Фольклор средство развития речи детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Народный фольклор как средство развития речи детей

1.3 Народный фольклор как средство развития речи детей

Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.)

Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование в содержании коррекционно-логопедической работы фольклорных текстов, характеризующихся антропоцентризмом, ярко выраженной продуктивностью, диалогической и когнитивной направленностью. Содержание и специфика малых фольклорных форм рассматриваются в работах В.П. Аникина, О.В. Бережнова, Б.Н. Путилова, А.П. Илькова и др.

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Народный фольклор называют также народной дидактикой. Они настолько разнообразны и выразительны, что позволяет психологу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.

A.M. Леушина установила взаимосвязь между конкретным образом и степенью его эмоциональной близости ребенку. Все словесные представления осмысливаются ребенком только через его чувственный опыт и переводятся им в зрительно-наглядные образы. Смысловая и структурная стороны речи младшего дошкольника определяются доминирующей ролью того наглядного образа, который возникает в сознании ребенка. Аффективная основа в структуре образа является доминирующей.

В конце третьего года дети начинают понимать юмор. Чаще всего смешным для них бывает то, что выходит за рамки обычных представлений. Но при этом нужны объяснения взрослого, чтобы ребенок правильно понял то, что видит. Благодаря наличию известного круга представлений, способности обобщения, дети после 2 лет 6 месяцев могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки. Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина/

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Ю.Г. Илларионова рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами. К тому же, как отмечает Е.В. Жулина, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность» художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки [7, с.45]. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям. Ведь ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он выбирает наиболее удачное слово для точного и яркого выражения своей мысли.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, — все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста, обогащают словарь. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Вывод по 1 главе

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. Именно поэтому актуально изучение особенностей задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Одним из средств, способствующих развитию речи детей является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, — все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста, обогащают словарь. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Глава 2. Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

Количество знаков с пробелами: 115482

Количество таблиц: 5

Количество изображений: 3

Похожие работы

. выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Цель диагностической программы – выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение .

. деформации в формировании Я – концепция; коррекция и профилактика поведенческих отклонений. эмоция дети задержка психическое развитие Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии 2.1 Выявление уровня развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного .

. , задачи и методы исследования связной речи детей шестого года жизни. В экспериментальной части нашей работы мы своей целью ставили – выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием. Задачи: 1. Изучить связную речь детей шестого года жизни. 2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей. 3. Выявить .

. обследования ребенку предъявляются единые требования в семье и в дошкольном учреждении. § 2. Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Проблемное обучение — особый тип обучения, в процессе которого учащиеся усваивают знания и учатся их применять не только в сходных ситуациях, не только в более или .

Источник: http://www.kazedu.kz/referat/127579/3

Развитие речи детей средствами фольклора

Развитие речи детей средствами фольклора

Развитие речи детей средствами народного фольклора

Климовская Мария Сергеевна, воспитатель.

Четвертый год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи – овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.

В своей работе я выделила несколько направлений:

• Чтение русских народных сказок, рассматривания иллюстраций в книгах.

• Использование фольклорных произведений в режимных моментах.

• Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, настольным и пальчиковым театром.

• В продуктивной деятельности.

Чтение народных русских сказок активизирует словарный запас, знакомя с новыми словами и словосочетаниями. Развивает фонематический слух и способствует грамотному построению предложения. А также развивает умение слушать, следить за развитием действий и сопереживать героям тех или иных произведений. Эмоционально откликаться на прочитанное, имитировать действия, передавать слова разных героев русских сказок.

Прививая интерес к рассматриванию книг, я увидела, что детям интересно сравнивать иллюстрации к одной сказке в разных книгах. Рассматривая книги, дети делились своими впечатлениями друг с другом и с воспитателем. Рассматривая иллюстрации, некоторые дети рассказывали сказку другим детям, задавая вопросы воспитателю, а воспитатель детям. Также дети знакомятся с окружающем миром, природой, расширяя свой кругозор. Они выражают свои мысли, чувства, ведут диалог, это способствует не только развитию речи, а также эмоционально-психическому развитию.

Проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Для того чтобы дети умывались, ели, одевались с удовольствием, решила прибегнуть к потешкам. Во время умывания использую потешку «Водичка-водичка умой мое личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. Потешка корректирует поведение детей, создает у них хорошее настроение. Во время еды я использую потешку «Это-ложка, это чашка».

Потешки способствуют развитию звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Также в своей работе использую пальчиковые игры, уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные, а затем более сложные пальчиковые движения – это говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно – отмечаются нарушения речи. Мы не только развиваем мелкую моторику, а сопровождаем движение устным народным словом. Все упражнения для пальчиковой гимнастики и игры проводили с одновременным проговариванием текстов. Это стимулирует речь, развивает ритм движений, вносит элемент игры, развивает эмоциональную выразительность, а также способствует развитию звуковой культуры речи.

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Используются различные виды театров (пальчиковый, кукольный, настольный). Театрализация русских сказок «Колобок», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Репка» и многие другие. Дети были как участниками, так и зрителями. У детей остаются радостные эмоции и впечатления, которыми они делятся с родителями.

Использую малые формы фольклора в продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет». На занятии лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». На рисовании рисуем «колобок». Для того чтобы вызвать положительный настрой к образовательной деятельности, используем загадку, обыгрываем песенкой.

Таким образом, использование малых форм фольклора, делает образовательную деятельность более эмоциональной, интересной, что способствует лучшему усвоению материала.

Наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому рассказываю родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Также оформила и провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей».

Работа с родителями способствовала формированию интереса родителей в использовании фольклорного материала в семейном воспитании, углублению знаний родителей о фольклорных произведениях для детей младшего возраста.

Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к русской культуре. Фольклор помогает воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей:

• Обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи

• Оформить картотеку фольклорных, дидактических игр с детьми младшего возраста

• Разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.

Речевое развития детей 2–3 лет Особенности речевого развития ребенка раннего возраста. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений.

Развитие речи — важнейшее условие умственного развития. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-detei-sredstvami-narodnogo-folklora.html

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Название: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Номинация: Детский сад, Методические разработки , Планирование в ДОУ

Автор: Афанасьева Ольга Анатольевна

Место работы: МАДОУ “Детский сад №87” город Стерлитамак

Месторасположение: город Стерлитамак

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Афанасьева Ольга Анатольевна

Аннотация: В данной статье говорится о фундаментальной роли фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста, об использовании видов народного творчества для реализации Основной образовательной программы ДО. Определены задачи фольклора (песня, частушка, скороговорка, чистоговорка, русско-народная сказка, театр) при взаимодействии с воспитанниками.

Ключевые слова: фольклор, речевое развитие, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, народное творчество.

В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педагог должен обладать рядом компетенций для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. К одной из компетенций относится – методологическая компетенция, которая подразумевает умения педагогом применить на практике методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности воспитанников. Использование тех или иных методов и приемов характеризует не только профессионализм педагога, но и отражается на детях, с которыми он работает, потому что на человеке оставляет отпечаток все, что с ним происходит, будь-то взрослый или дошколенок.

Одной из образовательных областей, согласно ФГОС ДО, является «Речевое развитие», как написано в Стандарте: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха…».

Воспитывая детей, мы не имеем права забывать о своих истоках, о традициях и обычаях русского народа. С раннего детства мы знакомим детей с ними, пытаемся передать лучшее наследие народа, накопленное веками.

Известный русский поэт и драматург, переводчик Иосиф Александрович Бродский сказал: «Фольклор – песнь пастуха – есть речь, рассчитанная на самого себя: ухо внемлет рту».

Что это значит? Качая дитя на руках, мать с любовью и нежностью напевает ему колыбельную песню, которую ей когда-то напевала ее мать. Из уст в уста – принцип передачи от поколения к поколению народного творчества, народной мудрости – фольклора.

Использование фольклора в детском саду способствует привитию у ребенка любви к народу и культуре страны, положительного отношения к накопленному поколениями опыту, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте – что является важным компонентом в развитии современного дошкольника.

На занятиях по развитию речи мы используем скороговорки и чистоговорки, которые ориентированы на формирование четкой, чистой, без звуковых отклонений речи. Один из принципов ФГОС ДО – поддержка разнообразия детства. Поэтому задача педагога по максимуму в дошкольный период жизни, познакомить воспитанников с разнообразием фольклора: с песнями, частушками, прибаутками, народными танцами, русско-народными сказками, театром, в том числе кукольным, изобразительным и прикладным искусством и многим другим.

Детство ценно тем, что оно полно поиска, поиска новых идей и открытий, поиском себя в этом мире. Через знакомство и изучение фольклора воспитанники могут удовлетворить эту потребность.

Значение фольклора в развитии детей очень высоко, разберем влияние нескольких видов народного творчества на развитие речи у дошкольников.

Песни и частушки. Человеческие слух и речь тесно связаны. В младенческом возрасте, малыш старается подражать услышанным звукам. Принцип подражания остается у ребенка до тех пор, пока он не освоит лексикон в достаточной мере. Отсюда вывод: чтобы грамотно и чисто говорить – нужно слушать грамотную и чистую речь. Чтобы слышать речь со всей эмоционально-выразительной окраской необходимо развивать слух, в этом помогут песни и частушки.

Разучивание с воспитанниками песен и частушек поспособствует не только развитию памяти и слуха, но и поможет в формировании правильного звукопроизношения. Нельзя не отметить тот факт, что пение способствуют эмоциональному подъему, который благоприятно сказывается на развитии ребенка на разных этапах его жизни.

Русско-народные сказки. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Поэтому чтение с детьми сказок-маленьких моделей мироздания, их пересказ поспособствуют комфортному овладению родного языка. Сказки стимулируют не только речь, но и память, мышление. В последние время практика показывает, что дети, придя в детский сад, практически не знают сказок. Рекомендую, уделить этому вопросу особое внимание.

Театр. Театральная деятельность стимулирует активную речь и развивает артикуляционный аппарат детей. При театральных постановках воспитанники вступают в диалоги, разучивают монологи, это способствует формированию навыков общения и развитию монологической и диалогической форм речи. В актерской игре у детей формируется эмоционально-выразительная сторона речи, поэтому театральная деятельность в ДОУ наряду с игровой должна быть ведущей.

Когда у ребенка грамотная, чистая, сформированная речь он чувствует себя уверенным, успешным и счастливым. Задача воспитателя – поспособствовать полноценному проживанию воспитанниками всех этапов дошкольного возраста. Справится с этой задачей, вам поможет народное творчество.

Список используемых источников

  1. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: В 4 т. / сост. Г. Ф. Комаров. — СПб.: Пушкинский фонд, 1992—1995.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.

Рекомендуем:

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. При любом использовании материалов гиперссылка обязательна.

Источник: http://portal2011.com/folklor-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detej-doshk/

Ссылка на основную публикацию