Условия нормального речевого развития ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Основные закономерности условия нормального речевого развития дошкольника

Раздел 1. Дидактические основы развития речи дошкольников

Основные закономерности условия нормального речевого развития дошкольника

Известный русский писатель К. Аксаков сказал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Это воссоздание идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни ребенка. С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет ещё года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребенка. Человек в своекм физическом и психическом развитии проходит такие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольное детство, младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость.

Интеллект, появившись на ступени раннего детства, интенсивно развивается в дошкольный и школьный периоды, но совершенствование его возможно лишь при непременном условии овладения речи, которая является средством мышления. Сила родного языка как фактора развития интеллекта, эмоций, воли, в целом – личности, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим миром. Следовательно, необходимо учитывать зависимость психического развития ребёнка от освоения им речи. Речь – инструмент развития высших психических функций растущего человека. Формируя у ребёнка навыки общения, обогащая разнообразные средства коммуникации, лексические, грамматические, интонационно-выразительные, — взрослые одновременно способствуют общему психическому и социальному развитию ребёнка, создают постепенно предпосылки для успешного школьного обучения. Необходимо помнить об условиях, необходимых для нормального речевого развития ребёнка. Среди них выделяют биологические условия, к которым относятся физическое здоровье и развитие ребенка, здоровая нервная система, сохранность зрения и слуха. Отклонения в системе анализаторов, заболевания нервной системы задерживают речевое развитие на начальных возрастных ступенях. Однако и в этих случаях помощь детского психоневролога и педиатра, дефектолога, логопеда и психолога способствует коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии.

Первый год жизни, не смотря на то, что у ребёнка обычной речи нет, очень важен для его психического развития, особенно тех функций, которые связаны с формированием речи. В это период у детей появляются и обогащаются предречевые средства коммуникации и выражения психофизического состояния: это крик с различной интонационной окраской, гуление в моменты эмоционального общения ребёнка со взрослыми, лепет, появляющийся в период освоения функции сидения в четыре-пять месяцев, лепетная речь, характеризующаяся построением звукокомплексов, слогов и отдельных слов, тесно связанная с ритмическими движениями ребёнка. К концу первого года появляются первые осмысленно произнесённые слова, при этом понимание обращенной речи у ребенка значительно шире объема произносимых им десяти-двенадцати слов. Возраст одного года-полутора лет считается первым критическим периодом в развитии речи ребёнка. В этом возрасте отмечается интенсивное развитие корковых речевых зон, формируются предпосылки речи, складываются основы коммуникативного поведения, движущей силой которого является потребность в общении. Взрослым следует учесть особую чувствительность центральной нервной системы и предотвратить действия даже на первый взгляд незначительных факторов, которые негативно сказываются на становлении речевой функции. К ним относятся недостатки вскармливания, питания, ограничения ребёнка в движении, простудные заболевания и детские инфекции, отсутствие физического и психологического комфорта, эмоционального и речевого общения, дефицит душевного тепла и любви к ребёнку. Необходимым условием нормального развития речи ребёнка является совершенствование его движений: в короткое время он овладевает ходьбой, предметной деятельностью. У ребёнка появляется больше возможностей для освоения окружающего пространства, разнообразных действий с предметами, игрушками. Взрослым следует умело использовать развивающий потенциал окружающей среды, тех условий, в которых воспитывается ребёнок. От этого зависит увеличение объема речевых навыков, речевая активность ребёнка, его общее развитие. Пожалуй, самым важным средством языкового развития ребёнка является речь родителей, близких людей. Дети осваивают речь в процессе подражания: они подражают артикуляции, мимике, бессознательно перенимают ту речь, которую слышат от окружающих, даже её дефекты. Это следует учесть в воспитании ребёнка раннего возраста. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием нормального его психического, интеллектуального развития. Особое внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях необходимо потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Второй период особой чувствительности речевой функции к различным вредностям, критический период, относится к двум с половиной — трём годам. В это время ребёнок активно овладевает фразовой речью, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Развёрнутая речь, реализация ребёнком речевого замысла сопровождается психическим и эмоциональным напряжением. Это может приводить к паузам в высказывании, повторению отдельных слогов, слов, словосочетаний. Могут наблюдаться учащение дыхания, мышечное напряжение, а также особенности поведения: некоторое упрямство, негативизм и др. Взрослые, конечно, должны учитывать в ходе индивидуального общения трудности ребёнка, проявлять терпение, не делать резких замечаний. Ребёнок достаточно понятно для окружающих может выразить словами, предложениями, в коротком высказывании свои желания ,наблюдения, а также хорошо понять обращённую к нему речь. При этом ребёнок нуждается в ощущении эмоционального участия близких в его жизни, в проявлении искреннего интереса взрослых к его занятиям, в совместной со взрослым деятельности и, конечно, поддержке и одобрении. Психологический комфорт, удовлетворение взрослыми детских познавательных потребностей способствует формированию у ребёнка культурного поведения, в том числе и речевого. Кроме коммуникативной и познавательной функций речь выполняет функцию регулятора поведения. С помощью регулирующих поведение слов: «нельзя», «можно», «надо», — ребёнок усваивает и понятия «хорошо», «плохо». Слово «можно» разрешает добрые, хорошие поступки на пользу окружающим; слово «надо» настраивает ребёнка на волевые усилия, преодоление внутренних трудностей: не хочется, а надо…

В воспитании ребёнка взрослым следует помнить, что слово «нельзя», глаголы-приказания должны усваиваться без отрицательных эмоций, тогда благоприятной, развивающей и воспитывающей домашней среде и в детском саду ребёнок воспримет и поймёт таки слова родного языка, как доброта, забота, отзывчивость, правдивость, скромность, трудолюбие и научится вести себя в соответствии с нравственными требованиями.

Третий период особой чувствительности речевой системы (критический период) касается возраста пяти с половиной – семи лет. В этом возрасте интенсивно развиваются все функции речи, особенно коммуникативная, познавательная. Ребёнок активен в игровой, изобразительной, музыкальной, речевой деятельности, труде, общении. Он осваивает правила коммуникативного поведения, в развёрнутых высказываниях правильно использует лексико-грамматические и произносительные средства. Ребёнок в этом возрасте крайне чувствителен к качеству речевых образцов, замечает недочёты, грубость в речи окружающих, переживает по поводу несовершенств (дефектов) собственной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему в связи с началом обучения, освоения письма и чтения. Негативное влияние на развитие речи дошкольника могут оказать хронические заболевания, длительное эмоциональное напряжение, психологические и психические нагрузки, стрессы, переживание, ограничение речевого общения со взрослыми и сверстниками, недостаточность положительной оценки со стороны взрослого деятельности, поведения ребёнка, отсутствие внимания, похвалы, одобрения.

Участие мальчиков и девочек в домашних делах с последующим обсуждением результатов, семейный отдых, способствующий умственному, нравственному, социальному развитию детей и укреплению физического здоровья; рисование, лепка, конструирование, которыми любят заниматься дошкольники; игры, упражнения, чтение книг и просмотр фильмов в семейном кругу – вот, краткий перечень тех занятий, во время которых культурная речь участников, родное слово даёт уроки нравственности, эстетики, становится мощным средством умственного развития ребёнка. Все родители хотят, чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе, учились легко и с интересом. Чтобы добиться отличных результатов, нужно вместе с детьми потрудиться. А чтобы этот труд был не в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру. Игра- основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. «Один неспособный мальчик,- писал Я. Корчак, — придумал себе такую игру: «Когда я решаю задачу, цифры- это солдаты, а я – полководец. Ответ- крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово- это сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я наберу высоту в три километра»». Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребёнку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, совершенствовании навыков общения. Там, где родители и дети дружат, получают удовольствие от общения, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко. Советуем учесть в работе с детьми закономерности естественного усвоения родного языка:

1. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи осуществлялось полноценно, учитывались возрастные особенности и возможности ребёнка, использовались разнообразные средства, создавались благоприятные условия, то на следующем этапе процесс обогащения речи идёт успешнее, более быстрыми темпами.

2. Родной язык усваивается, если развивается мышление, воображение, лексические и грамматические навыки приобретаются параллельно, слово усваивается в единстве звучания и значения, ребёнок овладевает языковыми значениями разной степени обобщённости.

3. Если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности, совершенствуется эмоциональная сфера ребёнка, родной язык усваивается успешнее.

4. Родной язык усваивается, если у ребёнка развивается в соответствии с возрастными возможностями речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

5. Если у ребёнка развивается в соответствии с возрастом память, развивается чувство языка, интуитивное правильное использование языковых средств, родной язык усваивается быстрее, успешнее.

6. Успехи в овладении грамотой, чтением и письмом, зависят от уровня развития познавательных способностей и устной речи. (Л.П. Федоренко).

Занятия по развитию речи, несомненно, доставляют радость детям и взрослым, оживляют интерес к овладению бесценным даром слова, расширяют кругозор и развивают потребность познания, новых впечатлений.

Источник: http://lektsii.org/3-102929.html

Основные закономерности условия нормального речевого развития дошкольника

Раздел 1. Дидактические основы развития речи дошкольников

Основные закономерности условия нормального речевого развития дошкольника

Известный русский писатель К. Аксаков сказал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Это воссоздание идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни ребенка. С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет ещё года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребенка. Человек в своекм физическом и психическом развитии проходит такие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольное детство, младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость.

Интеллект, появившись на ступени раннего детства, интенсивно развивается в дошкольный и школьный периоды, но совершенствование его возможно лишь при непременном условии овладения речи, которая является средством мышления. Сила родного языка как фактора развития интеллекта, эмоций, воли, в целом – личности, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим миром. Следовательно, необходимо учитывать зависимость психического развития ребёнка от освоения им речи. Речь – инструмент развития высших психических функций растущего человека. Формируя у ребёнка навыки общения, обогащая разнообразные средства коммуникации, лексические, грамматические, интонационно-выразительные, — взрослые одновременно способствуют общему психическому и социальному развитию ребёнка, создают постепенно предпосылки для успешного школьного обучения. Необходимо помнить об условиях, необходимых для нормального речевого развития ребёнка. Среди них выделяют биологические условия, к которым относятся физическое здоровье и развитие ребенка, здоровая нервная система, сохранность зрения и слуха. Отклонения в системе анализаторов, заболевания нервной системы задерживают речевое развитие на начальных возрастных ступенях. Однако и в этих случаях помощь детского психоневролога и педиатра, дефектолога, логопеда и психолога способствует коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии.

Первый год жизни, не смотря на то, что у ребёнка обычной речи нет, очень важен для его психического развития, особенно тех функций, которые связаны с формированием речи. В это период у детей появляются и обогащаются предречевые средства коммуникации и выражения психофизического состояния: это крик с различной интонационной окраской, гуление в моменты эмоционального общения ребёнка со взрослыми, лепет, появляющийся в период освоения функции сидения в четыре-пять месяцев, лепетная речь, характеризующаяся построением звукокомплексов, слогов и отдельных слов, тесно связанная с ритмическими движениями ребёнка. К концу первого года появляются первые осмысленно произнесённые слова, при этом понимание обращенной речи у ребенка значительно шире объема произносимых им десяти-двенадцати слов. Возраст одного года-полутора лет считается первым критическим периодом в развитии речи ребёнка. В этом возрасте отмечается интенсивное развитие корковых речевых зон, формируются предпосылки речи, складываются основы коммуникативного поведения, движущей силой которого является потребность в общении. Взрослым следует учесть особую чувствительность центральной нервной системы и предотвратить действия даже на первый взгляд незначительных факторов, которые негативно сказываются на становлении речевой функции. К ним относятся недостатки вскармливания, питания, ограничения ребёнка в движении, простудные заболевания и детские инфекции, отсутствие физического и психологического комфорта, эмоционального и речевого общения, дефицит душевного тепла и любви к ребёнку. Необходимым условием нормального развития речи ребёнка является совершенствование его движений: в короткое время он овладевает ходьбой, предметной деятельностью. У ребёнка появляется больше возможностей для освоения окружающего пространства, разнообразных действий с предметами, игрушками. Взрослым следует умело использовать развивающий потенциал окружающей среды, тех условий, в которых воспитывается ребёнок. От этого зависит увеличение объема речевых навыков, речевая активность ребёнка, его общее развитие. Пожалуй, самым важным средством языкового развития ребёнка является речь родителей, близких людей. Дети осваивают речь в процессе подражания: они подражают артикуляции, мимике, бессознательно перенимают ту речь, которую слышат от окружающих, даже её дефекты. Это следует учесть в воспитании ребёнка раннего возраста. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием нормального его психического, интеллектуального развития. Особое внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях необходимо потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Второй период особой чувствительности речевой функции к различным вредностям, критический период, относится к двум с половиной — трём годам. В это время ребёнок активно овладевает фразовой речью, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Развёрнутая речь, реализация ребёнком речевого замысла сопровождается психическим и эмоциональным напряжением. Это может приводить к паузам в высказывании, повторению отдельных слогов, слов, словосочетаний. Могут наблюдаться учащение дыхания, мышечное напряжение, а также особенности поведения: некоторое упрямство, негативизм и др. Взрослые, конечно, должны учитывать в ходе индивидуального общения трудности ребёнка, проявлять терпение, не делать резких замечаний. Ребёнок достаточно понятно для окружающих может выразить словами, предложениями, в коротком высказывании свои желания ,наблюдения, а также хорошо понять обращённую к нему речь. При этом ребёнок нуждается в ощущении эмоционального участия близких в его жизни, в проявлении искреннего интереса взрослых к его занятиям, в совместной со взрослым деятельности и, конечно, поддержке и одобрении. Психологический комфорт, удовлетворение взрослыми детских познавательных потребностей способствует формированию у ребёнка культурного поведения, в том числе и речевого. Кроме коммуникативной и познавательной функций речь выполняет функцию регулятора поведения. С помощью регулирующих поведение слов: «нельзя», «можно», «надо», — ребёнок усваивает и понятия «хорошо», «плохо». Слово «можно» разрешает добрые, хорошие поступки на пользу окружающим; слово «надо» настраивает ребёнка на волевые усилия, преодоление внутренних трудностей: не хочется, а надо…

В воспитании ребёнка взрослым следует помнить, что слово «нельзя», глаголы-приказания должны усваиваться без отрицательных эмоций, тогда благоприятной, развивающей и воспитывающей домашней среде и в детском саду ребёнок воспримет и поймёт таки слова родного языка, как доброта, забота, отзывчивость, правдивость, скромность, трудолюбие и научится вести себя в соответствии с нравственными требованиями.

Третий период особой чувствительности речевой системы (критический период) касается возраста пяти с половиной – семи лет. В этом возрасте интенсивно развиваются все функции речи, особенно коммуникативная, познавательная. Ребёнок активен в игровой, изобразительной, музыкальной, речевой деятельности, труде, общении. Он осваивает правила коммуникативного поведения, в развёрнутых высказываниях правильно использует лексико-грамматические и произносительные средства. Ребёнок в этом возрасте крайне чувствителен к качеству речевых образцов, замечает недочёты, грубость в речи окружающих, переживает по поводу несовершенств (дефектов) собственной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему в связи с началом обучения, освоения письма и чтения. Негативное влияние на развитие речи дошкольника могут оказать хронические заболевания, длительное эмоциональное напряжение, психологические и психические нагрузки, стрессы, переживание, ограничение речевого общения со взрослыми и сверстниками, недостаточность положительной оценки со стороны взрослого деятельности, поведения ребёнка, отсутствие внимания, похвалы, одобрения.

Участие мальчиков и девочек в домашних делах с последующим обсуждением результатов, семейный отдых, способствующий умственному, нравственному, социальному развитию детей и укреплению физического здоровья; рисование, лепка, конструирование, которыми любят заниматься дошкольники; игры, упражнения, чтение книг и просмотр фильмов в семейном кругу – вот, краткий перечень тех занятий, во время которых культурная речь участников, родное слово даёт уроки нравственности, эстетики, становится мощным средством умственного развития ребёнка. Все родители хотят, чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе, учились легко и с интересом. Чтобы добиться отличных результатов, нужно вместе с детьми потрудиться. А чтобы этот труд был не в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру. Игра- основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. «Один неспособный мальчик,- писал Я. Корчак, — придумал себе такую игру: «Когда я решаю задачу, цифры- это солдаты, а я – полководец. Ответ- крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово- это сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я наберу высоту в три километра»». Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребёнку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, совершенствовании навыков общения. Там, где родители и дети дружат, получают удовольствие от общения, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко. Советуем учесть в работе с детьми закономерности естественного усвоения родного языка:

1. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи осуществлялось полноценно, учитывались возрастные особенности и возможности ребёнка, использовались разнообразные средства, создавались благоприятные условия, то на следующем этапе процесс обогащения речи идёт успешнее, более быстрыми темпами.

2. Родной язык усваивается, если развивается мышление, воображение, лексические и грамматические навыки приобретаются параллельно, слово усваивается в единстве звучания и значения, ребёнок овладевает языковыми значениями разной степени обобщённости.

3. Если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности, совершенствуется эмоциональная сфера ребёнка, родной язык усваивается успешнее.

4. Родной язык усваивается, если у ребёнка развивается в соответствии с возрастными возможностями речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

5. Если у ребёнка развивается в соответствии с возрастом память, развивается чувство языка, интуитивное правильное использование языковых средств, родной язык усваивается быстрее, успешнее.

6. Успехи в овладении грамотой, чтением и письмом, зависят от уровня развития познавательных способностей и устной речи. (Л.П. Федоренко).

Занятия по развитию речи, несомненно, доставляют радость детям и взрослым, оживляют интерес к овладению бесценным даром слова, расширяют кругозор и развивают потребность познания, новых впечатлений.

Источник: http://lektsii.org/3-102929.html

44. Анализ условий нормального речевого развития ребенка. Этапы нормального речевого онтогенеза.

Этапы нормального речевого онтогенеза. Отсутствие: 1 – внутриутробные патологии (особо грубые от 4 недель до 4 месяцев). Факторы: токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, прием лекарственных препаратов, алкоголизм, курение, несовместимость по резус-фактору.

2 – поражение мозга во время родов (асфиксия, гипоксия – кислородное голодание, травмы).

3 – заболевания ребенка до 1 году (частые вирусные инфекции, ранние желудочно-кишечные расстройства, менингит, травмы черепа).

4 – наследственные факторы.

5 – неблагоприятные социально-бытовые условия (эмоциональная депривация).

6 – педагогическая запущенность

Самое первое проявление речи – это крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль и др.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2 – 3 месяце крик начинается качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувство голода, болевые ощущения и др.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку. Именно в этот период начинается формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю жизнь. У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление – «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослого, у него появляется улыбка и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью. Гуление – представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к АУЫ, часто в сочетании с согласными Г М. гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произнесению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией. На данном этапе ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе.

Возраст от 2 до 6 – 7 месяцев относится к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период необходимы ребенку для его полноценного развития. Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета и длится примерно от 5 до 9 месяцев. На смену гулению постепенно приходит лепет, который представляет собой многократное повторение слогов (мА, па, ба, на) под контролем слуха.

К 9 – 10 месяцам. Кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба и др. на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап является сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для развития речи. К концу полугодия появляется предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее всей рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. К концу первого года или в начале второго – ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К 1 году словарь состоит из 9 — 12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ам и др.), в основном это существительные в именительном падеже. В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать о появлении фразовой речи. Около 1,5 – 2 лет дети начинают говорить отдельными короткими фразами. Дети правильно склоняют существительные, используют глаголы, в их речи появляются первые прилагательные, частицы: ка, да, то, не. Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз.

К 2 годам активный словарь ребенка насчитывает примерно 250 – 300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800 – 1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков и сонорных (р, рь, л). Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков (например, межзубное произношение свистящих звуков, заднеязычное произношение Р).

К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения. К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически-правильной речью.

Источник: http://xn--80aaivjfyj3e.com/logopediya/analiz-usloviy-normalnogo-rechevogo-razvitiya-124110.html

Ссылка на основную публикацию