Условия полноценного физического развития детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Организация быта и условия для правильного физического развития и воспитания дошкольника

Для детей любого возраста необходимо организовать здоровый быт в семье. Чтобы развитие ребенка в дошкольном возрасте проходило должным образом необходимо правильно воспитывать гигиенические навыки, качественно организовать режим дня, а также безошибочно проводить закаливания водой, воздухом и солнцем

Воспитание гигиенических навыков

Забота о чистоте малыша преимущественно лежит на его матери. Но в этом возрасте уже можно терпеливо и настойчиво приучать детей самостоятельно выполнять некоторые требования гигиены. Почему же именно в этом возрасте? А все потому, что у детей появляется желание все делать самостоятельно. В этот момент родителям нужно идти навстречу всем стремлениям малыша, и не важно то, что маме это неудобно, и она может все это сделать сама, и в разы быстрее. Поверьте, через время, когда малыш научится все делать сам, вы почувствуете облегчение.

Ничем хорошим не закончится, если вы будете недооценивать возможности ребенка и делать все сами (например, умывать пяти-шестилетнего ребенка, раздевать или одевать его). Но также бывают случаи, когда родители ставят слишком сложные задачи своим детям. Поэтому нужно четко осознавать, что можно потребовать от ребенка на данном этапе его развития.

Благодаря детским садам удалось определить, какие гигиенические навыки можно выработать у детей 3-6 лет. Давайте рассмотрим их. А знаете ли Вы, по каким критериям стоит выбирать детский сад?

В 3 года можно спокойно начинать приучать ребенка самостоятельно умываться. В 4 дети уже должны запомнить порядок умывания. Полоскание рта с утра, после каждого приёма пищи и, соответственно, на ночь — все это должны уметь дети 3-4 лет. Еще в 3 года дети должны одеваться и раздеваться с минимальной помощью мамы или папы, а уже в 4 года — самостоятельно. Кроме этого дети уже должны уметь самостоятельно и аккуратно есть ложкой, а ближе к четырем годам можем учить пользоваться вилкой. Принимать пищу следует по чуть-чуть, тщательно пережовуя с закрытым ртом. После приёма пищи рот вытереть салфеткой.

В 5-6 лет дети уже должны уметь умываться не только самостоятельно, но и чисто и достаточно быстро.

Причесывать короткие волосы гребнем могут и дети 5 лет, а к 6 годам они справляются и с расчесыванием более длинных волос.

Старшие дошкольники (5-6 лет) уже умеют правильно пользоваться носовым платком (сморкаться в одну ноздрю, закрывая другую платком). С 5 лет следует приучать детей чистить на ночь зубы, а утром и после каждой еды полоскать рот.

Ребята легко научаются, раздеваясь, складывать одежду в определенной последовательности на стул. К 6-7 годам ребенок может, кроме того, самостоятельно почистить одежду и, возможно, даже пришить оторванную пуговицу.

После сна дети сами убирают свою постель. С пятилетнего возраста важно приучать их есть быстро, не отвлекаясь, хорошо и беззвучно (не чавкая) пережевывать пищу. К 6 годам ребенок уже может пользоваться во время еды ножом.

Дети охотно сами накрывают на стол и убирают со стола.

Надо облегчать детский труд по самообслуживанию: давать такую одежду, чтобы легко было надевать ее, чтобы пуговицы свободно застегивались; дать подходящую по размерам чашку, тарелку, ложку и т. д.

Детям легче научиться выполнять правила гигиены, если окружающая их обстановка приспособлена к этому. Например, возле умывальника есть полочка, на которую ребенок сам может поставить и взять, когда это надо, мыло, зубную щетку, кружку. А если кран высок,— подставить широкую, устойчивую скамейку.

Нелегко привыкнуть держать нос в порядке, если поблизости нет носового платка и надо разыскивать его. Карман для платка нужен и в платье, и в штанах, и в пальто.

Возвращаясь с прогулки, ребенок охотно обметает снег с обуви, если на входе есть маленький веник, вешает сам пальто на вешалку, соответствующую его росту.

Очень хорошо иметь дома все, что нужно ребенку для приведения в порядок костюма или для починки игрушек: ножницы подходящего размера, маленький наперсток, молоток, гвозди, клей и т. д.

Также необходимо объяснить ребенку, что порядок важно соблюдать не только в стенах дома или детского сада, но и на улице (не мусорить, не рисовать на стенах и заборах, не пачкать скамейки).

Режим дошкольников

В семье необходимо установить точный режим (определенные часы для еды, сна, прогулок, игр и занятий) и приучить ребенка соблюдать его. Это будет способствовать укреплению здоровья, благоприятно воздействовать на воспитание организованности, дисциплинированности.

В период дошкольного развития закладывается основа правильного физического развития и здоровья, начинают появляться некоторые привычки и черты характера.

К основным сторонам режима детей относятся: питание, сон, пребывание на воздухе, игры и занятия.

Планируя режим для ребенка, следует помнить, что дошкольник должен питаться 4-5 раз в сутки, что завтракать необходимо не позже чем через час после сна, а ужинать — за 2 часа до сна. Затем в зависимости от общего распорядка жизни в семье надо определить время обеда, полдника и т. д.

Суточный рацион пищи необходим распределить так: за утренним завтраком ребенок должен съесть 20-25% всего дневного пищевого рациона, за обедом — 35-40%, в полдник — 10-15% и в ужин —20%.

Есть следует только в положенное время.

Необходимо обеспечить достаточную продолжительность сна детей: для трех-четырехлетних — 13-14 часов, для шестилетних — 12-13. Пару часов от этого времени необходимо выделить на дневной сон. При этом нужно учитывать состояние здоровья детей. Ребенок, более слабый физически, нуждается в большем количестве часов сна. Детей надо укладывать не позднее 8-9 часов вечера. Обычно в спокойной обстановке они быстро засыпают.

Ежедневные прогулки — обязательное условие здорового быта ребенка. Он даже зимой должен быть на воздухе не менее 3-4 часов в день, а если возможно, то и больше.

Предельная температура воздуха, при которой можно гулять с детьми дошкольного возраста, зависит от привычки ребенка к климату, в котором он живет.

Дети, живущие в южной полосе СНГ, мерзнут и при 5-10 градусах мороза, тогда как северяне свободно гуляют при морозе -20 градусов и больше. Хуже переносят дети низкую температуру воздуха при большой влажности его и при сильном ветре. Однако при постепенном и осторожном подходе они привыкают к тому, чтобы выходить на воздух во всякую погоду.

В режиме важно предусматривать также чередование разнообразных по характеру игр и занятий. Шумные, подвижные игры должны сменяться более спокойными. Ближе к ночному сну хорошо что-нибудь почитать или рассказать детям, организовать какое-нибудь спокойное занятие (настольный строитель, кубики, рисование и т. и.).

Примерный режим ребенка в семье

Закаливание в дошкольном возрасте

Детей надо приучать пользоваться воздухом, водой, солнцем в их повседневной жизни. Кроме того, следует проводить специальные меры закаливания: воздушные, солнечные ванны, водные процедуры.

Можно выбрать то, что более подходит к условиям жизни семьи.

Как приучать детей в помещении к свежему воздуху?

Прежде всего надо следить за тем, чтобы воздух в комнате постоянно освежался. Как правило, в зимнее время нужно основательно проветривать ее не менее 3 раз в день — утром, среди дня и вечером. Не надо бояться открывать форточку во время сна детей — в морозную погоду их можно укрыть теплее обычного.

Полезно время от времени открывать в присутствии ребят ненадолго форточку и в то время, когда они не спят. В яслях, детских садах поступают следующим образом: в комнате, где играют дети, всегда висит на стене градусник; как только температура воздуха при открытой форточке снизится по сравнению с обычной на два-три градуса, ее закрывают. Так делают несколько раз в день.

В помещении с температурой воздуха +17-18 дети должны носить одежду, состоящую не более чем из трех слоев.

Зимняя одежда во время прогулки должна быть теплой, но легкой и не стесняющей движений.

Грустное зрелище представляет ребенок, одетый в тяжелое, длинное, «на рост» сшитое пальто, с обмотанным вокруг шеи толстым теплым шарфом. Он стоит в стороне от играющих детей, так как чувствует свою неповоротливость, неуклюжесть. Ему становится холодно, несмотря на «сто одежек», и он просится домой. Иногда, не выдерживая вынужденной бездеятельности, закутанный ребенок присоединяется к веселым сверстникам. Через минуту он становится мокрым от пота и незаметно расстегивает пальто. Утомленный тяжелой одеждой, он садится отдохнуть прямо на снег. Понятно, как это может отразиться на его здоровье!

Особого внимания требует одежда в переходное время— осенью и весной.

Не следует спешить с переходом на зимнюю одежду — лучше, когда холодно, надеть под осеннее пальто или курточку свитер.

С наступлением теплых дней идет постепенное облегчение одежды: освобождение от колгот, теплых носков; позднее ребята ходят в одном платье, в носочках, затем — в трусиках и майках.

Дети должны быть также приучены пользоваться прохладной водой для умывания, для мытья ног. Лицо и руки они очень быстро привыкают мыть обыкновенной водопроводной водой. В летнее время надо научить их умываться до пояса и мыть ноги прохладной водой. Младшие нуждаются при этом в помощи, а старшие могут делать сами, под наблюдением взрослых. Умываться таким образом лучше всего утром.

Ноги моют (обычно перед сном) тепловатой, а потом прохладной водой.

Летом полезно ходить босиком: кожа ступни становится менее чувствительной к охлаждению, укрепляется костно-мышечный и связочный аппарат стопы, что важно для предупреждения плоскостопия.

Привычку умываться до пояса и мыть ноги прохладной водой следует сохранить и зимой. Вода должна быть комнатной температуры.

Из специальных мер закаливания для дошкольников рекомендуются: солнечно-воздушные и воздушные ванны, обтирания, обливания, купание в естественном водоеме (реке, озере, море). Выбирая ту или иную меру закаливания, надо посоветоваться с врачом.

Перечислим кратко правила применения специальных мер закаливания.

Солнечно-воздушные ванны

На открытой солнечной площадке ставят раскладушку, на которую ложится ребенок ногами «к солнцу». Если почва совершенно сухая, можно принимать солнечные ванны и лежа на земле, подстелив одеяло. Голова должна быть в тени или ее нужно прикрыть панамкой, легкой белой косынкой.

Первая ванна продолжается всего 4 минуты, через каждые две ванны время приема увеличивается еще на 4 минуты — и так до 20 минут для трех-четырехлетних, до 25-30 минут для пяти-шестилетних.

Принимая солнечную ванну, ребенок поворачивается поочередно к солнцу спиной, правым и левым боком, грудью. По окончании обмывается водой температуры + 26-25 градусов; затем вытирается и отдыхает около получаса в тени. При вынужденном перерыве в приеме солнечных ванн начинать их надо с дозировки последней ванны. В случае перегревов ребенку нужно оказать первую помощь при солнечном ударе об этом можно почитать здесь.

Воздушные ванны

Некоторым детям по совету врача солнечные ванны заменяют воздушными, и тогда раскладушку ставят в тени; дозировка, в основном, та же.

Но чаще воздушные ванны принимаются не в положении лежа, а в движении; в теплые дни — на затененной площадке, в прохладные — на солнечной площадке. При этом, при освобождении ребенка от одежды проявляют осторожность. С установлением летней теплой погоды он остается во время ванны в одних трусах.

В прохладный день надо дать детям сначала немного побегать, а потом предложить им интересные задания подвижного характера: покатать обруч, попрыгать через скакалку и т. п. В теплые дни воздушные ванны в движении носят более спокойный характер (бросание и ловля мяча, непродолжительный бег, метания мяча в цель и т. п.).

Продолжительность воздушных ванн в движении увеличивается постепенно. Первое время они длятся 4-5 минут, а затем доходят до 15-20 минут.

Обтирание начинают с температуры воды примерно +30-32 градуса. Обтирают руки и ноги по направлению к туловищу, затем шею, грудь, живот, спину, каждый раз растирая тело полотенцем «докрасна». Когда выработается привычка к такой температуре, переходят к обтиранию всего тела сразу. Обтирание производят варежкой, сшитой из вафельной или мохнатой полотенчатой ткани, воду слегка отжимают. Температура воды каждые 2-3 дня снижается на 1 градус. Для трех-четырехлетних детей ее доводят до +22-20, а для пяти-шестилетних — до +18.

Обтирание надо делать ежедневно. В случае вынужденного перерыва на 1-2 дня повторяется дозировка последнего раза. При более длительном перерыве, особенно после болезни ребенка, температура воды первое время дается на 3-4 выше.

Обливание всего тела оказывает сравнительно более сильное действие — поэтому температуру воды снижают медленнее: вначале через 3 дня, а потом через 4-5 на 1 градус.

Детей дошкольного возраста можно купать в открытом водоеме с проточной, незагрязненной водой, ровным, не илистым дном, без ям и подводных течений. Начинать купание надо при установившейся погоде, при температуре воды не меньше + 22. Но если по условиям климата ждать такой температуры долго, можно начать купание раньше, предварительно подготовив детей обливаниями (с постепенным снижением температуры воды).

Начинают купание с 2-3 минут и постепенно доходят до 5-8 минут. При этом необходимо внимательно следить за самочувствием детей. Ни в коем случае не допускать озноба, а тем более посинения губ. При первых признаках озноба надо прекратить купание, сильно растереть ребенка и предложить ему побегать, чтобы согреться.

Когда он привыкнет к купанию, не следует прекращать его и в более прохладные дни (например, при температуре воды +18). Но в такие дни находиться в воде надо очень недолго (2-3 минуты), после чего быстро досуха вытереться полотенцем и одеться теплее обычного.

Дошкольники обязательно должны купаться под присмотром старших и выходить из воды по первому их зову.

Детей 5 лет уже можно обучать плаванию, во всяком случае приучать не бояться воды, свободно передвигаться в ней.

О закаливании физически менее крепких детей

Вполне естественно, что родители с особой тревогой и заботливостью относятся к детям, физически менее крепким, часто болеющим, стараются создать им возможно лучшие условия, берегут их. Однако это оберегание не должно быть чрезмерным.

Постоянное внушение, что можно простудиться, заболеть, угнетающе действует на психику ребенка, нервная система которого и так бывает нередко ослаблена. А между тем хорошее, бодрое настроение — одно из основных условий укрепления детского организма.

По совету врача надо выбрать для слабого ребенка подходящий вид закаливания и последовательно проводить его. Меры закаливания, в основном, те же, что для здоровых детей. Но здесь нужна большая постепенность. При водных процедурах температура воды снижается медленнее, солнечные ванны назначаются не сразу на всю поверхность тела — обнажение идет по частям и т.д.

Систематическое использование естественных сил природы в целях закаливания в сочетании с правильным режимом жизни нередко укрепляет физически менее крепких детей и без применения лекарственного лечения.

Понравилась статья? Опубликуй её в социальной сети

Источник: http://vospitulya.ru/razvitie-detey/fizicheskoe/pravilnoe-razvitie-i-vospitanie-doshkolnika.html

Педсовет «Создание условий для полноценного физического развития детей в условиях ФГОС»

Педсовет «Создание условий для полноценного физического развития детей в условиях ФГОС»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №53»

Тема: «Создание условий для полноценного физического развития детей в условиях ФГОС».

Цель: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение специфических задач.

1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

2. Методика проведения физкультурных занятий.

3. Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики.

4. Презентация «Методика проведения подвижных игр».

5. Нетрадиционные формы работы с детьми по физической культуре в

6. Принятие решения педсовета.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №53»

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Физическая культура — это часть общей культуры, совокупность достижений общества, которые накоплены, создаются и используется для физического совершенствования людей.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта.

Одна из главных задач — задача охраны и укрепления здоровья детей. Задачи конкретизируются с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей.

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания.

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. 4. Воспитание физических способностей.

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Все эти задачи решаются комплексно, на основе соответствующих принципов.

Основные принципы физического воспитания дошкольников:

— Ведущая роль воздействия среды, воспитания и обучения в физическом развитии.

— Связь физического развития с общим развитием ребенка,

— Эмоционально-положительное влияние игры в системе физического воспитания, — Систематичность и последовательность в работе по физическому воспитанию,

— Учет индивидуальных особенностей детей в физическом воспитании

I) гигиенические факторы.

2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упр.

3) Физические упражнения — основное средство физического воспитания.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №53»

«Методика проведения физкультурных занятий».

«Методика проведения физкультурных занятий».

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков. В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в утренние часы (спустя 30 мин. после завтрака). Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна или во время пребывания детей на свежем воздухе. Структура и содержание физкультурного занятия. Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма. При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечнососудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц, а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения,Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения. Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок. В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке. Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается обще-развивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки, которые усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает. Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия. Например, если таким упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью обще-развивающих и подготовительных (типа подводящих) упражнений. В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребенка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества. Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др., игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения. В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они использ
уются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений. После основной части следует заключительная. Ее назначение снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера («Найди предмет». «Найди, где спрятано» и др.).Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №53»

Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики.

Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики.

Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения и т. п.

Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.

Ранее всего начинается проведение под музыку таких основных движений, как ходьба, бег, подскоки на месте и с продвижением вперед. Под воздействием музыки они становятся более четкими, ритмичными, координированными. При помощи музыки можно менять темп, виды ходьбы или бега, чередовать ходьбу с бегом, менять направление и т. д. Под музыку проводят и несложные упражнения в подбрасывании и ловле мяча, передаче мяча по кругу и др.

Некоторые основные движения, такие, например, как упражнения в равновесии, метание вдаль и в цель, прыжки в длину и в высоту, лазанье, не следует сопровождать музыкой: они требуют индивидуального темпа исполнения, большого внимания и сосредоточенности. В таких упражнениях музыка не способствует улучшению качества движений, а отвлекает внимание от движений, ограничивает их. Проведение основных движений под музыку возможно во всех возрастных группах детского сада. Общеразвивающие упражнения с музыкальным сопровождением проводятся главным образом в старших возрастных группах. Музыкальное сопровождение общеразвивающих упражнений целесообразно в том случае, если они достаточно просты, хорошо освоены детьми и выполняются ими свободно и непринужденно. Ребенку трудно действовать в соответствии с музыкой. Если он плохо владеет движением. Поэтому всякое движение предварительно должно быть разучено с детьми без музыкального сопровождения. Из общеразвивающих упражнений наиболее удобны для выполнения под музыку движения рук, приседания, наклоны, повороты.

Ряд упражнений из положения сидя, лежа на спине, животе, успешное выполнение которых зависит от значительных силовых усилий и индивидуальных возможностей каждого ребенка (прогибание, поднимание и опускание ног и др., чаще всего выполняется без музыкального аккомпанемента и даже без подсчета.

Под музыку иногда проводятся некоторые подвижные игры с ходьбой, бегом («Медведь и дети», «Лошадки», подскоками («Козочки и волк», «Птички и автомобиль» и др.).

Широко используются также игры с пением, хороводные игры («Калина», «Теремок», «Заинька», Элементы плясок и танцевальные шаги (шаг польки, галопа, приставные шаги с приседанием, подскоки с продвижением вперед, разные виды кружений, полуприсядка, веревочка и др.) чаще других движений нуждаются в музыкальном сопровождении.

На утренней гимнастике звучание музыки организует весь комплекс упражнений, подбор ее зависит от их содержания. На физкультурном занятии под музыку проводят вводную часть, Общеразвивающие упражнения, танцевальные ритмические движения и некоторые игры в основной части занятия, заключительную ходьбу, песню.

Чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, нужно хорошо представлять себе каждое упражнение, понимать его смысл и назначение. Подбор музыки осуществляется музыкальным работником совместно с воспитателем. При этом учитывается характер движений и возраст детей. В средней группе музыкальное сопровождение должно иметь особенно ярко выраженный размер музыкальных фраз, проводиться в более медленном темпе и с более резкой сменой мелодий, чем в старшей группе. При выборе музыкальных произведений и музыкально-ритмических движений осуществляется преемственность музыкальных и физкультурных занятий. Надо постоянно следить, чтобы музыка по форме, содержанию, а также темпу исполнения была удобна для выполнения упражнения. Такая музыка способствует формированию правильных навыков движений, их совершенствованию. Нельзя допускать искажения мелодии музыкального произведения с целью сделать его более удобным для сопровождения того или иного движения. Сохранение музыкальной цельности произведения – обязательное условие при использовании музыки на занятиях по развитию движений детей.

Музыка помогает лучше всего организовать занятия, повысить их плотность. Освобождая воспитателя от регулирования темпа и ритма упражнений, от счета, она позволяет сконцентрировать его на педагогическом процессе, объяснениях, индивидуальных указаниях и помощи, исправлении ошибок по ходу выполнения упражнений. Музыкальное сопровождение позволяет добиваться не только высокой четкости и правильности, но и пластичности, выразительности движений. Во многом этому способствуют двигательные импровизации детей на различные темы в соответствии с ритмом и характером музыки.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №53»

Нетрадиционные формы работы с детьми по физической культуре в ДОУ.

Нетрадиционные формы работы с детьми по физической культуре в ДОУ.

Воспитание здорового дошкольника является приоритетной задачей в нашем детскому саду, и, по роду деятельности, для меня – основной. В соответствии с современными требованиями в понятие “здоровый дошкольник” мы обязаны включать не только телесное здоровье ребенка, но и уровень его общей культуры и социального развития. Интеграция образовательных областей дает возможность оптимизации оздоровительной работы.

Достигая этой цели, мне необходимо было решить определенные задачи:

• Сохранение и укрепление здоровья детей. Снижение заболеваемости, повышение защитных сил организма ребенка.

• Совершенствование физических качеств. Профилактика и коррекция негативных тенденций.

• Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту, потребности к самосовершенствованию

Выступая в триединстве, они, в то же время, разделяют работу по определенным направлениям, требуя разных подходов, методик и технологий. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы с детьми по физическому воспитанию во всех частях занятий, таких как:

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы). Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Пальчиковая гимнастика.

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию. Музыкально-подвижные игры.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике. Креативная гимнастика. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания. Игропластика.

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию Игровой стретчинг. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание. Игры-путешествия. Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Таким образом внедряя в работу комплексное сочетание инновационных программ и технологий, мы приходим к выводу, что:

1. У детей повышается интерес к таким занятиям.

2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;

3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Создание условий для активизации двигательной деятельности детей в условиях детского сада 2 слайд «Наш любимый детский сад». Наш детский сад – это удивительная страна детства. В ней всё возможно, всё позволено. Здесь слабый и.

Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС дошкольного образования Галиева Гузель Фанилевна старший воспитатель Современное образовательное пространство должно быть оснащено в соответствии с требованиями,.

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи детей» «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве.

Обобщение педагогического опыта «Создание условий для развития экологической культуры детей» Обобщённый педагогический опыт педагога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Педсовет «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Педсовет.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/pedsovet-na-temu-sozdanie-uslovii-dlja-polnocenogo-fizicheskogo-razvitija-detei-v-uslovijah-fgos.html

Создание условий для физического развития и психологического комфорта в ДОУ

Создание условий для физического развития и психологического комфорта в ДОУ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Для родителей нет больше радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. Исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста 2, с. 6.

В нашем дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.

Одним из направлений деятельности нашей группы является создание комплексной системы оздоровления детей. В процессе этой работы я решаю следующие задачи:

создание в группе условий для обеспечения физического и психического благополучия каждого ребёнка;

— формирование основных двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств;

— формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

— включение родителей в образовательный процесс по сохранению и укреплению здоровья детей.

Для полноценного физического развития детей, реализации их потребности в движении создаю определенные условия. В группе оборудован уголок физической культуры, где располагаются физические пособия для развития двигательных умений и навыков, профилактики плоскостопия, формирования осанки, снятия усталости. На игровой площадке имеется гимнастическая стенка, мишень для попадания в цель, дорожка «Здоровья», «полоса препятствий».

Гибкий оздоровительный режим дня, предполагает систематическую работу по использованию здоровьесберегающих технологий. Он предусматривает вариативность всех режимных моментов, сохраняет общую продолжительность основных компонентов и носит в целом динамичный характер, включает стереотипно повторяющиеся оздоровительные и профилактические мероприятия, которые объединены игровым содержанием и названы «минутками» (минутки здоровья, минутки социально-эмоциональной направленности и т. д.). При организации «минутки здоровья» мной проводятся: пальчиковая гимнастика (во всех возрастных группах); дыхательно-звуковая гимнастика; аурикулярный массаж (с детьми 4-7 лет); гимнастика мозга П. Деннисона (проводится перед началом занятия с детьми старшей и подготовительной группы); восстановительная гимнастика (после всех занятий с детьми 5-7 лет).

Обязательным при организации регламентированной деятельности является проведение физкультминуток и гимнастики для глаз.

В детском саду осуществляется мной следующая целенаправленная лечебно-оздоровительная работа:

— аромотерапия (вдыхание фитонцидов,

-различные виды гимнастик (эмоционально-стимулирующая гимнастика, гимнастика после сна, ходьба по дорожке «здоровья»).

— закаливающие процедуры (разные виды массажа с предметами (грецкими орехами, «ёжиками», хлопушками, «палочками здоровья») и без предметов; ходьба босиком по тренажёрам; воздушные ванны и др.);

— месячник здоровья, неделя нескучного здоровья;

— полоскание полости рта после каждого приёма пищи;

— занятия по охране безопасности жизнедеятельности детей;

— изучение вопросов правильного питания;

Создание системы физкультурных и коррекционно-оздоровительных мероприятий помогает сделать процесс формирования здоровья радостным: без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений гимнастики после сна воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность. Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь 3.

Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника. В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую игровые, сюжетные (например, «В лесу», «В цирке» и др., комбинированные формы построения утренней гимнастики. Игра – гимнастика увлекает детей, их физическое развитие происходит опосредованно в процессе занимательной деятельности. В старшем дошкольном возрасте гимнастику провожу в форме круговых тренировок, ритмики.

После интенсивных двигательных нагрузок выполняем дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполняют различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Стараюсь обеспечивать достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, использую подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

В детском саду практикуется проведение совместных спортивных развлечений и досугов между детьми старших и подготовительных групп на различные тематики: «Спортивный огород», «Путешествие на Остров здоровья», «День космонавтики», «Морское путешествие», «Малые олимпийские игры» и другие.

Изучив пособие «Антистрессовая гимнастика для детей» академика Т. 3. Акбашева, апробировала данный вид гимнастики на практике с детьми подготовительной группы. В целом технология антистрессовой гимнастики направлена на повышение защитных сил организма, снятие стрессов, которые сопровождают жизнь человека с самого раннего детства.

При организации антистрессовой гимнастики мной использовались оздоровительные технологии: «Целительные руки», «Умение быть рядом» и техники, основанные на принципе резонанса и вибраций, которые просты, безопасны, универсальны. Топанье ногами, подпрыгивание, размахивание руками — эти действия доставляют детям массу удовольствия, поэтому они включены в игровой комплекс. Занимаюсь с детьми антистрессовой гимнастикой 2-3 раза в неделю после сна по освоению оздоровительно-познавательных комплексов: «Паровозик из Ромашково», «Путешествие за здоровьем», «Осенняя прогулка», «Полет в космос» и др. 1.

Систематическое проведение антистрессовой гимнастики учит детей понимать себя и свое тело, способствует снижению уровня простудных заболеваний.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

• повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

• получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;

• сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

• снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;

• увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;

• обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Организуя прогулки детей на воздухе, создаю условия для их активной деятельности 2, с. 86.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.

1. Акбашев Т. 3. «Антистрессовая программа», г. Казань, 2001.

2. Горбатова М. С. «Оздоровительная работа в ДОУ». В., «Учитель», 2011., с. 6, 86

2. Харченко Т. Е. «Утренняя гимнастика в детском саду». М., «Мозаика – Синтез», 2007.

Детский сад как оздоровительная педагогическая система «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная.

Здоровьесберегающие технологии. Презентация Семья и детский сад — это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-uslovii-dlja-fizicheskogo-razvitija-i-psihologicheskogo-komforta-v-dou.html

Ссылка на основную публикацию