения общественно выработанными способами действия с предметами. Мотив деятельности перемещается от взрослого на общественный предмет (фетишизация предмета). Общение перестаёт быть деятельностью в собственном смысле слова, оно выступает как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. ВВД открывает функции предметов: 1 фаза – с предметом выполняются любые действия; 2 фаза – предмет употребляется только по назначению; 3 фаза – ребёнок знает основную функцию предмета, но может выполнять любые действия, усваивая их назначение и правила поведения в обществе. Появляются орудийные предметы – усваивается принцип употребления орудий. Игра ещё не осознана. Игровая ситуация плохо дифференцируется от ситуации реальной. Игрушка – предмет, моделирующий предмет взрослого мира.

Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребёнок увидел себя самого и появился феномен сознания «Я сам». Появляется структурное и системное строение сознания – формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом.

«Аффективное» восприятие объектов и ситуаций.

Развитая активная речь, которая характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учётом согласованности слов; началом фонематического анализа, поиском смысловых связей. К 3-м годам – освоение грамматического состава речи.

Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий.

Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание.

Развитие познавательных процессов происходит в предметной деятельности, начинается их вербализация, т.е. опосредствование речью и приобретение произвольности.

Ведущей психической функцией является восприятие, которое находится в центре сознания и влияет на развитие образной памяти и мышления. Основными направлениями развития восприятия являются перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Поведение ребёнка полностью определяется восприятием, важная характеристика которого – аффективная окрашенность.

У детей в этом возрасте наблюдается сенсомоторное единство, т.е. любую увиденную вещь нужно потрогать, пощупать. Это единство создаёт условия для развития мышления. Происходит постепенный переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, способность к переносу приобретённого опыта в новое умение устанавливать связи между предметами и явлениями путём экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.

Речь с мышлением ещё не связаны. Понимание и говорение вместе представляют акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака воспринимаемого слова к значению – конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот – от значения к знаку. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых, под влиянием речи перестраиваются психические процессы.

Память в раннем возрасте носит непроизвольный характер, появляется воспоминание и латентный период его увеличивается. Память ещё не действует как отдельный процесс, развивается оперативная память.

Достаточно развито воображение.

В этом возрасте закладывается личность ребёнка. Личностное новообразование – формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Ребёнок уже откликается на своё имя, узнаёт себя в зеркале и пользуется местоимением «Я». Формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний. Развитие эмпатии. Появляется потребность в самостоятельности. В начале 3-го года – потребность в достижении успехов, приписывание своих успехов и неудач каким-либо обстоятельствам; появляется способность различать задания разной степени трудности, умение различать способности и прилагаемые усилия.

Социальное развитие идёт по двум направлениям: 1. через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом; 2. через взаимодействие ребёнка с предметом в мире постоянных вещей. Процесс осуществляется через посредника – взрослого и соучастника усвоения социальных норм – ровесника. Развиваются основы отношения человека к человеку. Развивается притязание на признание со стороны взрослого, которое становится потребностью ребёнка, определяющей успешность его развития.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/6057085/page:4/

Ссылка на основную публикацию