Сестринский процесс при заболеваниях жкт у детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

1. Хронический гастрит –это заболевание, обусловленное хроническим воспалением слизистой оболочки желудка, с постепенным развитием атрофии желудочных желёз, что приводит к снижению секреторной, моторной и эвакуаторной функции желудка.

В возникновении хронического гастрита играют роль два причинных фактора:

Наличие бактериальной флоры (Helicobacter pylori)

Образование аутоантител к клеткам слизистой оболочки желудка.

Факторы риска развития заболевания:

Генетическая предрасположенность к повышенной секреторной функции желудка.

Длительные нарушения питания: злоупотребление грубой, трудно перевариваемой пищей, обильной, плохо пережеванной пищей (еда на ходу), чрезмерно горячей или холодной пищей, специями, еда всухомятку.

Нарушение режима питания.

Наличие в продуктах некоторых синтетических пищевых добавок.

Повышенная ранимость слизистой оболочки.

Необоснованно длительный прием лекарственных препаратов через рот.

Отрицательные эмоции, стрессовые ситуации.

Основные клинические проявления хронического гастрита:

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

Фракционное исследование желудочного содержимого (нарушение кислотности желудочного сока, секреторная функция повышена, сохранена или снижена).

ФГДС (воспалительно-дистрофические изменения, наличие эрозий)

Рентгенография желудка (изменения рельефа слизистой оболочки и нарушение моторно-эвакуаторной функции).

УЗИ органов брюшной полости.

Гистологическое исследование биоптата слизистой оболочки желудка (атрофия, выраженность отека и гиперемии, наличие эрозий, повышенная ранимость и т.д.).

Анализ кала на копрограмму, скрытую кровь (реакция Грегерсена), бак.посев кала.

Основные принципы лечения хронического гастрита, гастродуоденита:

В периоде обострения обязательная госпитализация в гастроэнтерологическое отделение стационара. Комплексная терапия проводится в три этапа:

I этап – стационарное лечение в периоде обострения.

Постельный режим на 2-4 недели, психический и физический покой.

Диетотерапия. Диета № 1: физиологически полноценное питание, механическое, химическое и термическое щажение пораженного органа, строгое соблюдение режима питания, его ритма. Последовательно применяются диеты № 1а, 1б, 1. Сроки пребывания на диетах № 1а и 1б не должны быть очень продолжительными (6-10 дней), стол № 1 назначается до стойкой ремиссии (длительность не менее 1 года). Режим питания 5 раз в сутки с дополнительным приемом стакана теплого молока или киселя на ночь.

Средства, воздействующие на Helicobacter pylori: Де-нол, трихопол, фуразолидон

Антацидные средства: альмагель, фосфолугель, «Маалокс», «Гастал» и т.д.

Средства, уменьшающие желудочную секрецию: ранитидин, омепразол,

При выраженном болевом синдроме: папаверин, но-шпа

Препараты, повышающие защитные факторы слизистой оболочки: Де-нол, вентер.

Препараты, ускоряющие эпителизацию слизистой оболочки: облепиховое масло, солкосерил, даларгин, витамин А и U

При повышенной возбудимости: седативные препараты (валериана, бром, пустырник).

При сниженной кислотообразующей функции – препараты, стимулирующие секреторную функцию (плантаглюцид, сок подорожника), заместительная терапия (желудочный сок, пепсин, ацедин — пепсин) и ферментные препараты (фестал, дигестал и т.д.).

Слабоминерализованные дегазированные щелочные воды (Боржоми, Смирновская, Славяновская) за 1-1,5 часа до еды в теплом виде. При низкой кислотообразующей функции – за 15-20 минут до еды, комнатной температуры, можно с газами.

Фитотерапия (сбор трав – ромашка, шиповник, зверобой, семена укропа, бессмертник, пустырник, валериана, корень солодки).

II этап – амбулаторное лечение.

Проводится в условиях детской поликлиники с целью профилактики обострений и возможных осложнений.

Диспансерное наблюдениеосуществляется участковым педиатром и гастроэнтерологом.

После выписки из стационара в течение первого полугодия педиатр осматривает ребенка ежемесячно, затем в течение 2-3 лет – ежеквартально, в дальнейшем 2 раза в год. Ребенка осматривают отоларинголог и стоматолог 2 раза в год, проводится своевременная санация очагов хронической инфекции. Кал на копрограмму, яйца глистов проводятся перед каждым осмотром врача, ФГДС – 2 раза в год. Весной и осенью проводится противорецидивное лечение в течение 1-2 недель (антацидные препараты, улучшающие регенерацию слизистой, фитотерапия, витамины, седативные препараты, минеральные воды, физиотерапия). Занятия физкультурой в специальной группе или ЛФК. Рекомендуется школьникам в первый год после обострения дополнительный выходной день в середине недели.

III этап – санаторно-курортное лечение.

Проводится через 3-4 месяца после выписки из стационара в условиях местного гастроэнтерологического санатория и на питьевых бальнеологических курортах (Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск).

2. Дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП) –это заболевание, характеризующееся нарушением тонуса и моторики желчного пузыря и протоков, приводящими к нарушению оттока желчи из печени в 12-перстную кишку. Среди всех хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей ДЖВП составляет 80%. ДЖВП, в основном, возникают в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек встречаются в 2 раза чаще.

Основные клинические проявления ДЖВП.

Основные принципы лечения ДЖВП:

Тактика лечения зависит от формы дискинезии, поэтому на первом этапе желательно полное обследование и лечение ребенка в стационаре.

Постельный режим при выраженном болевом синдроме, т.к. в горизонтальном положении улучшаются микроциркуляция органов пищеварения и отток желчи.

Диетотерапия: диета №5 (ограничение механических и химических раздражителей, тугоплавких жиров, обогащение желчегонными продуктами, содержащими растительную клетчатку). Прием пищи дробный от 4 до 6 раз в сутки (для предотвращения длительного застоя желчи в желчном пузыре), пища принимается в теплом виде. При гипертонической форме в рационе ограничить количество жира, при гипотонической – увеличить количество белка, ввести соки с мякотью, фрукты, ягоды. Увеличить объем вводимой жидкости в виде минеральной воды, разведенных соков, компотов, отвара шиповника.

При гипертонической форме: спазмолитики (но-шпа, папаверин), желчегонные (аллохол, холензим, холосас, фламин), седативные (бромиды, валериана, пустырник).

При гипотонической форме: желчегонные (сорбит, ксилит, сульфат магния), тонизирующие (элеутерококк, женьшень).

Фитотерапия. При гипертонической дискинезии в сбор входят зверобой, ромашка, горец змеиный; при гипотонической – мята перечная, лимонник китайский, бессмертник, тысячелистник, аир болотный, трифоль.

Курсы лечения минеральной водой. При гипертонической дискинезии рекомендуется вода низкой минерализации (Ессентуки №4, 20, Нарзан) в теплом виде небольшими порциями, при гипотонической – вода высокой минерализации (Ессентуки №17, Арзни) комнатной температуры, с газами.

Физиотерапия: парафиновые аппликации, электрофорез и т.д.

Проведение тюбажей по Демьянову 1 раз в 7-10 дней с сульфатными водами.

Санаторно-курортное лечение на климатобальнеологических курортах (Ессентуки, Железноводск, Боржоми, Пятигорск, Нальчик, Ижевск) вне обострения.

Гельминтозы –глистные заболевания, вызываемые паразитическими червями (гельминтами), которые могут паразитировать в различных отделах кишечника, мышцах, печени, легких, головном мозге.

Выделяют три основных класса гельминтов:

Круглые черви (нематоды).

Ленточные черви (цестоды).

Аскаридоз –заболевание, вызываемое аскаридами. По данным ВОЗ в мире аскаридозом болеет более 1.000.000 человек. Чаще заболевание регистрируется среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Больной человек, выделяющий яйца с фекалиями во внешнюю среду.

Факторы риска развития заболевания:

Плохо вымытые руки, овощи и фрукты

Предметы домашнего обихода и игрушки, загрязненные фекалиями.

Использование фекалий человека в качестве удобрений.

Сезонный фактор (летне-осенний период), особенно в сочетании с влажными климатическими условиями.

Цикл развития аскариды:

Клиническая картиназависит от цикла развития аскариды.

В I периоде миграции аскарид через легкие клинические симптомы возникают через 2-3 недели после заражения:

Изменения со стороны легких:

Кашель сухой или с мокротой, возможно окрашивание мокроты кровью

Сыпь типа крапивницы

Изменения в периферической крови: эозинофилия

Рентгенологические изменения в легких:

Инфильтративные тени, «летучие», нестойкие, исчезающие через 3-5 дней

Во II периоде паразитирования аскарид в кишечнике:

Тошнота, особенно натощак, рвота,

Схваткообразные боли вокруг пупка,

Чередование запоров и поносов.

Беспокойный сон, скрежетание зубами во сне,

Анализ кала на яйца аскарид

Основные принципы лечения:

В острой стадии антигистаминные: супрастин, тавегил, димедрол и т.д.

Антигельминтные: пирантел, вермокс

Симптоматические: поливитамины, ферментные препараты, при развитии анемии — препараты железа.

Контроль эффективности лечения проводится через 3 недели с 3-х кратным исследованием фекалий.

Строгое соблюдение личной гигиены ребенком и членами семьи.

Энтеробиоз –это заболевание, вызываемое острицами. Энтеробиоз встречается во всех климатических регионах. В России им поражено до 30.000.000 человек. Чаще болеют дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Больной человек, выделяющий яйца во внешнюю среду.

Механизм патологического процесса:

Нижний отдел тонкого кишечника и толстой кишки

Зрелые самки выползают через задний проход вызывая зуд

Самка откладывает до12000 яиц

Человек расчёсывает кожу у анального отверстия

Яйца попадают под ногти рук

На бельё

Игрушки

Заносятся в рот и заглатывается

Изменения со стороны нервной системы:

Рассеянность или вялость ребенка

Изменения со стороны желудочно-кишечного тракта:

Зуд в перианальной области,

Гиперемия и расчесы кожи промежности и перианальной области

Вульвовагинит у девочек

Ночное недержание мочи

Соскоб с перианальных складок

Основные принципы лечения:

Ввиду того, что упорность энтеробиоза зависит от повторного самозаражения, лечение может дать хороший эффект только при следующих условиях:

Проведение непрерывного курса лечения.

Одновременное лечение всех членов семьи.

Систематическое проведение санитарно-гигиенических мероприятий в окружении больного энтеробиозом.

Антигельминтные средства: пирантел, вермокс.

Контроль эффективности через 2 недели.

Ребенка на ночь подмывать теплой водой с мылом, область анального отверстия смазать детским кремом или вазелином и надеть чистые, плотно облегающие трусики.

Утром ребенка снова подмыть, трусики поменять.

Использованные трусики прокипятить и прогладить утюгом по изнаночной стороне.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1.Пропорциональное уменьшение массы и длины тела.

2. Порог переносимости пищи.

3. Повышенное питание (избыточная масса тела )

4. Проблема пациента

5. Анаболитический гормон

6. пониженное питание

7. свойства кожи

8. лекарственные препараты, применяемые для лечения гипотрофии

Источник: http://lektsii.org/11-97071.html

Сестринское дело в педиатрии. сестринский процесс при заболеванияхжелудочно-кишечного тракта у детей (стр. 1 )

Государственное образовательное учреждение

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

Рецензенты: – И. о. главного врача областного дома ребенка,

кандидат медицинских наук.

– заместитель директора по практическому

обучению, преподаватель педиатрии высшей квалификационной

категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».

Леонтьева процесс при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей: Учебно-методическое пособие. – Архангельск; ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2006.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело», способствует систематизации теоретических знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков медицинской сестры по уходу за детьми с патологией пищеварительного тракта.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии педиатрии.

Исходный уровень знаний. . .

План изучения темы

Требования к знаниям

Данные объективного исследования. . .

Данные диагностических и лабораторных методов исследования

Выявление нарушенных потребностей и проблем пациента. .

Схемы базисного ухода при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. . .

План сестринского ухода при стоматите

План сестринского ухода при энтеробиозе, аскаридозе. . .

План сестринского ухода при функциональном расстройстве желудка, остром гастрите

План сестринского ухода при хроническом гастрите, гастродуодените, язвенной болезни желудка и/или 12-перстной кишки

План сестринского ухода при функциональном расстройстве билиарного тракта

Алгоритмы практических манипуляций

Техника обработки полости рта при стоматите. .

Техника взятия соскоба на энтеробиоз с перианальных складок. . .

Техника взятия кала для копрологического исследования.

Техника взятия кала для исследования на скрытое кровотечение

Техника промывания желудка

Техника постановки газоотводной трубки

Техника фракционного желудочного зондирования

Техника фракционного дуоденального зондирования

Техника «слепого» зондирования (тюбажа) по Демьянову.

Техника постановки очистительной клизмы

Подготовка пациента к фиброгастродуоденоскопии

Неотложная помощь при рвоте

Неотложная помощь при метеоризме. .

Примеры ситуационных задач с эталоном ответов

Тест для самоконтроля

Эталон ответов тестов

Список использованной литературы. . .

Вы приступаете к изучению одной из актуальнейших проблем педиатрии.

Медицинские сестры в своей практической деятельности ежедневно могут сталкиваться с патологией органов пищеварения у детей. Хронические болезни органов пищеварения у детей занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости.

Медицинские сестры должны четко и грамотно, в зависимости от нарушенных потребностей выявлять проблемы ребенка. Составлять план сестринского ухода, реализовать поставленные цели.

Основная цель методического пособия – систематизация теоретических знаний, совершенствование умений и навыков медицинской сестры по уходу за ребенком с патологией органов пищеварения.

Пособие содержит в себе информационные, справочные, наглядные материалы, задания для самоконтроля.

Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело» и рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по темам: «Сестринский уход при болезнях органов пищеварения у детей старшего возраста», «Рубежный контроль «Сестринский уход при болезнях детей старшего возраста».

Информация по данной теме будет для вас полезной и нужной для

сдачи экзамена Итоговой Государственной Аттестации и послужит

хорошим подспорьем в вашей практической работе.

Тема: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ»

Данное пособие предназначено для получения дополнительных практических знаний к информации в учебном и лекционном материале.

II. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для изучения данной темы необходимо повторить:

· АФО желудочно-кишечного тракта у детей.

III. План ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

1. Повторить вопросы исходного уровня знаний.

· Определение, этиологию, клинические симптомы следующих заболеваний:

— функциональное расстройство желудка

— хронический гастрит, гастродуоденит

— дисфункциональное расстройство билиарного тракта

— язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

— глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз).

· Особенности диетотерапии и медикаментозного лечения данных заболеваний

· Методику сестринского обследования пациента (сбор анамнеза, объективный осмотр)

· Схемы сестринского ухода при данных заболеваниях

· Технику обработки полости рта при стоматитах, фракционного желудочного зондирования, фракционного дуоденального зондирования, промывания желудка, постановки газоотводной трубки, очистительной клизмы, сбора кала на яйца глистов, скрытую кровь, соскоба на энтеробиоз

· Правила подготовки больного к диагностическим методам исследования (ФГДС, УЗИ и др.).

IV. При комплексном изучении учебного, лекционного материала,

методического пособия по теме

· Понятие, этиологию, клинику, принципы лечения и ухода при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей.

· Схему сестринского обследования гастроэнтерологического больного.

· Меры профилактики данной патологии.

· Принципы диспансерного наблюдения за детьми.

· Провести опрос больного ребенка.

· Выявить факторы риска по хроническим заболеваниям ЖКТ.

· Провести объективный осмотр ребенка и выявить симптомы поражения желудочно-кишечного тракта.

· Определить симптомы возможных осложнений.

· Выявить нарушенные потребности и проблемы больного ребенка.

· Составить план сестринского вмешательства.

· Дать рекомендации по диете ребенку, матери, родственникам.

· Выполнить манипуляции, применяемые для диагностики заболеваний органов пищеварения у детей разного возраста.

· Выписать рецепты лекарственных средств.

V. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. анамнез гастроэнтерологического больного

I. Жалобы (подчеркиваются соответствующие показатели)

1. Боли в животе: есть, нет, характер болей (ноющие, давящие, колющие,

интенсивность: слабые, умеренные, сильные, в виде приступов, чувство тя-

жести после еды________________________________________________

продолжительность: кратковременные (15-20 мин.), 1-2 часа, несколько ча­

сов, несколько дней, постоянные___________________________________

частота болей: ежедневно, еженедельно, один раз в один или несколько ме-

локализация: эпигастральная область, подложечная, подреберье правое, ле­вое, вокруг пупка, левая подвздошная область, правая подвздошная область,

по всему животу_____________________________________________________

иррадиация болей: в правое, левое подреберье, спину, опоясывающие бо-­

связь с приемом пищи: натощак, во время еды, сразу после еды, через 1-2 ча-

са после еды, перед сном, ночью, нет связи с едой____________________

связь с физической нагрузкой: усиливаются, не усиливаются___________

связь с актом дефекации: усиливаются, уменьшаются_________________

уменьшаются или проходят боли: от приема лекарств (каких)

от тепла, в покое, после приема пищи__________________

причина болевого синдрома: нарушения в диете (жирная, острая пища, пере­-

едание), после физической нагрузки, стрессовых ситуаций и др.________

2. Диспептические расстройства.

аппетит — снижен, сохранен, повышен, избирательный_________________

тошнота — натощак, после еды (какой) или лекарств, при болях в животе, при

рвота — натощак, после еды (какой) или лекарств, приносит облегчение, не

отрыжка — натощак, после приема пищи, воздухом, съеденной пищей, зави-­

сит (не зависит) от положения тела (сидя, стоя, лежа)_____________________

урчание в животе — после приема пищи, овощей, цельного коровьего молока,

других продуктов (каких)________________________________________

характер ст-3 дня, до недели и более);

форма стула — «овечий», объемным столбом, кашицеобразный, жидкий; наличие примесей — кровь, слизь, непереваренные частицы пищи, пенистый; объем стула (скудный, умеренный, значительный);

запах — кислый, гнилостный, зловонный;

чередование поносов с запорами — есть, нет..

Жалобы общего характера.

отставание в массе

повышенная утомляемость, раздражительность, слабость, головные боли, на­

рушения сна (с трудом засыпает, часто пробуждается)________________

давность заболевания (с момента появления самых первых признаков болез­ни) — до 1 года, 1 -3 года, свыше 3 лет;

особенности течения: чередование ухудшения и коротких светлых проме­жутков, эпизодически с длительными светлыми промежутками, сезонность обострений (весна, осень) — да, нет; непрерывное течение без резких ухудше­ний и без светлых промежутков;

когда обратились впервые по месту жительства______________________

проводимое обследование по месту жительства: было, нет, какое________

первое обращение в стационар___________________________________

проводилось стационарное обследование, лечение — да, нет, когда_______

эффект от стационарного лечения: был, нет, через сколько месяцев ухудше-

диета дома соблюдалась, не соблюдалась___________________________

рекомендованное лечение после выписки проводилось, не проводилось, час-

находился на Д-учете: по месту жительства, у гастроэнтеролога областной

поликлиники, с какого года, диагноз_______________________________

санаторно-курортное лечение: не было, было, когда, где______________

имеет инвалидность: да, нет_______________________________________

III. Факторы риска по хроническим заболеваниям ЖКТ:

токсикозы беременности матери: были, нет______________________________­­­­­­­­­

заболевания матери в период беременности: не были, были, какие____

течение родов: с осложнениями, нет_______________________

масса тела при рождении, оценка по Апгар__________________________

приложен к груди на какие сутки, сосал активно, нет__________________

вскармливался грудью до какого возраста, виды прикормов, их переноси-­

мость (склонность к срыгиваниям, поносам)________________________

острые кишечные инфекции: энтероколит, сальмонеллез, острая дизентерия,

вирусный гепатит: был, не был, дата перенесенного заболевания________

иерсиниоз, частые ОРВИ, детские инфекции (какие), глистные инвазии,

лямблиоз, дисбактериоз кишечника________________________________

аллергические реакции: на прививки, медикаменты, продукты питания (ка-

курсы антибиотиков: не были, однократно, несколько раз______________

непереносимость различных продуктов (вписать характер появляющихся жа—

лоб): молоко, сладкое, фрукты, жареная, острая пища и др.____________

2. данные объективного исследования.

• Состояние кожи (окраска, влажность, чистота, эластичность);

• Подкожно-жировой слой (выраженность, распределение, толщина

складки на груди, животе);

• Состояние слизистой полости рта, зева, миндалин, языка (окраска,

влажность, налеты, фолликулы, трещины, состояние сосочков);

• Состояние зубов — молочные, постоянные, наличие кариеса;

• Форма и величина живота, расширение вен передней брюшной стенки,

видимая перистальтика, расхождение прямых мышц живота, состояние

2) Перкуссия живота, определение асцита.

• Поверхностная пальпация живота (напряжение мышц живота, болез-­

ненность, локальное уплотнение);

• Глубокая пальпация живота:

Ø Георгиевского-Мюсси — при сравнительном надавливании (т. е.

сначала левой, затем с правой стороны тела) между ножками

правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы появляется бо­-

лезненность в правом подреберье, и возможно, в области правого

Ø Ортнера-Грехова — болезненность справа при сравнительном по-

колачивании ребром ладони по реберным дугам;

Ø Мерфи — в положении больного лежа на спине большой палец

осторожно вводится под правую реберную дугу в проекции

желчного пузыря. На вдохе возникает боль и вдох рефлекторно

Ø Кера — болезненность при пальпации в правом подреберье в про-­

екции желчного пузыря, т. е. в углу, образованном наружным

краем правой прямой мышцы живота и правой реберной дугой;

Ø Мейо-Робсона — на границе наружной и средней трети линии, со­-

единяющей пупок с серединой левой реберной дуги (зона проек-­

ции хвоста поджелудочной железы);

Ø Боаса — болезненность при надавливании на поперечные отростки X-XII грудных позвонков;

Ø Оппенховского — болезненность при надавливании на остистые

отростки VII-X грудных позвонков. Симптом положителен при

5) Состояние ануса — трещины, зияние; выпадение прямой кишки.

6) Стул и его характеристика

— цвет, запах, консистенция, патологические примеси, частота

3. Данные диагностических и лабораторных методов исследования.

II. выявление нарушенных потребностей И проблем пациента

Функцио­нальное рас­стройство желудка

Дисфунк — циональное расстройство билиарного тракта

Сухой ка­шель, одыш­ка, боль в груди

2. Адекватно пи­таться

• боль в по­лости рта

• высыпания на слизистой полости рта

нарушение целостности слизистой полости рта

• невозмож­ность прини­мать пищу из-за боли

снижение аппетита, тошнота, рвота, дефицит массы тела

• боли в верхней по­ловине живо­та, схватко­образные, по­грешностей в диете

• рвота неод­нократная, неукротимая

• боли в эпи-гастрии, об­ласти пупка без четкой связи с прие­мом пищи

• однократная рвота. снижение аппетита. изжога

• боль в жи­воте интен­сивного, при­ступообраз­ного характе­ра

• неперено­симость жирной, жа­реной пищи. снижение аппетита

• дефицит массы тел

• «голодные», ночные боли (при дефекте слизистой 12-перстной кишки)

• сразу после еды (при де­фекте слизи­стой желуд­ка)

• снижение аппетита, тошнота, рвота, горечь во рту

• неперено­симость жирной пищи необходи­мость соблю­дения диеты

• боли в пра­вом подребе­рье, боку, околопупоч­ной области при погреш­ности в диете

необходи­мость огра­ничений в пи­тании

• чувство быстрого насыще­ния, переполнения, тяжесть в животе

• изжога, отрыжка воздухом, кислым

• повышенное слюноотделе — ние

мелена при кровотечении

неустойчивый стул (понос, запор)

жидкий стул со слизью, при­месью крови, ночное недержание мочи слюнотечение

▪ боли в животе при физиче­ской нагрузке (бег, прыжки)

резкие коли-кообразные боли в правом подреберье при беге, ходьбе

нарушение сна (тревож­ный, беспо­койный сон)

• колющая, приступо­образная боль в пра­вом подре­берье или боку при гипертони­ческой фор­ме • постоянная тупая боль при гипото­нической форме • головная боль

• зуд в об­ласти про­межности

• заеды в области уголков рта

неприятный запах изо рта

ние) самостоятельного ги —

гиенического ухода вслед —

• дефицит знаний и навыков

соблюдения личной гигие —

ны у ребенка и родственни —

Дефицит знаний и навыков по

правильной и своевременной

смене нательного и постель —

ного белья у больных и родст —

8. Поддержание безопасности собственной и окружающих

• риск при­соединения бактериаль­ной инфек­ции

• риск инфи­цирования окружающих

• риск инфицирования окру­жающих

• риск повторного заражения, вследствие дефицита знаний о заболевании

• риск травматизации, вслед­ствие слабости, эпилепти-формных припадков

• риск развития осложнений:

• риск развития хронического гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни

риск развития язвенной бо­лезни

• риск разви­тия кровоте­чения из яз­венного де­фекта

• риск разви­тия стеноза луковицы 12-перстной кишки. пенетрация

• перфорация риск травма­тизации, вследствие головокруже­ния

• риск разви­тия воспали­тельного процесса в желчевыво-дящих путях, желчекамен-ной болезни

• дефицит знаний о за­болевании

вульвоваги-ниты, эндо­метриты, она­низм, саль­пингиты, баланопости-ты, уретриты, аппендицит

•кишечная непроходи­мость, эпи-лептиформные припад­ки, менинги-альный син­дром, угнете­ние иммуни­тета, анемии

• дефицит знаний ребенка и его родственников о заболе­вании риск инфицирования окру­жающих

невозмож­ность обще­ния из-за бо­лезни

• нарушение нервно-психического развития, вследствие длительной инва­зии (задержка речи, ослабле­ние памяти, интеллекта)

• снижение работоспособно­сти, успеваемости в школе

1 1. Приоритет-ная проблема

• боль в по­лости рта • высыпания на слизистой полости рта

• зуд в об­ласти про­межности

• кашель в фазу мигра­ции

• боли в жи­воте в ки­шечной фазе

• боль в об­ласти право­го подребе­рья (правой половине живота, око­лопупочной области)

12. Потенциаль-ная проблема

• риск при­соединения бактериаль­ной инфек­ции

• риск развития осложнении риск повторного инфициро­вания

• риск инфицирования окру­жающих

• риск развития осложнений

• риск развития осложнений

III. СХЕМЫ БАЗИСНОГО УХОДА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Обзоры сервисов Pandia.ru

Заболевания

Направления медицины в архивах:

    Иммунология • Аллергология • Венерология • Ветеринария • Гастроэнтерология • Генетика • Гематология • Онкогинекология • Гомеопатия • Дерматология • Диетология • Инфекциония • Акушерство • Алгология • Ангиология • Андрология • Анестезиология • Бариатрическая хирургия • Бариатрия • Вертеброневрология • Внутренние болезни • Вертеброневрология • Внутренние болезни • Перфузиология • Подиатрия • Подростковая медицина • Психиатрия • Гинекология • Дерматология • Десмургия • Кардиология • Колопроктология • Маммология • Наркология • Неврология • Неонатология • Нефрология • Одонтология • Онкогематология • Онкология • Отоларинголог • Оториноларингология • Офтальмология • Пульмонология • Ревматология • Регенеративная медицина • Сексопатология • Сомнология • Стоматология • Травматология • Урология • Физиатрия • Физиотерапия • Фтизиатрия • Хирургия • Хрономедицина • Эметология • Эндокринология • Лучевая диагностика • Гистология • Косметология • Онкореабилитация • Педиатрия • Дефектология • Логопедия • Проктология • Психология • Пластическая хирургия • Пластическая ортопедия • Пластика лица • Челюстная хирургия • Сосудистая хирургия

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источник: http://pandia.ru/text/78/161/11532.php

Сестринское дело в педиатрии. сестринский процесс при заболеванияхжелудочно-кишечного тракта у детей (стр. 1 )

Государственное образовательное учреждение

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

Рецензенты: – И. о. главного врача областного дома ребенка,

кандидат медицинских наук.

– заместитель директора по практическому

обучению, преподаватель педиатрии высшей квалификационной

категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».

Леонтьева процесс при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей: Учебно-методическое пособие. – Архангельск; ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2006.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело», способствует систематизации теоретических знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков медицинской сестры по уходу за детьми с патологией пищеварительного тракта.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии педиатрии.

Исходный уровень знаний. . .

План изучения темы

Требования к знаниям

Данные объективного исследования. . .

Данные диагностических и лабораторных методов исследования

Выявление нарушенных потребностей и проблем пациента. .

Схемы базисного ухода при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. . .

План сестринского ухода при стоматите

План сестринского ухода при энтеробиозе, аскаридозе. . .

План сестринского ухода при функциональном расстройстве желудка, остром гастрите

План сестринского ухода при хроническом гастрите, гастродуодените, язвенной болезни желудка и/или 12-перстной кишки

План сестринского ухода при функциональном расстройстве билиарного тракта

Алгоритмы практических манипуляций

Техника обработки полости рта при стоматите. .

Техника взятия соскоба на энтеробиоз с перианальных складок. . .

Техника взятия кала для копрологического исследования.

Техника взятия кала для исследования на скрытое кровотечение

Техника промывания желудка

Техника постановки газоотводной трубки

Техника фракционного желудочного зондирования

Техника фракционного дуоденального зондирования

Техника «слепого» зондирования (тюбажа) по Демьянову.

Техника постановки очистительной клизмы

Подготовка пациента к фиброгастродуоденоскопии

Неотложная помощь при рвоте

Неотложная помощь при метеоризме. .

Примеры ситуационных задач с эталоном ответов

Тест для самоконтроля

Эталон ответов тестов

Список использованной литературы. . .

Вы приступаете к изучению одной из актуальнейших проблем педиатрии.

Медицинские сестры в своей практической деятельности ежедневно могут сталкиваться с патологией органов пищеварения у детей. Хронические болезни органов пищеварения у детей занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости.

Медицинские сестры должны четко и грамотно, в зависимости от нарушенных потребностей выявлять проблемы ребенка. Составлять план сестринского ухода, реализовать поставленные цели.

Основная цель методического пособия – систематизация теоретических знаний, совершенствование умений и навыков медицинской сестры по уходу за ребенком с патологией органов пищеварения.

Пособие содержит в себе информационные, справочные, наглядные материалы, задания для самоконтроля.

Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело» и рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по темам: «Сестринский уход при болезнях органов пищеварения у детей старшего возраста», «Рубежный контроль «Сестринский уход при болезнях детей старшего возраста».

Информация по данной теме будет для вас полезной и нужной для

сдачи экзамена Итоговой Государственной Аттестации и послужит

хорошим подспорьем в вашей практической работе.

Тема: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ»

Данное пособие предназначено для получения дополнительных практических знаний к информации в учебном и лекционном материале.

II. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для изучения данной темы необходимо повторить:

· АФО желудочно-кишечного тракта у детей.

III. План ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

1. Повторить вопросы исходного уровня знаний.

· Определение, этиологию, клинические симптомы следующих заболеваний:

— функциональное расстройство желудка

— хронический гастрит, гастродуоденит

— дисфункциональное расстройство билиарного тракта

— язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

— глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз).

· Особенности диетотерапии и медикаментозного лечения данных заболеваний

· Методику сестринского обследования пациента (сбор анамнеза, объективный осмотр)

· Схемы сестринского ухода при данных заболеваниях

· Технику обработки полости рта при стоматитах, фракционного желудочного зондирования, фракционного дуоденального зондирования, промывания желудка, постановки газоотводной трубки, очистительной клизмы, сбора кала на яйца глистов, скрытую кровь, соскоба на энтеробиоз

· Правила подготовки больного к диагностическим методам исследования (ФГДС, УЗИ и др.).

IV. При комплексном изучении учебного, лекционного материала,

методического пособия по теме

· Понятие, этиологию, клинику, принципы лечения и ухода при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей.

· Схему сестринского обследования гастроэнтерологического больного.

· Меры профилактики данной патологии.

· Принципы диспансерного наблюдения за детьми.

· Провести опрос больного ребенка.

· Выявить факторы риска по хроническим заболеваниям ЖКТ.

· Провести объективный осмотр ребенка и выявить симптомы поражения желудочно-кишечного тракта.

· Определить симптомы возможных осложнений.

· Выявить нарушенные потребности и проблемы больного ребенка.

· Составить план сестринского вмешательства.

· Дать рекомендации по диете ребенку, матери, родственникам.

· Выполнить манипуляции, применяемые для диагностики заболеваний органов пищеварения у детей разного возраста.

· Выписать рецепты лекарственных средств.

V. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. анамнез гастроэнтерологического больного

I. Жалобы (подчеркиваются соответствующие показатели)

1. Боли в животе: есть, нет, характер болей (ноющие, давящие, колющие,

интенсивность: слабые, умеренные, сильные, в виде приступов, чувство тя-

жести после еды________________________________________________

продолжительность: кратковременные (15-20 мин.), 1-2 часа, несколько ча­

сов, несколько дней, постоянные___________________________________

частота болей: ежедневно, еженедельно, один раз в один или несколько ме-

локализация: эпигастральная область, подложечная, подреберье правое, ле­вое, вокруг пупка, левая подвздошная область, правая подвздошная область,

по всему животу_____________________________________________________

иррадиация болей: в правое, левое подреберье, спину, опоясывающие бо-­

связь с приемом пищи: натощак, во время еды, сразу после еды, через 1-2 ча-

са после еды, перед сном, ночью, нет связи с едой____________________

связь с физической нагрузкой: усиливаются, не усиливаются___________

связь с актом дефекации: усиливаются, уменьшаются_________________

уменьшаются или проходят боли: от приема лекарств (каких)

от тепла, в покое, после приема пищи__________________

причина болевого синдрома: нарушения в диете (жирная, острая пища, пере­-

едание), после физической нагрузки, стрессовых ситуаций и др.________

2. Диспептические расстройства.

аппетит — снижен, сохранен, повышен, избирательный_________________

тошнота — натощак, после еды (какой) или лекарств, при болях в животе, при

рвота — натощак, после еды (какой) или лекарств, приносит облегчение, не

отрыжка — натощак, после приема пищи, воздухом, съеденной пищей, зави-­

сит (не зависит) от положения тела (сидя, стоя, лежа)_____________________

урчание в животе — после приема пищи, овощей, цельного коровьего молока,

других продуктов (каких)________________________________________

характер ст-3 дня, до недели и более);

форма стула — «овечий», объемным столбом, кашицеобразный, жидкий; наличие примесей — кровь, слизь, непереваренные частицы пищи, пенистый; объем стула (скудный, умеренный, значительный);

запах — кислый, гнилостный, зловонный;

чередование поносов с запорами — есть, нет..

Жалобы общего характера.

отставание в массе

повышенная утомляемость, раздражительность, слабость, головные боли, на­

рушения сна (с трудом засыпает, часто пробуждается)________________

давность заболевания (с момента появления самых первых признаков болез­ни) — до 1 года, 1 -3 года, свыше 3 лет;

особенности течения: чередование ухудшения и коротких светлых проме­жутков, эпизодически с длительными светлыми промежутками, сезонность обострений (весна, осень) — да, нет; непрерывное течение без резких ухудше­ний и без светлых промежутков;

когда обратились впервые по месту жительства______________________

проводимое обследование по месту жительства: было, нет, какое________

первое обращение в стационар___________________________________

проводилось стационарное обследование, лечение — да, нет, когда_______

эффект от стационарного лечения: был, нет, через сколько месяцев ухудше-

диета дома соблюдалась, не соблюдалась___________________________

рекомендованное лечение после выписки проводилось, не проводилось, час-

находился на Д-учете: по месту жительства, у гастроэнтеролога областной

поликлиники, с какого года, диагноз_______________________________

санаторно-курортное лечение: не было, было, когда, где______________

имеет инвалидность: да, нет_______________________________________

III. Факторы риска по хроническим заболеваниям ЖКТ:

токсикозы беременности матери: были, нет______________________________­­­­­­­­­

заболевания матери в период беременности: не были, были, какие____

течение родов: с осложнениями, нет_______________________

масса тела при рождении, оценка по Апгар__________________________

приложен к груди на какие сутки, сосал активно, нет__________________

вскармливался грудью до какого возраста, виды прикормов, их переноси-­

мость (склонность к срыгиваниям, поносам)________________________

острые кишечные инфекции: энтероколит, сальмонеллез, острая дизентерия,

вирусный гепатит: был, не был, дата перенесенного заболевания________

иерсиниоз, частые ОРВИ, детские инфекции (какие), глистные инвазии,

лямблиоз, дисбактериоз кишечника________________________________

аллергические реакции: на прививки, медикаменты, продукты питания (ка-

курсы антибиотиков: не были, однократно, несколько раз______________

непереносимость различных продуктов (вписать характер появляющихся жа—

лоб): молоко, сладкое, фрукты, жареная, острая пища и др.____________

2. данные объективного исследования.

• Состояние кожи (окраска, влажность, чистота, эластичность);

• Подкожно-жировой слой (выраженность, распределение, толщина

складки на груди, животе);

• Состояние слизистой полости рта, зева, миндалин, языка (окраска,

влажность, налеты, фолликулы, трещины, состояние сосочков);

• Состояние зубов — молочные, постоянные, наличие кариеса;

• Форма и величина живота, расширение вен передней брюшной стенки,

видимая перистальтика, расхождение прямых мышц живота, состояние

2) Перкуссия живота, определение асцита.

• Поверхностная пальпация живота (напряжение мышц живота, болез-­

ненность, локальное уплотнение);

• Глубокая пальпация живота:

Ø Георгиевского-Мюсси — при сравнительном надавливании (т. е.

сначала левой, затем с правой стороны тела) между ножками

правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы появляется бо­-

лезненность в правом подреберье, и возможно, в области правого

Ø Ортнера-Грехова — болезненность справа при сравнительном по-

колачивании ребром ладони по реберным дугам;

Ø Мерфи — в положении больного лежа на спине большой палец

осторожно вводится под правую реберную дугу в проекции

желчного пузыря. На вдохе возникает боль и вдох рефлекторно

Ø Кера — болезненность при пальпации в правом подреберье в про-­

екции желчного пузыря, т. е. в углу, образованном наружным

краем правой прямой мышцы живота и правой реберной дугой;

Ø Мейо-Робсона — на границе наружной и средней трети линии, со­-

единяющей пупок с серединой левой реберной дуги (зона проек-­

ции хвоста поджелудочной железы);

Ø Боаса — болезненность при надавливании на поперечные отростки X-XII грудных позвонков;

Ø Оппенховского — болезненность при надавливании на остистые

отростки VII-X грудных позвонков. Симптом положителен при

5) Состояние ануса — трещины, зияние; выпадение прямой кишки.

6) Стул и его характеристика

— цвет, запах, консистенция, патологические примеси, частота

3. Данные диагностических и лабораторных методов исследования.

II. выявление нарушенных потребностей И проблем пациента

Функцио­нальное рас­стройство желудка

Дисфунк — циональное расстройство билиарного тракта

Сухой ка­шель, одыш­ка, боль в груди

2. Адекватно пи­таться

• боль в по­лости рта

• высыпания на слизистой полости рта

нарушение целостности слизистой полости рта

• невозмож­ность прини­мать пищу из-за боли

снижение аппетита, тошнота, рвота, дефицит массы тела

• боли в верхней по­ловине живо­та, схватко­образные, по­грешностей в диете

• рвота неод­нократная, неукротимая

• боли в эпи-гастрии, об­ласти пупка без четкой связи с прие­мом пищи

• однократная рвота. снижение аппетита. изжога

• боль в жи­воте интен­сивного, при­ступообраз­ного характе­ра

• неперено­симость жирной, жа­реной пищи. снижение аппетита

• дефицит массы тел

• «голодные», ночные боли (при дефекте слизистой 12-перстной кишки)

• сразу после еды (при де­фекте слизи­стой желуд­ка)

• снижение аппетита, тошнота, рвота, горечь во рту

• неперено­симость жирной пищи необходи­мость соблю­дения диеты

• боли в пра­вом подребе­рье, боку, околопупоч­ной области при погреш­ности в диете

необходи­мость огра­ничений в пи­тании

• чувство быстрого насыще­ния, переполнения, тяжесть в животе

• изжога, отрыжка воздухом, кислым

• повышенное слюноотделе — ние

мелена при кровотечении

неустойчивый стул (понос, запор)

жидкий стул со слизью, при­месью крови, ночное недержание мочи слюнотечение

▪ боли в животе при физиче­ской нагрузке (бег, прыжки)

резкие коли-кообразные боли в правом подреберье при беге, ходьбе

нарушение сна (тревож­ный, беспо­койный сон)

• колющая, приступо­образная боль в пра­вом подре­берье или боку при гипертони­ческой фор­ме • постоянная тупая боль при гипото­нической форме • головная боль

• зуд в об­ласти про­межности

• заеды в области уголков рта

неприятный запах изо рта

ние) самостоятельного ги —

гиенического ухода вслед —

• дефицит знаний и навыков

соблюдения личной гигие —

ны у ребенка и родственни —

Дефицит знаний и навыков по

правильной и своевременной

смене нательного и постель —

ного белья у больных и родст —

8. Поддержание безопасности собственной и окружающих

• риск при­соединения бактериаль­ной инфек­ции

• риск инфи­цирования окружающих

• риск инфицирования окру­жающих

• риск повторного заражения, вследствие дефицита знаний о заболевании

• риск травматизации, вслед­ствие слабости, эпилепти-формных припадков

• риск развития осложнений:

• риск развития хронического гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни

риск развития язвенной бо­лезни

• риск разви­тия кровоте­чения из яз­венного де­фекта

• риск разви­тия стеноза луковицы 12-перстной кишки. пенетрация

• перфорация риск травма­тизации, вследствие головокруже­ния

• риск разви­тия воспали­тельного процесса в желчевыво-дящих путях, желчекамен-ной болезни

• дефицит знаний о за­болевании

вульвоваги-ниты, эндо­метриты, она­низм, саль­пингиты, баланопости-ты, уретриты, аппендицит

•кишечная непроходи­мость, эпи-лептиформные припад­ки, менинги-альный син­дром, угнете­ние иммуни­тета, анемии

• дефицит знаний ребенка и его родственников о заболе­вании риск инфицирования окру­жающих

невозмож­ность обще­ния из-за бо­лезни

• нарушение нервно-психического развития, вследствие длительной инва­зии (задержка речи, ослабле­ние памяти, интеллекта)

• снижение работоспособно­сти, успеваемости в школе

1 1. Приоритет-ная проблема

• боль в по­лости рта • высыпания на слизистой полости рта

• зуд в об­ласти про­межности

• кашель в фазу мигра­ции

• боли в жи­воте в ки­шечной фазе

• боль в об­ласти право­го подребе­рья (правой половине живота, око­лопупочной области)

12. Потенциаль-ная проблема

• риск при­соединения бактериаль­ной инфек­ции

• риск развития осложнении риск повторного инфициро­вания

• риск инфицирования окру­жающих

• риск развития осложнений

• риск развития осложнений

III. СХЕМЫ БАЗИСНОГО УХОДА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Обзоры сервисов Pandia.ru

Заболевания

Направления медицины в архивах:

    Иммунология • Аллергология • Венерология • Ветеринария • Гастроэнтерология • Генетика • Гематология • Онкогинекология • Гомеопатия • Дерматология • Диетология • Инфекциония • Акушерство • Алгология • Ангиология • Андрология • Анестезиология • Бариатрическая хирургия • Бариатрия • Вертеброневрология • Внутренние болезни • Вертеброневрология • Внутренние болезни • Перфузиология • Подиатрия • Подростковая медицина • Психиатрия • Гинекология • Дерматология • Десмургия • Кардиология • Колопроктология • Маммология • Наркология • Неврология • Неонатология • Нефрология • Одонтология • Онкогематология • Онкология • Отоларинголог • Оториноларингология • Офтальмология • Пульмонология • Ревматология • Регенеративная медицина • Сексопатология • Сомнология • Стоматология • Травматология • Урология • Физиатрия • Физиотерапия • Фтизиатрия • Хирургия • Хрономедицина • Эметология • Эндокринология • Лучевая диагностика • Гистология • Косметология • Онкореабилитация • Педиатрия • Дефектология • Логопедия • Проктология • Психология • Пластическая хирургия • Пластическая ортопедия • Пластика лица • Челюстная хирургия • Сосудистая хирургия

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источник: http://pandia.ru/text/78/161/11532.php

Ссылка на основную публикацию